- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» (1-4)
Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» (1-4)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медведева Л.Н. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
Школа безопасности.
(рабочая программа внеурочной деятельности)
Исполнитель:
Медведева Лариса Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа», Прокопьевский район
Кемерово 2014
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»……3-26 Пояснительная записка Содержание программы Учебный план Тематическое планирование Материально-техническая база II. Список литературы…………………………………………………… 27 III. Приложение 1………………………………………………………… 28
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Пояснительная записка В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности». Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа выполняет две основные функции: 1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1-4 классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Таким образом, в результате изучения учебного курса «Школа безопасности» ученик должен: Знать:
- основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
- время года;
- оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Показатели сформированности метапредметных результатов.
Планируемые результаты
Результаты
Планируемые результаты (характеристики) ООП
Личностные Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
Познавательные УУД Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения проблемы; Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение,
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные УУД
Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную,
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Учебные действия:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвосхищать результата; Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Планируемые результаты Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.(Приложение 1) Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Содержание программы
- Опасные ситуации природного характера.
- Опасные ситуации техногенного характера.
- Опасные ситуации социального характера.
Учебный план по программе
Наименование разделов и тем
Количество часов
1 класс
2- 4 класс
1. Опасные ситуации природного характера
6
6
2. Опасные ситуации техногенного характера
4
4
3. Опасные ситуации социального характера
6
6
4. Дорожно- транспортная безопасность
11
11
5. Подготовка к активному отдыху на природе
6
7
ИТОГО:
33
34
Тематическое планирование
«Школа безопасности»
1 класс
№ раздела и темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
Дата
Раздел
Тема
I
Опасные ситуации природного характера
6
1,2
Опасные ситуации в современных условиях жизнедеятельности
2
3
Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.
1
4
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период.
1
5
Правила и меры безопасности на воде в весенний период.
1
6
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства.
1
II
Опасные ситуации техногенного характера
4
7,8
Правила пожарной безопасности.
2
9
Внимание - пожар!
1
10
Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.
1
III
Опасные ситуации социального характера.
6
11,12
Опасная ситуация в школе.
2
13
Один дома.
Опасность у тебя дома.
1
14
Один дома.
Звонок в дверь, звонок по телефону.
1
15
Как вести себя с незнакомыми людьми.
1
16
Когда четвероногие друзья опасны.
1
IV
Дорожно-транспортная безопасность
11
17,18
Безопасность на улицах .
Наиболее безопасный путь в школу.
2
19
Наш друг светофор.
Виды перекрёстков.
1
20
Знакомство с дорожными знаками. Конкурс «Угадай скорее знак»
1
21
Встреча с сотрудником ГИБДД.
1
22
Мы - пешеходы! Практическое занятие.
Правила движения группой по улицам поселка.
1
23
Знакомство с транспортом.
1
24
Мы пассажиры!
1
25
Внимание - авария!
1
26
Экскурсия «Улицы поселка»
1
27
Викторина «Улица полна неожиданностей».
1
V
Подготовка к активному отдыху на природе
6
28
Мы - путешественники!
1
29
«Не трогай нас!» отдыхаем без опасности.
1
30
Опасные растения и грибы.
1
31
Первая помощь.
1
32
«Осторожно - лето!»
1
33
Обобщающий урок - экскурсия.
1
Итого 33 урока
Тематическое планирование
«Школа безопасности»
2 класс
№ раздела и темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
Дата
Раздел
Тема
I
Опасные ситуации природного характера
6
1,2
Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности.
2
3
Погодные явления и безопасность человека
1
4
Безопасность на водоемах
1
5
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
6
Мир и безопасность
1
II
Опасные ситуации техногенного характера
4
7
Что такое огонь. Пожар как явление
1
8
Отчего происходят пожары
1
9
Правила пожарной безопасности в школе и быту
1
10
Правила пожарной безопасности в школе и быту. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
1
III Опасные ситуации социального характера.
6
11
Мир и безопасность
1
12
Опасность у тебя дома. Электричество
1
13
Опасность у тебя дома. Открывать ли дверь
1
14
Один дома. Звонок по телефону.
1
15
Как вести себя с домашними питомцами
1
16
Как вести себя с незнакомыми людьми
1
IV
Дорожно-транспортная безопасность
11
17
Безопасность на улицах. Переход и светофор.
1
18
Переходим улицу.
1
19
Дорожные знаки
1
20
Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»
1
21
Пешеходная дорожка и езда на велосипеде
1
22
Мы - пешеходы! Практическое занятие.
Правила движения группой по улицам поселка.
1
23
Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии.
1
24
Виды транспорта. Правила для пассажиров.
1
25
Встреча с сотрудником ГИБДД.
1
26
Экскурсия по улице, на которой расположена школа.
1
27
Игра «Мы едем по городу»
1
V Подготовка к активному отдыху на природе
7
28
Мы - путешественники. Отдыхаем без опасности
1
29
Съедобные грибы и ягоды
1
30
Лесные пожары. Как их избежать
1
31
С кем дружат болезни
1
32
Если хочешь быть здоров
1
33
О здоровом образе жизни
1
34
Двигательная активность и закаливание организма
1
Тематическое планирование
«Школа безопасности»
3 класс
№ раздела и темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
Дата
Раздел
Тема
I
Опасные ситуации природного характера
6
1
Стихийные бедствия. Землетрясение.
1
2
Стихийные бедствия. Наводнения
1
3
Стихийные бедствия. Ураганы, бури, смерчи
1
4
Алгоритм действия при чрезвычайной ситуации.
1
5
Эвакуация.
1
6
Оперативные службы нашего района
1
II
Опасные ситуации техногенного характера
4
7
Пожарная безопасность
1
8
Безопасное поведение в бытовых условиях
1
9
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
1
10
Экскурсия в пожарную часть
1
III Опасные ситуации социального характера.
6
11
Личная безопасность в подъезде
1
12
Опасные места в доме
1
13
Правила поведения в лифте
1
14
Поведение в толпе
1
15
Захват заложников
1
16
Освобождение заложников
1
IV
Дорожно-транспортная безопасность
11
17
Для чего нужны правила дорожного движения
1
18
Улица
1
19
Транспорт
1
20
Пассажир
1
21
Правила обхода транспорта
1
22
Автомобильный светофор
1
23
Регулировщик
1
24
Пешеходный светофор
1
25
Пешеходный переход
1
26
Перекресток. Подземный переход
1
27
Дорожные знаки
1
V Подготовка к активному отдыху на природе
7
28
В лес за ягодами и растениями
1
29
Ориентиры на местности
1
30
В лес за грибами
1
31
Опасные игры в лесу
1
32
Встречи с животными
1
33
Если случилась беда. Потерялся
1
34
Уроки Айболита
1
Тематическое планирование
«Школа безопасности»
4 класс
№ раздела и темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
Дата
Раздел
Тема
I
Опасные ситуации природного характера
6
1
Гроза. Правила безопасного поведения
1
2
Буря. Правила безопасного поведения
1
3
Смерч. Правила безопасного поведения
1
4
Землетрясение. Эвакуация.
1
5
Обвалы, оползни, сели.
1
6
Оперативные службы нашего района.
1
II
Опасные ситуации техногенного характера
4
7
Пожары и взрывы
1
8
Лесные пожары
1
9
Выброс ядовитых веществ
1
10
Гидродинамические аварии
1
III Опасные ситуации социального характера.
6
11
Правила обращения с электроприборами
1
12
Правила обращения с газовыми приборами
1
13
Радиационная опасность
1
14
Освобождение заложников
1
15
Службы защиты от опасностей нашего района
1
16
Предупреждение бытового травматизма
1
IV
Дорожно-транспортная безопасность
11
17
Безопасность в авиатранспорте
1
18
Безопасность в железнодорожном транспорте
1
19
Правила поведения в метро
1
20
Безопасность в наземном транспорте
1
21
Правила перехода через дорогу
1
22
Личная безопасность на улице
1
23
Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой
1
24
Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак»
1
25
Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи.
1
26
Езда на велосипеде, скутере
1
27
Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки
1
V Подготовка к активному отдыху на природе
7
28
Правила поведения в лесу
1
29
Укусы насекомых
1
30
Дикие животные
1
31
Правила поведения на воде
1
32
Правила поведения в лодке
1
33
Помощь утопающему
1
34
Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги
1
Материально-техническая база Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» желательно наличие: Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК, спортивного и игрового инвентаря, аудио и видеодисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.
Список литературы:
- Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010. - 55 с.
- Нуждина, Т.Д. Мир животных и растений. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 2000. - 320 с.
- Нуждина, Т. Д. Мир вещей. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998. - 152 с.
- Основы безопасности и жизнедеятельности. [Текст]/ Сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 225 с.
- Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В.В. Поляков. - М.: Дрофа, 1998. - 198 с.
- Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Поторочина. - М.: ВАКО, 2008. - 128с.
- Усачёв, А. А., Березин, А. И. Школа безопасности. [Текст]: учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/ А.А. Усачев, А.И. Березин. - М.: АСТ, 1999. - 250 с.
- Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности. [Текст]: книга для детей и родителей/ Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.
- Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах. [Текст]: методическое пособие для учителя/ А.М. Якупов. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 270 с.
Приложение 1
Система оценки достижения планируемых результатов Согласно Стандарту, система оценки достижения планируемых результатов освоения курса занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» состоит из двух основных компонентов:
- Оценка предметных результатов, которая предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов по данному направлению деятельности с учётом предметных знаний, действий с предметным содержанием. По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, КВН и т.д.
Показатели
Минимальный уровень (1балл) Мин
Оптимальный уровень (2балла) О
Максимальный уровень (3 балла) Макс
Тема
Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия.
Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и периодически использует в ответствующих ситуациях.
Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, умений и навыков; систематически использует в жизни. Заинтересован в совершенствовании знаний и использовании умений и навыков в нестандартных ситуациях.
Таблица № 1
№
ФИО
Опасные ситуации природного характера
Опасные ситуации техногенного характера
Опасные ситуации социального характера.
Дорожно-транспортная безопасность
Подготовка к активному отдыху на природе
Итого. Результат № 1
Уровень №1
Итого
- Оценка метапредметных результатов как сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий может быть отслежена в результате следующих действий:
- Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
- Выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
- Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе
Работа по оцениванию метапредметных результатов проводится в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Таблица № 2
№
ФИО
Метапредметные результаты
Личност-ные
Познава-тельные
Регуля-тивные
Коммуни-кативные
Итого
Резуль-тат № 2
Уро
вень № 2
Итого
Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе:
- Системы знаний и представлений об основах безопасного образа жизни;
- Обобщённых способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
- Коммуникативных и информационных умений.
- результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
Таблица № 3
№
ФИО
Результат № 1
Уровень
№ 1
Результат № 2
Уровень
№ 2
Итоговая оценка
Уровень
№ 3
Итого