Программа внеурочной деятельности Аквамарин

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено

Руководитель НМС


Гаврилова Н.Л. _________

Ф.И.О. Протокол №_________от «_____»____________2015г

Согласовано

Заместитель директора по УВР (методист) МБОУ «СОШ № 14»

_Сурина Т.Б______

Ф.И.О.


«___»______________2015 г. г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 14»

_________________________

(С.Г.Фёдоров)


Приказ №__________от «_____»____________2015г.












ПРОГРАММА


внеурочных занятий

социальной направленности

«Аквамарин»

для обучающихся начальных классов

название, предмет, класс, образовательная область




Курьянова В.И.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

2015г


Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов внеурочной деятельностью в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.( Издательский дом «Фёдоров», 2009 год) и базового учебного плана по изобразительному искусству по программе В.В.Кузина "Изобразительное искусство. 1-9 классы" под редакцией В.С.Кузина (М.: Дрофа, 2014) В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программа «Аквамарин» является программой социальной направленности, предполагает уровень внеурочных занятий при освоении знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - долговременной (4 года обучения) В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Целесообразность программы объясняется формированием интеллекта духовности обучающихся, через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Отличие данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами рисования и лепки, работы с бумагой и картоном на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Особенностью данной программы является интегрирование занятий по изобразительному искусству и технологии. . Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Основная цель программы:

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта;
  • художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической - освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), лепки.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию. Сроки реализации программы Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, количество часов в неделю 1 час, 33 часа в год. Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме - 1 час в неделю (34 часа). Четвертый год обучения предполагает больше внимания уделять индивидуальной работе и творческим разработкам. Режим работы 1 час в неделю ( 34 часа) На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
  • ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 6-7лет;
  • развивающий - 2 года обучения для обучающихся 8-10 лет;
  • исследовательский - 1 год обучения для обучающихся 10-11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности, неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, и техниках изобразительного искусства;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

Виды и формы контроля

Для отслеживания результативности изучения курса «Аквамарин» по программе предполагается использовать следующие формы оценки качества знаний умений и навыков детей:

  • выполнение учащимися продуктивных заданий.

  • выставки;

  • конкурсы работ;

  • проекты.


Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является способность ребенка трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, а овладеть всеми секретами мастерства может каждый ребёнок.

Содержание программы.


Первый год обучения.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет, колорит, форму.

  1. Аппликации из бумаги на картоне (10 часов) Условия безопасной работы. Аппликация из природных материалов на картоне .Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Объёмная аппликация.

  2. Радужный мир красок.(7 часов) «Знакомство с королевой Кисточкой . Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.

Практическая часть: Осень. Листопад. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

  1. Работа с пластическими материалами (10 часов) Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Лепка из солёного теста.

  1. Выставки. Экскурсии. (6 часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Второй год обучения.

  1. Аппликация и моделирование (8 часов) Беседы по истории искусств. Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из птичьих перьев. Аппликация из семян, круп, макарон.

  2. Радужный мир красок.(7 часов) Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

Художественный язык искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

  1. Работа с пластическими материалами(6часов) Разрезание смешанного пластилина. Обратная мозаика на прозрачной основе. Торцевание на пластилине. Лепка из солёного теста.

  2. Поделки из гофрированной бумаги(4 часа). Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

  3. Модульное оригами (6 часов) Треугольный модуль оригами. Замыкание модулей в кольцо. Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

  4. Выставки. Экскурсии. (2 часа) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Третий год обучения.

  1. Объёмные и плоскостные аппликации (8 часов) Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Мозаика из ватных комочков. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Многослойная аппликация.

  2. Радужный мир красок.(7 часов) Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Основы живописи. Цвет - язык живописи.
  3. Работа с пластическими материалами (6 часов) Лепка с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Мозаичная аппликация на стекле. Лепка из солёного теста.

  4. Работа с природными материалами.( 4 часа) Коллективные композиции, индивидуальные панно.

  5. Модульное оригами (6 часов)Игрушки объёмной формы.

  1. Выставки. Экскурсии. (2часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Четвёртый год обучения.

  1. Объёмные и плоскостные аппликации(14 часов) Многослойные аппликации. Мозаика из квадратных модулей. Элементы квиллинга. Аппликации в технике квиллинг. Техника изонить. Заполнение круга, угла. Аппликации в технике изонить.

  2. Радужный мир красок.(7 часов) Основы изобразительной грамоты (Композиция. Графика. Цветоведение). Декоративно - прикладное искусство Прикладная графика. Батик. Флористика
  3. Поделки на основе нитяного кокона(7 часов) Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

  1. Выставки. Экскурсии. (5часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Условия реализации программы


Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем и материалов.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

  1. Учебные пособия: Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. 64 с.
  2. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. 64 с.
  3. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
  4. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с. (Золотая библиотека увлечений).

  5. Программа «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина

    Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=46621

  6. Интернетсайт Страна Мастеров: stranamasterov.ru
  7. Специфическое сопровождение (оборудование): проекционная техника; компьютеры


© 2010-2022