Звук [ж]. Буква ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока обучения грамоте (литературное чтение)
Класс 1 УМК «Перспективная начальная школа» Ф.И.О. учителя Завразина Марина Сергеевна Тема урока Звук [ж]. Буква ж Цель урока: Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж] и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука; Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи; Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Этап урока

Вид работы

Виды УУД

Примечание

1

Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Создание доброжелательной рабочей атмосферы

Личностные УУД

2

Определение темы и постановка целей урока. Мотивация.

Формулировка цели урока детьми с помощью учителя.

Выявление проблемы, недостаточность имеющих знаний.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

3

Актуализация знаний УУД

Повторение опорных понятий (модели единиц русского языка)

Коммуникативные УУД

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Работа с моделью слова. Выделение нового звука. Знакомство с буквой.

Нахождение новой буквы в алфавите. Её расположение по отношению к знакомым буквам.

Познавательные УУД ()

Коммуникативные УУД

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Чтение слогов по заданным схемам.

Чтение слогов и слов в столбике нараспев и орфоэпически.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД ()

6

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Конструирование буквы, используя элементы.

Сравнение пары слов по звучанию и значению

Познавательные УУД ()

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

7

Динамическая пауза

Игра «Поймай звук»

Физминутка для глаз

Познавательные УУД

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Фронтальная беседа

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

9

Рефлексия деятельности

Подведение итогов урока.

Объяснение домашнего задания.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

10

(Если останется время) Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Построение модели слова с новым звуком.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Методическая разработка урока

«Обучение грамоте»


Автор: Завразина Марина Сергеевна учитель начальных классов МАОУ Средняя школа № 4 г. Искитим Предмет: литературное чтение УМК: «Перспективная начальная школа» Класс: первый Тема: Звук [ж]. Буква ж Тип урока: открытие новых знаний Цели:

  • Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
  • Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
  • Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод. Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART Board, Учебные пособия:
  • Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука», 1 класс (учебник), Москва, Академкнига/учебник, 2008.

Ход урока


I ЭТАП: Организационный Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Содержание деятельности: 1. Организация начала урока а) Считалочка: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Актуализация опорных знаний. Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.
Содержание деятельности: 1.Отгадывание загадок

  • В золотой клубочек

Спрятался дубочек (жёлудь)

  • Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

Шесть ног без копыт,

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (жук)

  • Ноги, как ходули,

Шея, как свеча.

Скорость, как у пули.

Ростом - каланча. (жираф)


III ЭТАП: Формулирование темы и цели. Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание деятельности: 1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок. - Проговорите слово "снежинка" про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его ("ж"). - Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук…("ж") и буква, которая его обозначает). - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока: Познакомиться со … звуком "ж"; Учиться отличать … звук "ж" от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
IV ЭТАП: "Открытие" новых знаний. Знакомство с новым звуком. Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и букве, которая его обозначает.
Содержание деятельности: 1. Выделение нового звука из слова «Снежинки». Наблюдение за звуком. - Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой). - Измените слово "снежинки" так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? (Снежинка). - Что такое снежинка? (Очень маленькая снежная частичка). - Хотите знать, как образуются снежинки? Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда же они становятся достаточно тяжёлыми, то падают вниз. Весит снежинка около миллиграмма. В природе, наверное, нет двух совершенно одинаковых снежинок. Каждая снежинка, падая на землю, проходит через слои воздуха, отличающиеся влажностью, температурой, загрязнением и другими параметрами. Поэтому среди миллионов снежинок вряд ли можно найти две совершенно одинаковые. - Произнесите слово "снежинка", выделяя новый звук. Назовите этот звук. Понаблюдайте за его произношением в зеркало. - В каком положении находятся губы? - В каком положений находятся зубы - сомкнуты или раскрыты? - Где находится кончик языка? (Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов). Что напоминает язычок? (Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки). - Обсудите в паре, какой это звук и почему.

Вывод: Звук "ж" согласный, потому что воздух встречает преграду. - Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук. Дети называют разные слова с новым звуком. - Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет). - Какой можно сделать вывод?

Вывод: Звук "ж" всегда твёрдый. - Произнесите звук. Какой он: звонкий или глухой? Почему?

Вывод: Звук «ж» звонкий, потому что произносим его голосом и шумом.

2. Составление схемы слова. - Составьте схему слова "снежинки" на парте, а один человек у доски. Дети составляют схему слова "снежинки". Сверяют со схемой на доске. - Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку "ж".

Вывод: Звук "ж" согласный, твёрдый, звонкий.
3. Физминутка. - Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?

(Это лыжи, потому что в этом слове есть звук "ж"). - Мы - лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук "ж". Если нового звука не услышим, то едем дальше. Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.

(Дети изображают движение на лыжах.) - Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику. (Звук "ж" согласный, твёрдый, звонкий).
5. Знакомство с новой буквой. (8 страница) - Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук "ж". Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа? (На снежинку). - Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется? Стала снежинка буквою "Ж". Солнце её не растопит уже. - Выложите букву "ж" из палочек. Дайте имя "звуковичку". (5 страница) - Расскажите, что узнали о новой букве. Найдите её в Азбуке.
6. Чтение слогов в Азбуке. - С какими гласными дружит буква "ж"? Как будем читать её? Почему? ("Ж" дружит с гласными "а", "у", "о", "и", "е"). - Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи, же, жё). - Это традиционное написание. Буква ж - капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после "ж". Как назовём эти сочетания букв? ("Опасные"). - Какая буква сигнал опасности? Какая буква - опасное место? Сформулируй правила правописания.

Жи пиши с гласной и, же - с гласной е. - Вспомни другие "опасные" сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с гласной и, ше - с гласной е). - Найди в "Азбуке" слоги, записанные в обратном порядке. Прочти самостоятельно; хором; как говорим. Что заметили? Что произошло с последним звуком? Какое ещё открытие можно сделать?

Вывод: Ж - Ш парные. - И ещё один секрет. Как мы называем звук "ш" в зависимости от произношения? (Шипящий). - Звуки "ж" и "ш" так сдружились, что оба носят это название. В какую же группу присоединится "звуковичок"? Почему? (К "звуковичку" "ш", так как у них много общего).

Вывод: Ж - Ш шипящие


- Прочтите буквосочетания самостоятельно (9 страница)



жан жлек жур жмас жис жмур жол жмыр жес жсиа

Виды чтения: 1 столбик: снизу вверх - с уменьшением голоса, сверху вниз - с усилением; 2 столбик: "снежный ком". Обобщение: - Что объединяет буквосочетания? Расскажите о букве "ж".
7. Физминутка. Танец снежинок.
V ЭТАП: Первичное закрепление знаний. Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание деятельности: 1. Чтение слов - Прочтите слова, из которых составлена снежинка "за ведущим". (10 страница) снежок снеговик снежный снежинка подснежник заснеженный 2. Выборочное чтение - Прочтите слово к схеме. Докажи. Как определить количество слогов? (снеговик). - Прочти название первого весеннего цветка. (Подснежник). - Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сколько букв, звуков? Почему? (Заснеженный, так как удвоенный согласный обозначает один звук). - Прочти слово с "опасным" сочетанием. Расскажи правило. (Снежинка). - Прочти слово - название снега, но ласково. Какая часть слова придаёт уменьшительно-ласкательное значение? Назови суффикс. (Снежок. Суффикс "ок"). - Прочти слово, которое не читали. (Снежный). - Что ещё можно сказать о словах? (Они однокоренные).
3. Игра «Вставь букву» (11 страница) - Сформулируйте задание: (Нужно вставить букву в слово). не_ная _мётся отва_ная подви_ная бе_ит дви_ется ло_ится кру_ится белосне_ная - Какую букву вставим в каждое слово? (Нежная, жмётся, отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная). 5. Самостоятельная работа в группах. -Выполните задания по группам. а) группа 1(дети, которые читают по слогам). - Разделите слова на две группы. (12 страница) (Дети на доске слова расставляют в 2 столбика: глаголы и имена прилагательные). - Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает? - Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?
б) группа 2 (дети, которые читают словами). - Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его. Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок. По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
- Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду? Прочти слова с новой буквой. Расскажите про букву "ж".

VI ЭТАП: Итог урока Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


1. Игра «Ворота открытий» - Какие открытия сделал на уроке? - Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели? - С кем ещё может дружить буква "ж"? Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук.
VII ЭТАП: Домашнее задание. Задачи этапа: мотивировать детей на поисковую работу, чтение. - Если хотите узнать что-то интересное о жуке и его друзьях, найдите и прочтите в Азбуке, в других книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.

Литература
1. Азбука: для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина - Москва, издательство «Баласс», 2007 - 192с. 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 23003. - 240с.


© 2010-2022