Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: «Понятие об окончании и основе слова»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

Учитель начальных классов I-ой категории Синько Н.Ф.

Цели урока:

1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова.

2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.

5) Воспитывать взаимовыручку младших школьников. Ход урока.

Ι. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно писать,

Тайны слова «познавать».

- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака - из мельчайших капелек, лес - из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».

  1. Беседа.

- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

(Учитель вывешивает таблицы ¬ , ^ , ∩ .)

- Назвать тему урока вам помогут условные обозначения.

На доске.

ТЕМА: Части слова.

- Сегодня мы сделаем новое «открытие».

- Вспомнить главную часть слова поможет минутка чистописания.

Чистописание.

к о р е н ь

- Из чего состоит узор? ( Из букв, элементов).

- Какое слово спряталось в узоре?

- Напишите слово на строчке без элементов. Какие орфограммы «спрятались» в словах?

- Назовите главную часть слова. (Таблица главная часть)

- Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова. Послушайте задание. Образуйте группы.

Работа в группах.(6 групп).

- Возьмите карточку на столе. Подготовьте устный ответ по плану.

Приставка - это …

стоит …

служит …

Суффикс - это …

стоит …

служит …

Корень - это …

В корне заключён …

Проверка. Выступает ученика от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал.

Учитель вывешивает таблицы - опоры. ¬ , служит для ^ , служит для

образования образования

новых слов новых слов

ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы.

1) Игра «Соберём слово».

- Как мы много знаем о частях слова. Части слова приготовили вам задание.

(Ученик с обратной стороны доски внизу пишет слово).

  1. Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.

  2. Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.

  3. Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.

подсказк

Проверка.

- Покажите сигналом, как вы справились с этим заданием.

( На доске записать для р.н.ош. слова: подбежал сказочка берёзка)

- Прочитайте, что вы записали (подсказк). ( подсказ^ка)

- Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой - подсказка).

- Подчеркните орфограммы в этом слове.

Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова.

- Что же это за часть слова?

1 вариант

Д.

- Это суффикс.

- Нет, это окончание.

У.

- Задание одно, а мнений много.

- Почему?

Д.

- Мы этого ещё не знаем.

У.

- Это же новая часть слова.

2 вариант

Все дети:

- Окончание.

У.

- Молодцы! Это же новая часть слова.

Давайте с ней познакомимся.

3 вариант

Дети молчат.

У.

- Что случилось? Почему вы молчите?

Д.

- Мы не знаем этого.

У.

- Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся.

4 вариант

Д.

- Суффикс.

У.

- Я с вами не согласна. Это же новая часть слова. Давайте познакомимся с ней.

ΙV. «Открытие» нового знания.

1) - Что мы должны узнать про новую часть слова?

ПЛАН.

Название.

Место в слове.

Обозначение.

Особенность.

Роль.

- Подумайте, как же называется эта часть в слове?

- В русском языке эту часть слова называют - (окончание).

- С какой частью слова мы будем знакомиться? (в тему).

- Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончание? (Стоит в конце слова). Узнали место в слове. Как обозначается окончание поможет нам узнать карточка подсказка.

У. - Давайте воспользуемся подсказкой - карточкой.

- Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.

(На доске закрыт образец).

2) Задание:

  1. Вставь слово лиса в словосочетание,

изменяя по смыслу.

  1. Выдели корень.

  2. Подчеркни оставшуюся часть.

Лиса

пушистый хвост у ___________,

долго выслеживал ___________,

любовался ___________,

много сказок о ___________,

Проверка.

- Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.

- Какой корень выделили?

- Какую часть слова подчеркнули? (Окончание).Сравните с образцом на доске. (Сигнал).

3) Обозначение.

- В русском языке окончание обозначают квадратом (Ученик на доске обозначает окончание в слове подсказка).

У. в схеме фиксирует обозначение(¬, ∩, ^, )

  1. Самостоятельная работа.

- Выделите окончания в записанных словах на карточке.

(1 ученик на доске, ученики на карточках обозначают окончание). Сравните. Сигнал.

- Прочитайте слова. Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или три разных слова? (Это одно и тоже слово, которое обозначает один и тот же предмет)

5) Особенность окончания.

- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?

(Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?

( Оно изменялось.)

- Правильно, окончание - это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания?

У. фиксирует таблицей в схеме.

- Проговорим вместе.

5) Роль окончания.

Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте слова 1 строчки.

- Понятен ли смысл каждого из них?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).

- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.) карточка какая?

1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.

- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?

- Прочитайте слова на 2 строчке.

- Что вы можете сказать?

- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).

(- Записали, проверяем. Сигнал).

- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)

- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)

У. фиксирует таблицей в схеме. ( Служит связи слов в предложении.)

6) Вывод.

- Итак, что мы узнали про окончание?

  1. Работа с правилом с. 122.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило.

8) Ответы на вопросы.

- Что такое окончание?

- Для чего служит?

- Как обозначается?
- Про какую часть слова вы ещё узнали? (Основа слова.) в тему.

- Что такое основа? (Неизменяемая часть слова.)

- Найдите в тексте правила как обозначается основа(________)

- Входит ли окончание в основу?

- Какие части слова входят в основу? (¬∩^ )

У. фиксирует в схеме.

- Итак, о какой части слова мы ещё узнали? (Основа.)

Что вы запомнили про основу слова? (Неизменяемая часть.)

V. Первичное закрепление.

1) Вернёмся к слову лиса на карточке.

- Подчеркните основу в словах про лису.

1 ученик на доске.

VΙ. Самостоятельная работа.

- Выделите основу в словах предложения. Взаимопроверка.

Дополнительно:

VΙΙ. Творческое воспроизведение.

- Прочитайте словосочетание (много сказок о лисе)

- Какие сказки о лисе вы знаете?

Задание: Составьте и запишите любое предложение со словом лиса.

- Какое предложение записали?

VΙΙΙ. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

- С какими частями слова мы познакомились? Вернуться к слову подсказка.

- Какой частью слова является буква а? Какую часть нужно ещё выделить?

- Напомните тему урока.

- Что общего у окончания и …

а) … облака (изменяют форму);

б) … предлога (служат для связи

слов в предложении);

в) … приставки (являются частью

слова.)

- Ответьте при помощи сигналов +, -

- Окончание - часть слова?

- Окончание - изменяемая часть

слова?

- Окончание - часть основы?

- Окончание служит для связи слов в предложении?

- У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

- Что такое основа слова? Приведите примеры.

- У кого затруднение? У кого всё получилось?

ΙX. Домашнее задание.

Записать 2 предложение из упр. № 175, выделить окончание, основу.

Творческое задание: Сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.

Самоанализ урока.

Предмет: русский язык.

Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

Цели урока:

  1. Создать условия для творческого усвоения детьми понятия окончание и основа слова.

  2. Совершенствовать умение «видеть» и «распознавать» орфограммы в основе слова, развивать орфографическую зоркость учеников.

  3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи:

наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

  1. Развивать интерес учащихся к предмету через включение их в

познавательную деятельность.

5) Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.

Урок является логическим продолжением серии уроков по теме: «Части слова. Приставка». Он является первым в теме: «Части слова. Окончание и основа».

Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

Формы работы: коллективное взаимодействие, групповая, работа в паре, индивидуальная.

Методы: деятельностный, наглядный, словесный, метод моделирования.

Средства: наглядность.

Виды проверок: фронтальная, самопроверка по эталону, взаимопроверка.

В структуре урока можно выделить такие этапы:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

ΙV. «Открытие» нового знания.

V. Первичное закрепление.

VΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой.

VΙΙ. Творческое воспроизведение.

VΙΙΙ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

ΙX. Домашнее задание.

Организационный момент, (этап самоопределения)

Цель: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке,

обозначение области в учебном содержании.

Произошло быстрое включение учащихся в учебную деятельность.

- выделение содержательной области (могу), (элемент обучения целеполаганию, через определение темы, над которой продолжим работать на этом уроке).

- включение эмоционального компонента (хочу). Решение эмоциональной саморегуляции, внутренняя саморегуляция (хочу, потому что могу). Произошёл эмоциональный настрой детей на урок через доброе слово учителя.

Средства: беседа, опора на положительный опыт прошлых уроков.

Результат: наблюдалась готовность детей к учебной деятельности.

- внутренняя актуализация

- положительное личностное отношение к включению в учебную деятельность каждого ученика.

-принцип психологической комфортности;

- принцип деятельности (обучение целеполаганию).

Актуализация, (этап подготовки мышления к новому знанию).

Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания.

- воспроизведение в памяти детей знаний, необходимых на данном уроке (повторили изученные части слова, работая в группах). Выступали дети, у которых это же задание ранее вызывало затруднение. В роли контролёров были ученики, которые знают материал хорошо, т.е. был осуществлён индивидуальный подход.

Для того, чтобы заинтересовать учеников, настроить их на работу, включила небольшой рассказ о «строительном» материале слов в занимательной форме.

Для тренировки мелких мышц руки, отработке каллиграфического навыка в урок включена минутка чистописания. Проведение данного упражнения развивает у детей внимание и аккуратность. На этом же этапе включила задание на нахождение орфограмм в словах, что способствовало развитию орфографической зоркости школьников.

Постановка учебной проблемы,

(подготовка детей к главному этапу урока).

Цель: постановка учебной проблемы.

- было выявлено и зафиксировано в громкой речи, где и почему возникло затруднение.

Я предусмотрела 4 хода событий:

ученики в слове подсказка называли часть слова - а:

  1. суффикс, окончание;

  2. окончание;

  3. молчат;

  4. суффикс;

Наметила 4 варианта выхода из проблемы, дети повели по … пути. - была зафиксирована цель и тема урока.

Средства: создание проблемной ситуации, подводящий диалог к теме урока.

«Открытие» нового знания,

Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.

- новое знание было открыто детьми через работу детей в парах.

Произошло решение проблемной ситуации.

В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.( вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).

Детям предложен объективно - обоснованный эталон, по которому они проверяли свою самостоятельную работу.

Реализовывались принципы:

- принцип деятельности, целостного представления о мире,

Психологической комфортности, вариативности,

Был выбран метод решения проблемы самостоятельно, достаточно чётко зафиксирован новый способ действий.

На уроке была поставлена цель:

- формирование способности учащихся к самообучению и самообразованию;

- активизация познавательной деятельности учащихся.

Поэтому использовала на данном уроке проблемное обучение.

Введение в учебный процесс урока элементов проблемности повышало активность учащихся, способствовало развитию у них познавательных интересов.

Первичное закрепление,

(понимание, структурное оформление нового знания).

- выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.

- проговаривание способа выполнения в громкой речи.

Самостоятельная работа,

( создаётся ситуация успеха).

- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.

- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.

- самопроверка по эталону.

Принцип психологической комфортности, т.к. создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:

- узкая направленность,

- индивидуальность,

- небольшой объём.

Результат: индивидуальная рефлексия.

- адекватная самооценка,

- навык самоконтроля.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности.

Формирование способности к самооценке.

Самооценка знания (+/-).

Ребёнку представилась возможность попробовать свои силы, что я могу, понял, не понял.

Принцип психологической комфортности, т.к. создаётся ситуация успеха.

Вывод: урок достиг цели.

© 2010-2022