- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ( 68 ч) -4кл-УМКШкола России
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ( 68 ч) -4кл-УМКШкола России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пескова Н.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир»
в рамках УМК «Школа России» в 4 классе 2 часа в неделю - 68 часов в год
№ п/п
Дата
Тема урока и тип урока
Страницы учебника для домашнего задания
Кол-во часов
Элементы содержания
Планируемые результаты
(УУД)
Оборудование
план
факт
1
04.09
Земля и человечество. Мир глазами астронома
комбинированный
Часть 1
4-8
9ч.
1
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
- характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;
- моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать результаты своей работы на уроке.
Личностные (Л):
строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
Регулятивные (Р):
понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний
Познавательные (П):
осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций
Коммуникативные (К):
соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах, текст о солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия», энциклопедии, пластилин для моделирования
2
06.09
Планеты Солнечной системы
комбинированный
9-15
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;
- отличать планеты и их спутники;
- моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;
- устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;
- наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
Л: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь
Эл. приложение к учебнику, теллурий
3
11.09
Звездное небо - Великая книга Природы
комбинированный
16-21
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: делать обобщения, выводы, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Р: осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
Л: выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях
Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах или для каждого ученика, кроссворд, атлас-определитель, словарь С.И.Ожегова, выставка книг о звездах и созвездиях
4 13.09
Мир глазами географа
комбинированный
22-28
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сравнивать глобус и карту полушарий;
- находить условные значки на карте полушарий;
- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, тексты для работы в группах или для каждого ученика, глобус, географическая карта
5
18.09
Мир глазами историка
комбинированный
29-35
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;
-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
П: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать с вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику
6
20.09
Когда и где?
комбинированный
36-40
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке
П: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать с вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени. Кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека
7
25.09
Мир глазами эколога
комбинированный
41-47
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать современные экологические проблемы;
- предлагать свои меры по решению экологических проблем;
- извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
- рассказывать о мире с точки зрения эколога;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать свое единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, карточки для проверки домашнего задания, рисунки с изображением пустой банки, пальмы, капли воды, листы ватмана, фломастеры, гуашь, краски, карандаши, мелки, конверты с деформированными предложениями
8, 9
27.09
02.10
Сокровища Земли под охраной человечества
комбинированный
48-55
2
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;
- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;
- определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков;
К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды
Эл. приложение к учебнику, видеосюжеты, слайды, картины с изображением объектов природного культурного Всемирного наследия, рисунки с изображением семи чудес света, тест «Экологическая безопасность», эмблема Всемирного наследия, Красная книга, аудиозапись песни «Просьба», карточки для индивидуальных заданий
10
04.10
05.
10
Природа России.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы
Контрольно - обобщающий
56-65
11ч.
1
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить;
- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;
- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;
- характеризовать формы рельефа России;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;
- выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: формулировать собственные высказывания;
Р: формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудач
Эл. приложение к учебнику, карточки с названиями: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские горы, Алтай и Саяны, кроссворд
11
09.10
Моря, озера и реки России
Урок изучения нового материала
66-70
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;
- различать моря и озера;
- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
- извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями;
- готовить сочинения на тему урока;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, искать и выделять необходимую информацию;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру
Эл. приложение к учебнику, физическая карта России, план выступления для каждой группы
12
11.10
Природные зоны России
комбинированный
71-75
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать физическую карту России и карту природных зон;
- находить на карте природные зоны России и характеризовать их;
- устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;
- работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;
- различать широтную и высотную поясность;
- находить на карте природных зон зоны высотной поясности;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: желать выполнять учебные действия
Эл. приложение к учебнику, карта природных зон, рисунки пейзажей, растений и животных разных природных зон, карточки по вариантам, теллурий
13
16.10
Зона арктических пустынь
комбинированный
76-83
1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных зон зону арктических пустынь; - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; - характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; - прослеживать цепи питания в Арктике; - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, искать и выделять необходимую информацию;
К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, карточки с различными видами одежды, карточки с названиями групп, раздаточный материал, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон
14
18.10
Тундра
комбинированный
84-94
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте природных зон зону тундры;
- работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами;
- характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
- выявлять экологические связи в зоне тундры;
- извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
- характеризовать зону тундры по плану;
- моделировать природные особенности тундры;
- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: анализировать и характеризировать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
Эл. приложение к учебнику, карточки с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, кроссворд, атлас «От земли до неба», гербарий
15
23.10
Леса России
комбинированный
95-102
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;
- устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы;
- опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов;
- по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи;
- моделировать цепи питания в зоне тайги;
- сопоставлять природу тундры и лесных зон;
- извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности
Эл. приложение к учебнику, кроссворд, атлас «От земли до неба», гербарий, атлас-определитель
16
25.10
Лес и человек
комбинированный
103-109
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;
- обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения;
- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные природные зоны по плану;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей
Л: приобретать новые знания, умения
Эл. приложение к учебнику, иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу, карточки для работы в парах, стихотворение С.Никулиной «Русский лес» на карточках
17
30.10
Зона степей
комбинированный
110-117
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте природных зон зону степей;
- устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;
- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;
- характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;
- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
- характеризовать зону степей по плану;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
П: проверять информацию, находить информацию, используя справочную литературу;
К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: способность к самооценке своих действий, поступков
Эл. приложение к учебнику, кроссворд и карточки с текстом для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные»
18
01.11
Пустыни
комбинированный
118-125
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте природных зон зону полупустынь;
- устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;
- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;
- характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;
- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
- характеризовать зону степей по плану;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
П: сравнивать различные объекты, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, кроссворд и карточки с текстом для работы в группах, гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные»
19
13.11
У Черного моря
комбинированный
126-133
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте природных зон зону субтропиков;
- устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы;
- по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков;
- знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;
- моделировать цепи питания;
- анализировать экологические проблемы зоны;
- совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета;
- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;
- работать с терминологическим словариком;
- характеризовать зону субтропиков по плану;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: формулировать собственные высказывания;
Р: формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья
Эл. приложение к учебнику, энциклопедии «Я познаю мир. Растения. Животные», карточка «Исправь ошибки в тексте»
20
15.11
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа России»
Контрольно -- обобщающий
134
1
- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
- посещать краеведческие музеи (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии;
- посещать зоопарк и ботанический сад, обрабатывать материалы экскурсии;
- интервьюировать старших членов семьи;
- готовить иллюстрации с презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
- готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщением в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
К: отвечать на вопросы;
Р: адекватно оценивать собственные достижения;
Л: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Гербарий, рисунки животных, тексты на карточках, кроссворд
21
20.11
Родной край - часть большой страны.
Наш край
Урок изучения нового материала
138
14ч.
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;
- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;
- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;
- определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;
- находить на карте региона крупные города, а также свой город (село);
- обобщать полученную информацию, готовить сообщение;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край», политико-административная карта России, карта своего края, толковый словарь В,И, Даля или С.И. Ожегова
22
22.11
Поверхность нашего края
комбинированный
139-144
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте региона крупные овраги и балки;
- интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- моделировать знакомый участок поверхности своего края;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: работать в парах и малых группах;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего края
Эл. приложение к учебнику, фотографии (пустыри. Заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России
23
27.11
Поверхность нашего края (экскурсия)
комбинированный
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на карте региона крупные овраги и балки;
- интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- моделировать знакомый участок поверхности своего края;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: работать в парах и малых группах;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего края
планшет, карандаш, ластик, компас
24
29.11
Водные богатства нашего края
комбинированный
145-148
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;
- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;
- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;
- составлять план описания озера (пруда);
- моделировать наиболее знакомый водный объект;
- выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;
- обсуждать материалы рассказа
«Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
- интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: вести себя экологически грамотно в природной среде
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, глобус, карта края, кроссворд, плакат «Схема реки»
25
04.12
Наши подземные богатства
комбинированный
149-159
1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: выражать положительное отношение к процессу познания
Эл. приложение к учебнику, атлас-определитель, физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, лупа, кроссворд
26
06.12
Земля-кормилица
комбинированный
160-163
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;
- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;
- моделировать тип почв своего региона;
- готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата - под ногами» из книги «Великан на поляне»;
- извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: применять правила делового сотрудничества
Эл. приложение к учебнику, образцы полезных ископаемых, физическая карта, образцы почвы, карточки для индивидуальной работы, схема «Состав почвы», краеведческая литература для работы в группах
27
11.12
Экскурсия в лес и на луг
комбинированный
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;
- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;
- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: работать в парах и малых группах;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: проявлять интерес к природе своего края
Фотоаппарат
28
13.12
Жизнь леса
комбинированный
164-169
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;
- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;
- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять положительное отношение к учению
Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса, муляжи грибов
29
18.12
Жизнь луга
комбинированный
170-177
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария;
- определять животных луга на иллюстрации учебника;
- выявлять экологические связи на лугу;
- рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона;
- моделировать цепи питания на лугу;
- сравнивать природные особенности леса и луга;
- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;
- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: проверять информацию, находить информацию, используя справочную литературу;
К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; гербарий растений луга, тест
30
20.12
Жизнь в пресных водоемах
комбинированный
178-186
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;
- опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;
- выявлять экологические связи в пресном водоеме;
- рассказывать об обитателях пресных вод своего региона;
- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
-наблюдать объекты и явления природы;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
-фиксировать результаты наблюдений;
-сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.
П: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: проявлять интерес к природе своего края
Эл. приложение к учебнику, атласы-определители; гербарий растений луга и водоема, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы
31
25.12
Экскурсия к водоему
комбинированный
1
Фотоаппарат
32
27.12
Растениеводство в нашем крае
комбинированный
187-194
1
выполнить;
- определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;
- различать зерна зерновых культур;
- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;
- собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе;
- извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы;
- характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проводить самооценку своих действий
Эл. приложение к учебнику, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, раздаточный материал для опроса, кроссворд
33
15.01
Животноводство в нашем крае
комбинированный
195-203
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;
- извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе;
- характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе;
- рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: выражать положительное отношение к процессу познания
Эл. приложение к учебнику, раздаточный материал для опроса и изучения новой темы; толковый словарь С.И.Ожегова
34
17.01
Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны». Презентация проектов.
Контрольно - обобщающий
204-218
1
- выполнять тесты с выбором ответов;
- объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.
- выбирать тему проекта;
- намечать план работы;
- отбирать информацию в избранных для проекта книгах;
- готовить оформление доклада (слайды);
- готовить доклад;
- презентовать доклад в классе;
- оценивать свои достижения и достижения своих товарищей
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
К: отвечать на вопросы;
Р: адекватно оценивать собственные достижения;
Л: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
35
22.01
Страницы Всемирной Истории
Начало истории человечества
Урок изучения нового материала
Часть 2
4-7
5ч
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;
- обсуждать роль огня и приручения животных;
- анализировать иллюстрации учебника;
- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
Эл. приложение к учебнику, толковы словари, карточки с названием эпох
36
24.01
Мир древности: далекий и близкий
комбинированный
8-14
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;
- находить на карте местоположение древних государств;
- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе
37
29.01
Средние века: время рыцарей и замков
комбинированный
15-21
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья;
- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
- сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, на каждой парте стихотворение, текст «Рыцари Средневековья» для каждой группы, иллюстрации с изображением рыцарей, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов
38
31.01
Новое время: встреча Европы и Америки
комбинированный
22-27
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;
- сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;
- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;
- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;
- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о великих географических открытиях, портреты великих мореплавателей
39
05.02
Новейшее время: история продолжается сегодня
комбинированный
28-32
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;
- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, лента времени, кроссворд, текст
40
07.02
Страницы истории России.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».
Жизнь древних славян
Контрольно- обобщающий
34-39
20ч
1
- понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
- анализировать карту расселения племен древних славян;
- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;
- характеризовать верования древних славян;
- моделировать древнеславянское жилище;
- составлять план рассказа на материале учебника;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: формулировать собственные мысли;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: оценивать собственную учебную деятельность, достижение, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Эл. приложение к учебнику, части разрезанных рубашек из бумаги для игры, энциклопедии, физическая карта Евразии
41
12.02
Во времена Древней Руси
Урок изучения нового материала
40-45
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М.Васнецова и «Богатырь» М.А.Врубеля
42
14.02
Страна городов
комбинированный
46-54
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;
- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
Эл. приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для работы в группах
43
19.02
Из книжной сокровищницы древней Руси
комбинированный
55-58
1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы
44
21.02
Трудные времена на Русской земле
комбинированный
59-64
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;
- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
- работать с терминологическим словариком;
- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: целостно воспринимать окружающий мир
Эл. приложение к учебнику, словари и карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, текст. карта
45
26.02
Русь расправляет крылья
комбинированный
65-69
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, текст, кроссворд, толковый словарь, карта
46
28.02
Куликовская битва
комбинированный
70-74
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- моделировать ход Куликовской битвы;
- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;
- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
- рассказывать о поединках богатырей;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст, карта
47
05.03
Иван Третий
комбинированный
75-81
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст для работы в группах
48
07.03
Мастера печатных дел
комбинированный
82-86
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников;
- сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
- работать с терминологическим словариком;
- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, кроссворд, текст
49
12.03
Патриоты России
комбинированный
87-93
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
- отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: целостно воспринимать окружающий мир
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, толковый словарь, слайд «Памятник Минину и Пожарскому»
50
14.03
Петр Великий
комбинированный
94-100
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;
- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
- прослеживать по карте приобретения Петра I;
- высказывать свое отношение к личности Петра Великого;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра 1
51
19.03
Михаил Васильевич Ломоносов
комбинированный
101-104
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;
- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;
- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;
- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова;
- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;
- формулировать выводы по изученному материалу;
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы и для игры «Домино», портрет М.В.Ломоносова
52
21.03
Екатерина Великая
комбинированный
105-111
1
- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- сравнивать положение разных слоев российского общества;
- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;
- прослеживать по карте рост территории государства;
- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Екатерины Великой, кроссворд, презентация
53
02.04
Отечественная война 1812 г.
комбинированный
112-121
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, конверты с деформированными предложениями
54
04.04
Страницы истории 19 века
комбинированный
122-126
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
- работать с историческими картами;
- находить на карте Трассибирскую магистраль;
- сопоставлять исторические источники;
- извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;
Л: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия
Эл. приложение к учебнику, карта, толковый словарь. текст
55
09.04
Россия вступает в 20 век
комбинированный
127-135
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции;
- составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;
- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи;
- развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, портрет Николая Второго
56
11.04
Страницы истории 1920-1930-х годов
комбинированный
136-139
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;
- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
- в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей - в ходе экскурсии);
- прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта
57, 58
16.04
18.04
Великая Отечественная война и Великая Победа
комбинированный
140-146
2
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;
- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;
- собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;
- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
- готовить праздник ко Дню Победы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Л: целостно воспринимать окружающий мир
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, фонограмма песни «Священная война», иллюстрация «Памятник неизвестному солдату», презентация
59
23.04
Страна, открывшая путь в космос
комбинированный
147-152
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы - из экскурсии в музей космонавтики);
- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;
- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;
- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Ю.Гагарина
60
25.04
Современная Россия.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека
Контрольно - обобщающий
153-163
9ч.
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: формулировать собственные высказывания;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Эл. приложение к учебнику, текст
61
30.04
Мы - граждане России
Урок изучения нового материала
164-167
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;
- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать
Эл. приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы
62
07.05
Славные символы России
комбинированный
168-174
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;
- знакомиться с флагом Победы, знать его историю;
- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать единство с окружающим миром
Эл. приложение к учебнику, символы России, аудиозапись Государственного гимна России, толковый словарь
63
14.05
Такие разные праздники
комбинированный
175-179
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;
- составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;
- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;
- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свои достижения на уроке.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Л: осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы
Эл. приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках
64-66
16.05
21.05
23.05
Путешествие по России
комбинированный
180-203
3
- составлять группу по интересам, распределять обязанности;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);
- презентовать проект;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Эл. приложение к учебнику, кроссворд
67
26.05
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.
Контрольно - обобщающий
206-219
1
Тесты выполняются устно в порядке, предусмотренном замыслом учителя. По ходу выполнения тестов проводится обобщение материала по соответствующим темам. Каждый учащийся отмечает для себя, правильно или неправильно он ответил на поставленный вопрос в тесте, а потом подсчитывает баллы в шкале и делает вывод об уровне усвоения им материала за полугодие, о том, какие темы усвоены им недостаточно и нуждаются в повторении.
П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию и самостоятельно находить ее в материалах учебника;
К: формулировать собственные высказывания;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
68
27.05
Презентация проектов
Обобщение и систематизация знаний
204-205
1
- составлять группу по интересам, распределять обязанности;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);
- презентовать проект;
- оценивать свои достижения и достижения товарищей.
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
К: выступать с подготовленным сообщением;
Р: быть благожелательным к конструктивной критике;
Л: способность к адекватной самооценке