- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Аквамарин
Программа внеурочной деятельности Аквамарин
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курьянова В.И. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Рассмотрено
Руководитель НМС
Гаврилова Н.Л. _________
Ф.И.О. Протокол №_________от «_____»____________2015г
Согласовано
Заместитель директора по УВР (методист) МБОУ «СОШ № 14»
_Сурина Т.Б______
Ф.И.О.
«___»______________2015 г. г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 14»
_________________________
(С.Г.Фёдоров)
Приказ №__________от «_____»____________2015г.
ПРОГРАММА
внеурочных занятий
социальной направленности
«Аквамарин»
для обучающихся начальных классов
название, предмет, класс, образовательная область
Курьянова В.И.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2015г
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов внеурочной деятельностью в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.( Издательский дом «Фёдоров», 2009 год) и базового учебного плана по изобразительному искусству по программе В.В.Кузина "Изобразительное искусство. 1-9 классы" под редакцией В.С.Кузина (М.: Дрофа, 2014) В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программа «Аквамарин» является программой социальной направленности, предполагает уровень внеурочных занятий при освоении знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - долговременной (4 года обучения) В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Целесообразность программы объясняется формированием интеллекта духовности обучающихся, через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Отличие данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами рисования и лепки, работы с бумагой и картоном на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Особенностью данной программы является интегрирование занятий по изобразительному искусству и технологии. . Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Основная цель программы:
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта;
- художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической - освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), лепки.
- ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 6-7лет;
- развивающий - 2 года обучения для обучающихся 8-10 лет;
- исследовательский - 1 год обучения для обучающихся 10-11 лет.
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-
адекватное понимание причин успешности, неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
задавать вопросы по существу;
-
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
владеть монологической и диалогической формой речи;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-
высказываться в устной и письменной форме;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез (целое из частей);
-
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
-
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, и техниках изобразительного искусства;
-
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
-
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
-
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-
достичь оптимального для каждого уровня развития;
-
сформировать навыки работы с информацией.
Виды и формы контроля
Для отслеживания результативности изучения курса «Аквамарин» по программе предполагается использовать следующие формы оценки качества знаний умений и навыков детей:
-
выполнение учащимися продуктивных заданий.
-
выставки;
-
конкурсы работ;
-
проекты.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является способность ребенка трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, а овладеть всеми секретами мастерства может каждый ребёнок.
Содержание программы.
Первый год обучения.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет, колорит, форму.
-
Аппликации из бумаги на картоне (10 часов) Условия безопасной работы. Аппликация из природных материалов на картоне .Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Объёмная аппликация.
-
Радужный мир красок.(7 часов) «Знакомство с королевой Кисточкой . Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.
Практическая часть: Осень. Листопад. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
-
Работа с пластическими материалами (10 часов) Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Лепка из солёного теста.
- Выставки. Экскурсии. (6 часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Второй год обучения.
-
Аппликация и моделирование (8 часов) Беседы по истории искусств. Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из птичьих перьев. Аппликация из семян, круп, макарон.
-
Радужный мир красок.(7 часов) Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
-
Работа с пластическими материалами(6часов) Разрезание смешанного пластилина. Обратная мозаика на прозрачной основе. Торцевание на пластилине. Лепка из солёного теста.
-
Поделки из гофрированной бумаги(4 часа). Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
-
Модульное оригами (6 часов) Треугольный модуль оригами. Замыкание модулей в кольцо. Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
- Выставки. Экскурсии. (2 часа) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Третий год обучения.
-
Объёмные и плоскостные аппликации (8 часов) Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Мозаика из ватных комочков. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Многослойная аппликация.
- Радужный мир красок.(7 часов) Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Основы живописи. Цвет - язык живописи.
-
Работа с пластическими материалами (6 часов) Лепка с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Мозаичная аппликация на стекле. Лепка из солёного теста.
-
Работа с природными материалами.( 4 часа) Коллективные композиции, индивидуальные панно.
-
Модульное оригами (6 часов)Игрушки объёмной формы.
- Выставки. Экскурсии. (2часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Четвёртый год обучения.
-
Объёмные и плоскостные аппликации(14 часов) Многослойные аппликации. Мозаика из квадратных модулей. Элементы квиллинга. Аппликации в технике квиллинг. Техника изонить. Заполнение круга, угла. Аппликации в технике изонить.
- Радужный мир красок.(7 часов) Основы изобразительной грамоты (Композиция. Графика. Цветоведение). Декоративно - прикладное искусство Прикладная графика. Батик. Флористика
-
Поделки на основе нитяного кокона(7 часов) Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.
- Выставки. Экскурсии. (5часов) Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Условия реализации программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем и материалов.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
- Учебные пособия: Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. 64 с.
- Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. 64 с.
- Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
-
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с. (Золотая библиотека увлечений).
-
Программа «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина
Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=46621 - Интернетсайт Страна Мастеров: stranamasterov.ru
- Специфическое сопровождение (оборудование): проекционная техника; компьютеры