Конспект урока по русскому языку на тему Парные согласные в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во втором классе. Тип урока: урок введения нового знания. УМК развивающего обучения Л.В. Занкова Тема урока «Парные согласные в корне слова»

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Нам сегодня предстоит большая и важная работа. Если мы с ней справимся, то узнаем что-то очень важное. Настолько важное, что от этого будет зависеть ваша дальнейшая грамотность. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит? Пока сложно ответить, верно? Но я желаю всем командам удачи на сегодняшнем уроке. Ведь каков наш девиз? «С малой удачи начинается большой успех» . II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации. - Друзья мои, вы не забыли, что мы с вами продолжаем наше путешествие по морям Затруднений. И сегодня мы высаживаемся на острове, куда попадают все слова, в которых ученики когда - либо допускали ошибки. Эти слова сидят на острове под пальмами и плачут, потому что редко кто из нерадивых учеников всё же исправляет свои ошибки и возвращает бедные слова обратно в учебник или словарь, где они записаны верно. Давайте же посмотрим на несколько таких слов и проанализируем их. На слайде появляются слова: МЕДВЕТЬ, ЗУП, НОШ, КРОФЬ, МАСЬ, СНЕК. -Кто-нибудь может объяснить, почему эти слова попали на остров? Что с ними не так? (Учитель подводит детей к ответу, что в словах использованы буквы П,Ф,К,Т,С,Ш вместо букв Б,В,Г,Д,З,Ж) - А почему же нерадивые ученики так написали слова? Может быть они чего - то не знали? ( Возможно, ученики не знали, что на конце слов буквы Б,В,Г,Д,З,Ж стоят в слабой позиции и обозначают глухой звук, а не звонкий). III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы ещё не знаем?") -Как же нам помочь нерадивым ученикам вернуть слова обратно в словарь? Ведь мы же знаем, что это произойдёт только в том случае, если мы выведем алгоритм исправления ошибки. ( Выяснить, что за ошибка, выявить алгоритм исправления ошибки и вывести правило по которому будем проверять эти слова) - Можем ли мы сейчас сказать, какие ошибки допущены? ( Можем, это замена парных звонких согласных на глухие в конце слова) - Почему ученики допустили эти ошибки? ( Не знали, что это слабая позиция согласных в словах, а парные звонкие согласные на конце слов всегда оглушаются) - Можем ли мы утверждать, что на конце слов всегда слышно глухой парный согласный звук? Приведите примеры? - А можем ли мы утверждать, что на конце слов всегда нужно писать букву звонкого согласного звука, даже, если слышим и произносим глухой согласный? ( Учитель подводит детей к выводу, что это не так. На конце слов может стоять любая буква парного согласного) -Так как же помочь нерадивым ученикам правильно написать слова? ( научить их использовать правило ) -Какое правило? ( о правописании парных согласных в корне слов) - Какой же будет алгоритм исправления ошибок? И что нам нужно для того, чтобы вывести его? Через 3 минуты каждая команда должна предложить нам свой вариант. ( Дети работают в уже сформированных группах, где есть «капитан» команды , оратор , информатор и систематизатор. Класс выслушивает варианты. В случае, если рассуждения не дойдут до истины, учитель предлагает группам выбрать из предложенных действий только те, которые станут алгоритмом исправления ошибки и создать «кластер» алгоритма) Возможный вариант алгоритма, используемый для исправления ошибки: А) знать парные согласные Б) находить парные согласные в словах В) знать, что звонкие парные согласные на конце слов оглушаются Г) отличать звонкие парные согласные от глухих Д) выяснять, слабая или сильная позиция у буквы в слове Е) уметь подобрать проверочное слово - А что значит «Проверочное слово?» Что это за слово такое? Можем ли мы его подобрать прямо сейчас? И как вы думаете, какая же цель у нас сегодня? ( Выяснить, что такое проверочные слова и научиться их подбирать, а также вывести алгоритм подбора проверочных слов) IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Дети предлагают несколько вариантов проверочных слов для одного из слов. - Как вы считаете, является ли слово -зубки- проверочным для слова -зуб-? Почему? А слово -зубик-? А слова -зубной- и -зубищи-? Почему? Что объединяет все эти слова? (они родственные) Какой вывод мы можем сделать? Все ли родственные слова могут стать проверочными? А могут ли стать проверочными неродственные слова? Как вы думаете, какими особенностями должно обладать слово, чтобы стать проверочным? Через пять минут вы должны предложить свой вариант. В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что проверочное слово должно быть: - родственным, - после парного согласного должны стоять или гласный , или звонкий непарный согласный звук. Эта информация тоже заносится в общий «кластер». V. Первичное закрепление - 4-5 минут . Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала), групповая работа; комментирование, обозначение знаковыми символами; Команды выступают со своими выводами и примерами. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. - А сейчас каждой команде предстоит помочь ещё нескольким словам вернуться в словарь. ( Каждая команда исправляет ошибки в карточках, которые получила.) Слово проверяемое - слово проверочное Сат ( сад) - садик, садовый,садовник Столп (столб) - столбик, столбы. Клюф (клюв) - клювик , клювы. Глас (глаз) - глазик, глазастый, глазной, глаза. - Какие ещё особенности проверочных слов вы заметили? Посмотрите на слова и выделите их части. ( Учитель подводит детей к тому, что проверочными могут быть уменьшительно-ласкательные формы слов, а также образованные имена прилагательные или форма множественного числа имён существительных.) VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. Самостоятельная работа (или работа в парах). Зачеркнуть те слова, которые не являются проверочными к орфограмме парные согласные в корне слова. Выделить корень слов, выполнить звуко-буквенный разбор одного проверяемого и одного проверочного слова. (Дуб - дубок, дубки, дубочки, дубрава. ) VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.Вопросы: -Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как подбирать проверочные слова в орфограмме «Парные согласные в корне слова» и создать алгоритм написания слов с этой орфограммой.) Удалось решить поставленную задачу? ( Удалось.) Каким способом? Какие получили результаты? ( Создали алгоритм применения правила «Написание парных согласных в корне слова» Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? - Мы покидаем остров ошибочных слов и движемся дальше по морю Затруднений. Каждый член команды сейчас покажет своё настроение. Подумайте, что лично у вас сегодня получилось лучше всего, а чему ещё нужно уделять много внимания. Я благодарю вас за работу. Спасибо. До новых путешествий.























  1. 38

© 2010-2022