Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ( 68 ч) -4кл-УМКШкола России

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир»

в рамках УМК «Школа России» в 4 классе 2 часа в неделю - 68 часов в год

№ п/п

Дата

Тема урока и тип урока

Страницы учебника для домашнего задания

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

(УУД)

Оборудование

план

факт

1

04.09

Земля и человечество. Мир глазами астронома

комбинированный

Часть 1

4-8

9ч.

1

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;

- моделировать строение Солнечной системы;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать результаты своей работы на уроке.

Личностные (Л):

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

Регулятивные (Р):

понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Познавательные (П):

осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

Коммуникативные (К):

соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах, текст о солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия», энциклопедии, пластилин для моделирования

2

06.09

Планеты Солнечной системы

комбинированный

9-15

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;

- отличать планеты и их спутники;

- моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;

- устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;

- наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

Л: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь

Эл. приложение к учебнику, теллурий

3

11.09

Звездное небо - Великая книга Природы

комбинированный

16-21

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты;

- моделировать изучаемые созвездия;

- определять направление на север по Полярной звезде;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: делать обобщения, выводы, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Р: осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях

Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах или для каждого ученика, кроссворд, атлас-определитель, словарь С.И.Ожегова, выставка книг о звездах и созвездиях

4 13.09
Мир глазами географа



комбинированный

22-28

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- находить условные значки на карте полушарий;

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах или для каждого ученика, глобус, географическая карта

5

18.09

Мир глазами историка

комбинированный

29-35

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

П: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать с вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику

6

20.09

Когда и где?

комбинированный

36-40

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке

П: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать с вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени. Кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека

7

25.09

Мир глазами эколога

комбинированный

41-47

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- характеризовать современные экологические проблемы;

- предлагать свои меры по решению экологических проблем;

- извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

- рассказывать о мире с точки зрения эколога;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать свое единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, карточки для проверки домашнего задания, рисунки с изображением пустой банки, пальмы, капли воды, листы ватмана, фломастеры, гуашь, краски, карандаши, мелки, конверты с деформированными предложениями

8, 9

27.09

02.10

Сокровища Земли под охраной человечества

комбинированный

48-55

2

- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;

- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;

- определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков;

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды

Эл. приложение к учебнику, видеосюжеты, слайды, картины с изображением объектов природного культурного Всемирного наследия, рисунки с изображением семи чудес света, тест «Экологическая безопасность», эмблема Всемирного наследия, Красная книга, аудиозапись песни «Просьба», карточки для индивидуальных заданий

10

04.10

05.

10

Природа России.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы

Контрольно - обобщающий

56-65

11ч.

1

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить;

- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;

- характеризовать формы рельефа России;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

- выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: формулировать собственные высказывания;

Р: формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудач

Эл. приложение к учебнику, карточки с названиями: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские горы, Алтай и Саяны, кроссворд

11

09.10

Моря, озера и реки России

Урок изучения нового материала

66-70

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;

- различать моря и озера;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

- извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями;

- готовить сочинения на тему урока;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, искать и выделять необходимую информацию;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру

Эл. приложение к учебнику, физическая карта России, план выступления для каждой группы

12

11.10

Природные зоны России

комбинированный

71-75

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать физическую карту России и карту природных зон;

- находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

- устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;

- работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;

- различать широтную и высотную поясность;

- находить на карте природных зон зоны высотной поясности;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: желать выполнять учебные действия

Эл. приложение к учебнику, карта природных зон, рисунки пейзажей, растений и животных разных природных зон, карточки по вариантам, теллурий

13

16.10

Зона арктических пустынь

комбинированный

76-83

1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону арктических пустынь; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; - прослеживать цепи питания в Арктике; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, искать и выделять необходимую информацию;

К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, карточки с различными видами одежды, карточки с названиями групп, раздаточный материал, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон

14

18.10

Тундра

комбинированный

84-94

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тундры;

- работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами;

- характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

- выявлять экологические связи в зоне тундры;

- извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

- характеризовать зону тундры по плану;

- моделировать природные особенности тундры;

- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: анализировать и характеризировать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Эл. приложение к учебнику, карточки с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, кроссворд, атлас «От земли до неба», гербарий

15

23.10

Леса России

комбинированный

95-102

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;

- устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы;

- опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов;

- по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи;

- моделировать цепи питания в зоне тайги;

- сопоставлять природу тундры и лесных зон;

- извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности

Эл. приложение к учебнику, кроссворд, атлас «От земли до неба», гербарий, атлас-определитель

16

25.10

Лес и человек

комбинированный

103-109

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

- характеризовать лесные природные зоны по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей

Л: приобретать новые знания, умения

Эл. приложение к учебнику, иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу, карточки для работы в парах, стихотворение С.Никулиной «Русский лес» на карточках

17

30.10

Зона степей

комбинированный

110-117

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону степей;

- устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;

- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;

- характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

П: проверять информацию, находить информацию, используя справочную литературу;

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: способность к самооценке своих действий, поступков

Эл. приложение к учебнику, кроссворд и карточки с текстом для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные»

18

01.11

Пустыни

комбинированный

118-125

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону полупустынь;

- устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;

- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;

- характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

П: сравнивать различные объекты, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, кроссворд и карточки с текстом для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные»

19

13.11

У Черного моря

комбинированный

126-133

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону субтропиков;

- устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы;

- по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков;

- знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;

- моделировать цепи питания;

- анализировать экологические проблемы зоны;

- совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета;

- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

- работать с терминологическим словариком;

- характеризовать зону субтропиков по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: формулировать собственные высказывания;

Р: формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

Эл. приложение к учебнику, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные», карточка «Исправь ошибки в тексте»

20

15.11

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Контрольно -- обобщающий

134

1

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать краеведческие музеи (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии;

- посещать зоопарк и ботанический сад, обрабатывать материалы экскурсии;

- интервьюировать старших членов семьи;

- готовить иллюстрации с презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

К: отвечать на вопросы;

Р: адекватно оценивать собственные достижения;

Л: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Гербарий, рисунки животных, тексты на карточках, кроссворд

21

20.11

Родной край - часть большой страны.

Наш край

Урок изучения нового материала

138

14ч.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;

- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;

- определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;

- находить на карте региона крупные города, а также свой город (село);

- обобщать полученную информацию, готовить сообщение;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край», политико-административная карта России, карта своего края, толковый словарь В,И, Даля или С.И. Ожегова

22

22.11

Поверхность нашего края

комбинированный

139-144

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте региона крупные овраги и балки;

- интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- моделировать знакомый участок поверхности своего края;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: работать в парах и малых группах;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: проявлять интерес к культуре и истории своего края

Эл. приложение к учебнику, фотографии (пустыри. Заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России

23

27.11

Поверхность нашего края (экскурсия)

комбинированный


1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте региона крупные овраги и балки;

- интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- моделировать знакомый участок поверхности своего края;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: работать в парах и малых группах;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: проявлять интерес к культуре и истории своего края

планшет, карандаш, ластик, компас

24

29.11

Водные богатства нашего края

комбинированный

145-148

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;

- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;

- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;

- составлять план описания озера (пруда);

- моделировать наиболее знакомый водный объект;

- выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

- обсуждать материалы рассказа

«Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

- интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: вести себя экологически грамотно в природной среде

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, глобус, карта края, кроссворд, плакат «Схема реки»

25

04.12

Наши подземные богатства

комбинированный

149-159

1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

Эл. приложение к учебнику, атлас-определитель, физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, лупа, кроссворд

26

06.12

Земля-кормилица

комбинированный

160-163

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

- моделировать тип почв своего региона;

- готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата - под ногами» из книги «Великан на поляне»;

- извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: применять правила делового сотрудничества

Эл. приложение к учебнику, образцы полезных ископаемых, физическая карта, образцы почвы, карточки для индивидуальной работы, схема «Состав почвы», краеведческая литература для работы в группах

27

11.12

Экскурсия в лес и на луг

комбинированный

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: работать в парах и малых группах;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: проявлять интерес к природе своего края

Фотоаппарат

28

13.12

Жизнь леса

комбинированный

164-169

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять положительное отношение к учению

Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса, муляжи грибов

29

18.12

Жизнь луга

комбинированный

170-177

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария;

- определять животных луга на иллюстрации учебника;

- выявлять экологические связи на лугу;

- рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона;

- моделировать цепи питания на лугу;

- сравнивать природные особенности леса и луга;

- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: проверять информацию, находить информацию, используя справочную литературу;

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; гербарий растений луга, тест

30

20.12

Жизнь в пресных водоемах

комбинированный

178-186

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;

- опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

- выявлять экологические связи в пресном водоеме;

- рассказывать об обитателях пресных вод своего региона;

- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

-наблюдать объекты и явления природы;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

-фиксировать результаты наблюдений;

-сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: проявлять интерес к природе своего края

Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; гербарий растений луга и водоема, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы

31

25.12

Экскурсия к водоему

комбинированный


1

Фотоаппарат

32

27.12

Растениеводство в нашем крае

комбинированный

187-194

1

выполнить;

- определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;

- различать зерна зерновых культур;

- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

- собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе;

- извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы;

- характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проводить самооценку своих действий

Эл. приложение к учебнику, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, раздаточный материал для опроса, кроссворд

33

15.01

Животноводство в нашем крае

комбинированный

195-203

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

- извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе;

- характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе;

- рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

Эл. приложение к учебнику, раздаточный материал для опроса и изучения новой темы; толковый словарь С.И.Ожегова

34

17.01

Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны». Презентация проектов.

Контрольно - обобщающий

204-218

1

- выполнять тесты с выбором ответов;

- объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.

- выбирать тему проекта;

- намечать план работы;

- отбирать информацию в избранных для проекта книгах;

- готовить оформление доклада (слайды);

- готовить доклад;

- презентовать доклад в классе;

- оценивать свои достижения и достижения своих товарищей

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

К: отвечать на вопросы;

Р: адекватно оценивать собственные достижения;

Л: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

35

22.01

Страницы Всемирной Истории

Начало истории человечества

Урок изучения нового материала

Часть 2

4-7

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

- анализировать иллюстрации учебника;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

Эл. приложение к учебнику, толковы словари, карточки с названием эпох

36

24.01

Мир древности: далекий и близкий

комбинированный

8-14

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;

- находить на карте местоположение древних государств;

- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе

37

29.01

Средние века: время рыцарей и замков

комбинированный

15-21

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья;

- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

- сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, на каждой парте стихотворение, текст «Рыцари Средневековья» для каждой группы, иллюстрации с изображением рыцарей, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов

38

31.01

Новое время: встреча Европы и Америки

комбинированный

22-27

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о великих географических открытиях, портреты великих мореплавателей

39

05.02

Новейшее время: история продолжается сегодня

комбинированный

28-32

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, лента времени, кроссворд, текст

40

07.02

Страницы истории России.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

Жизнь древних славян

Контрольно- обобщающий








34-39

20ч

1

- понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- анализировать карту расселения племен древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризовать верования древних славян;

- моделировать древнеславянское жилище;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: формулировать собственные мысли;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: оценивать собственную учебную деятельность, достижение, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Эл. приложение к учебнику, части разрезанных рубашек из бумаги для игры, энциклопедии, физическая карта Евразии

41

12.02

Во времена Древней Руси

Урок изучения нового материала

40-45

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М.Васнецова и «Богатырь» М.А.Врубеля

42

14.02

Страна городов

комбинированный

46-54

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

Эл. приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для работы в группах

43

19.02

Из книжной сокровищницы древней Руси

комбинированный

55-58

1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы

44

21.02

Трудные времена на Русской земле

комбинированный

59-64

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

- работать с терминологическим словариком;

- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: целостно воспринимать окружающий мир

Эл. приложение к учебнику, словари и карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, текст. карта

45

26.02

Русь расправляет крылья

комбинированный

65-69

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, текст, кроссворд, толковый словарь, карта

46

28.02

Куликовская битва

комбинированный

70-74

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- моделировать ход Куликовской битвы;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

- рассказывать о поединках богатырей;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст, карта

47

05.03

Иван Третий

комбинированный

75-81

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст для работы в группах

48

07.03

Мастера печатных дел

комбинированный

82-86

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников;

- сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

- работать с терминологическим словариком;

- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, кроссворд, текст

49

12.03

Патриоты России

комбинированный

87-93

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: целостно воспринимать окружающий мир

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, толковый словарь, слайд «Памятник Минину и Пожарскому»

50

14.03

Петр Великий

комбинированный

94-100

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

- прослеживать по карте приобретения Петра I;

- высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра 1

51

19.03

Михаил Васильевич Ломоносов

комбинированный

101-104

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова;

- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;

- формулировать выводы по изученному материалу;

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы и для игры «Домино», портрет М.В.Ломоносова

52

21.03

Екатерина Великая

комбинированный

105-111

1

- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;

- прослеживать по карте рост территории государства;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Екатерины Великой, кроссворд, презентация

53

02.04

Отечественная война 1812 г.

комбинированный

112-121

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, конверты с деформированными предложениями

54

04.04

Страницы истории 19 века

комбинированный

122-126

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

- работать с историческими картами;

- находить на карте Трассибирскую магистраль;

- сопоставлять исторические источники;

- извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия


Эл. приложение к учебнику, карта, толковый словарь. текст

55

09.04

Россия вступает в 20 век

комбинированный

127-135

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции;

- составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;

- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи;

- развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, портрет Николая Второго

56

11.04

Страницы истории 1920-1930-х годов

комбинированный

136-139

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

- в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей - в ходе экскурсии);

- прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта

57, 58

16.04

18.04

Великая Отечественная война и Великая Победа

комбинированный

140-146

2

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;

- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

- собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;

- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

- готовить праздник ко Дню Победы;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Л: целостно воспринимать окружающий мир

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, фонограмма песни «Священная война», иллюстрация «Памятник неизвестному солдату», презентация

59

23.04

Страна, открывшая путь в космос

комбинированный

147-152

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы - из экскурсии в музей космонавтики);

- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с электронным пособием;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Ю.Гагарина

60

25.04

Современная Россия.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

Контрольно - обобщающий

153-163

9ч.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: формулировать собственные высказывания;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Эл. приложение к учебнику, текст

61

30.04

Мы - граждане России

Урок изучения нового материала

164-167

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;

- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать

Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы

62

07.05

Славные символы России

комбинированный

168-174

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;

- знакомиться с флагом Победы, знать его историю;

- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств;

- обсуждать, зачем государству нужны символы;

- моделировать символы своего класса, семьи;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать единство с окружающим миром

Эл. приложение к учебнику, символы России, аудиозапись Государственного гимна России, толковый словарь

63

14.05

Такие разные праздники

комбинированный

175-179

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

- составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Л: осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы

Эл. приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках

64-66

16.05

21.05

23.05

Путешествие по России

комбинированный

180-203

3

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

- презентовать проект;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Эл. приложение к учебнику, кроссворд

67

26.05

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.

Контрольно - обобщающий

206-219

1

Тесты выполняются устно в порядке, предусмотренном замыслом учителя. По ходу выполнения тестов проводится обобщение материала по соответствующим темам. Каждый учащийся отмечает для себя, правильно или неправильно он ответил на поставленный вопрос в тесте, а потом подсчитывает баллы в шкале и делает вывод об уровне усвоения им материала за полугодие, о том, какие темы усвоены им недостаточно и нуждаются в повторении.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;

К: формулировать собственные высказывания;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

68

27.05

Презентация проектов

Обобщение и систематизация знаний

204-205

1

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

- презентовать проект;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

К: выступать с подготовленным сообщением;

Р: быть благожелательным к конструктивной критике;

Л: способность к адекватной самооценке


© 2010-2022