Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Пернатые изобретатели». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум Задачи: по первой линии развития (объяснять мир) познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету; по второй линии (отношение к миру) уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. Приобретаемые навыки обучающихся: расширить кругозор учащихся по родной природе. Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная Формы организации работы учителя: учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта.

























Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент - Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Итак, мы начинаем урок!

2.Актуализация знаний - Послушайте рассказ « Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. « Какие разные животные, - подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они - птицы». - А вы как думаете, ребята?

- Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором говорилось? - А белка - летяга и летучая мышь - это птицы? -Что объединяет всех вышеуказанных животных? - Тогда почему мы говорим, что не все животные - птицы? - Чтобы отправиться в прекрасный и многообразный мир птиц мы вместе с вами должны сформулировать задачи урока. Из предложенного перечня выберите, что вы знаете, что хотели бы знать и поставьте соответствующие числа в колонки «знаю», «хочу знать»



















-Что вы уже знаете?

- Таким образом, задачи урока (прописаны на доске) Задачи урока:

  • Познакомиться с группами птиц;
  • Познакомиться с особенностями строения птицы;
  • Познакомиться с приспособленностью птиц к жизни в различных условиях среды;
  • Познакомиться с интересными фактами из жизни птиц.
  • Учиться составлять научный текст, работать с книгой


Слушание текста



























- Не все животные - птицы. Петух, курица - это птицы, бабочка - насекомое. - Белка - летяга.



- Нет, эти животные не птицы

- Все они летают.













знаю Хочу узнать узнал


  1. Внешнее строение птицы
  2. Приспособление к полету
  3. Особенности пера
  4. Приспособленность птиц к жизни в различных условиях среды
  5. Размножение птиц
  6. Группы, на которых делятся птицы
  7. Интересные факты о птицах
  8. Работа с книгой
  9. Составление научного текста
- Птицы умеют летать. Птицы делятся на перелетных и зимующих

3. Изучение нового материала - Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором говорилось? - А белка - летяга и летучая мышь - это птицы? -Что объединяет всех вышеуказанных животных? - Тогда почему мы говорим, что не все животные - птицы? Для ответа нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Обратимся к тексту учебника. Откройте стр. 104-105

- Белка - летяга.



- Нет, эти животные не птицы

- Все они летают.











Чтение текста учебника



4. Практическая работа - Ребята, на столах у вас лежат перья. Возьмите перо. Ощущаете ли вы вес пера? Отрежьте кончик пера ножницами. - Что вы видите? - Вот почему перо легкое. - Капните пипеткой на перо. Что вы заметили? - Вот почему перья могут защищать птицу от воды. - А вы знаете, что в старину не было авторучек. Люди писали гусиными перьями. Их затачивали - очиняли - маленьким ножиком, который так и назывался - перочинный.









- Внутри оно пустое

- Капелька скатилась по перу.

6. Физминутка Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.



7.Работа по теме урока (проверка усвоения нового материала) - А вы знаете, что еще в древности люди мечтали покорить небо. Существует множество мифов. Следующее задание вы выполняете самостоятельно. Ваша задача прочитать отрывок мифа и вставить недостающие слова.











- Итак, что необходимо птице для полета? - Продолжите определение «Крылья - это …» - Отгадайте загадки: Чернокрылый, красногрудый, Он везде найдет приют. Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут.

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю - Кто догадался, что объединяет этих птиц? - Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете птиц, живущих в нашем крае? (на доске схема) Птицы: перелетные, оседлые - Птиц на земле около 9 тысяч видов. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц. Есть те, которые питаются только растительной пищей. Одни селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц - птенцы. Но птенцы тоже бывают разные. Прочитайте стр. 106.

- Ребята, существует два типа развития птенцов. У кур, уток, гусей - выводковый тип развития. При этом птенцы покрыты пухом и с первых дней могут самостоятельно передвигаться и искать пищу. У мелких птиц, например, дятлов, попугаев птенцы рождаются голые, не способные сами добывать себе пищу. Они сидят в гнездах и их кормят родители. Такой тип развития называют птенцовым. Говоря о первом полете, хочу прочитать вам следующее: «Есть такая легенда - о птице, что поёт лишь один раз за
всю свою жизнь, но зато прекрасней всех на свете.
Однажды она покидает своё гнездо и летит искать куст
терновника и не успокоится, пока не найдёт. Среди
колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью
на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь
над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой
ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и
соловей. Единственная, несравненная песнь, и
достаётся она ценой жизни. Но весь мир замирает,
прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо
всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания...
По крайней мере, так говорит легенда.
"Птица с шипом терновника в груди повинуется
непреложному закону природы; она сама не ведает,
что за сила заставляет её кинуться на остриё и умереть
с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она
не думает о близкой смерти, она просто поёт, пока не
иссякнет голос и не оборвётся дыхание. Но мы, когда
бросаемся грудью на тернии, - мы знаем. Мы понимаем.
И всё равно - грудью на тернии... Так будет всегда..." - Ребята, на стр. 108 даны несколько групп птиц. Рассмотрите внимательно иллюстрации. Что можно сказать о приспособлениях птиц к среде обитания?







Самостоятельная подстановка слов. «Однажды, сидя у моря, афинский художник поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот _______открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают _________воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?» - Необходимы крылья. - Это видоизмененные передние конечности.

- Снегирь



- Воробей - Эти птицы не улетают на зиму - Сороки, галки, вороны













Чтение учебника «Размножение птиц. Воспитание молодых птиц»

























































- У водных птиц - лапы с перепонками, короткие ноги для плавания. Водные птицы смазывают свои перья жиром, что позволяет не намокать перьям. - У хищных птиц - загнутый клюв и когти - У древесных птиц - острые когти, помогающие им лазить по деревьям.

8.Творческая работа - В первых числах апреля проводится День птиц. Впервые праздник был организован в 1927 году юннатами сокольнической биостанции. С тех пор День птиц стал массовым праздником юннатов. Наш класс также принимал участие в конкурсе на самый лучший скворечник. Разновидностей птиц очень много. Есть птицы большие, чуть ли не до двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие только на берегу моря. Послушайте сообщения о птицах, занесенных в Красную книгу



























































































- Это далеко не все птицы, вошедшие в состав Красной книги. К сожалению, их гораздо больше. Главным образом, это связано с вмешательством человека в природу. - Ребята, а сейчас поработайте в группах. Вам даны интересные факты о птицах. Ваша задача - дать названия заголовкам текстов.



























































































































Коллективная проверка. - Молодцы. Все группы справились с заданием.



А сейчас предлагаю вам в парах выполнить следующее задание. Ваша задача - подставить недостающие данные в научный текст. Что такое научный текст?























- Откройте, учебники на стр. 107. Проверьте свои данные. Достоверен ли ваш текст?















































Сообщение 1 ветками и побегами кустарника Балобан . Основа питания балобана - мелкие млекопитающие - суслики, пищухи, в южных районах также крупные ящерицы. Ловит птиц на земле и в воздухе - каменных и пустынных куропаток, голубей, рябков, крупных воробьиных. В местах гнездования птицы появляются в апреле. Гнездятся на уступах скал, степных холмах, занимая старые гнезда мохноногого курганника, канюка, ворона, вороны. Ремонтируют гнезда сухими, лоток выстилают шерстью животных, кусочками сухой шкуры тарбагана, суслика. Самка откладывает 3-5 красно-бурых яиц с тёмно-бурыми пятнами и насиживает их в течение месяца. Самец кормит самку в период насиживания.Птенцов выкармливают мелкими птицами, сусликами, полёвками, пищухами. Через полтора месяца птенцы начинают летать. В зимний период птицы кормятся монгольскими жаворонками и бородатыми куропатками Сообщение 2 Белая цапля. Гнездится на водоемах с густыми зарослями тростника, кустарниковой и древесной растительностью, в смешанных колониях других видов аистообразных. В период миграций и кочевок средние белые цапли держатся поодиночке, по две или же образуют стаи из 3 - 10, редко из 20 - 25 птиц. Низкая численность вида объясняется недостатком мест, пригодных для гнездования, возникшим в результате изменения человеком среды обитания птиц.





Работа в группах Самая летающая птица Черный стриж может находиться в воздухе 2-4 года. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест и даже спаривается на лету. Молодой стриж, вставший на крыло, пролетает, вероятно, 500000 км прежде, чем впервые приземлиться.
Самая маленькая птица Птица - колибри-пчелка. Самцы колибри-пчелки, обитающей на Кубе и на о. Пинос, весят 1,6 г, а их длина равна 5,7 см. Половину длины составляют хвост и клюв. Самки несколько крупнее. Среди хищных птиц - черноногий сокол-крошка из Юго-Восточной Азии и белогрудый сорокопут из северо-западной части о.Борнео. Средняя длина тела у обоих видов составляет 14-15 см, включая хвост длиной 5 см, а вес около 35 г. Самый долгий перелет у птицы Обыкновенная крачка покинула свое гнездо на берегу озера в Финляндии около 15 августа 1996 г. и была поймана 24 января 1997 г. вблизи озер в Гипсленде, шт. Виктория, Австралия. Она пролетела 25750 км. Птица - самый быстрый бегун Самой быстрой нелетающей птицей признан африканский страус, который, несмотря на большую массу, может в случае необходимости развивать скорость до 72 км/ч. Птица - самый быстрый летун Наблюдения, похоже, подтверждают, что сапсан способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч, когда он камнем бросается вниз с большой высоты, защищая свою территорию или охотясь на птиц в воздухе. Птица - самый быстрый пловец Папуанский пингвин может плыть со скоростью до 27 км/ч.

Самое глубокое погружение Наибольшая глубина погружения среди птиц была зафиксирована в 1990 г. в море Росса, у берегов Антарктиды. Один из императорских пингвинов нырнул тогда на глубину 483 м.















- Текст, основанный на фактах, достоверных источниках, опытах. Текст Птицы - это_____________________. Тело их________________. Они имеют _____________ кости , легкий беззубый клюв, _____________перья. Птицы ______кровны. Оперение крыльев и хвостаслужит для опоры __________. _____________ защтщают тело от потери тепла. У птиц хорошо развита ____________о потомстве.

9.Рефлексия - Ребята, вернемся к вашим заполненным таблицам. Просмотрите, все ли задачи решены на уроке?

- Все задачи решены. Мы узнали о строении птицы, названиях групп, на которые птицы делятся, типы выводков, послушали красивую притчу, учились работать с текстом, составлять научный текст, слушали сообщения о птицах, вошедших в Красную книгу

10.Домашнее задание - Ответьте на вопросы учебника стр. 107; - Ответьте на вопросы викторины: 1. Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки - одна возле другой. А как летят журавли? 2.Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это сделали? 3. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики?









© 2010-2022