- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа, тематическое планирование, МТО. ИЗО, 2 класс
Рабочая программа, тематическое планирование, МТО. ИЗО, 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ячменёва Е.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: во 2 классе - 34 ч в год. Индивидуальных работ - 24 Парных работ - 2 Групповых работ - 2 Коллективных работ - 1 Коллективно - индивидуальных - 3 Выставок - 2
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Чем и как работают художники
8
2
Реальность и фантазия
7
3
О чём говорит искусство
11
4
Как говорит искусство
8
Итого
34
Содержание программы (34 часа)
Чем и как работают художники
Три основные краски -красная, синяя, желтая.
Пять красок - все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе: Личностными результатами» является формирование следующих умений: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные УУД: -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений: Обучающийся научится: -различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приёмы обработки различных материалов; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки. Обучающийся получит возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование. Изо.
№ п/п
Наименование раздела(темы), тема урока
Количество часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся
План.
Факт.
КАК и ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК(8 часов)
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.
1.
Три основные краски,строящие многоцветие мира
1
Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению
2.
Пять красок -все богатство цвета и тона
1
Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка
3.
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
1
Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)
4.
Выразительные возможности аппликации
1
Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению
5.
Выразительные возможности графических материалов
1
Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз
6.
Выразительность материалов для работы в объеме
1
Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению
7.
Выразительные возможности бумаги
1
Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки
8.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
1
Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой
9.
Изображение и реальность
1
Индивидуальная, изображение животных или зверей
10.
Изображение и фантазия
1
Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных
11.
Украшение и реальность
1
Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев
12.
Украшение и фантазия
1
Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы
13.
Постройка и реальность
1
Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира
14.
Постройка и фантазия
1
Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города
15.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
1
Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек
О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)
Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
16.
Выражение характера изображаемых животных
1
Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих
17.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ
1
Индивидуальная, изображение доброго и злого воина
18.
Выражение характера человека в изображении; женский образ
1
Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов
19.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме
1
Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером
20.
Изображение природы в разных состояниях
1
Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы
21.
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения
1
Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы
22.
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»
1
Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов
23-24.
Образ здания и его назначение
2
Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом
25-26.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение
2
Выставка. Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства.Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)
Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.
27.
Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета
1
Индивидуальная, изображение угасающего костра
28.
Цвет как средство выражения: «тихие»(«глухие») и «звонкие» цвета
1
Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы
29.
Линия как средство выражения: ритм линий
1
Индивидуальная, изображение весенних ручьев
30.
Линия как средство выражения: характер линий
1
Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением
31.
Ритм пятен как средство выражения
1
Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости
32.
Пропорции выражают характер
1
Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций
33.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности
1
Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»
34.
Обобщающий урок года
1
Выставка. Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства.Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Изобразительное искусство
Библиотечный фонд
1.Примерные программы начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 328 с. (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021421-6.
2.«Школа России.» Сборник рабочих программ Москва. «Просвещение» 2011 528с.
Учебники 1.Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство .Искусство и ты». 2 класс .Под редакцией Б.М.Неменского.-Москва.:Просвещение,2012
Рабочие тетради 1.Горяева Н.А.,Неменская Л.А.,Питерских А.С.,Гуров Г.Е.,Коротеева Е.И. «Твоя мастерская» 2 класс/Под редакцией Б.М.Неменского.-Москва:Просвещение,2012
Методические пособия для учителя:
-
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству» 2 класс Москва. « Вако». 2014
-
О. В. Узорова ,Нефёдова Е.А.«Все предметы начальной школы в викторинах» 1 - 4 классы.Москва. « АСТ» «Астрель». 2010
Печатные пособия
-
Хохлома
-
Гжель
-
Урало-сибирская роспись
-
Полхов-Майдан
-
Мезенская роспись
-
Дымковская игрушка
-
Жостово
-
Введение в цветоведение.
-
Декоративно-прикладное искусство.
Информационно средства:
-
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству (по возможности)
-
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по искусству (по возможности)
3.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по искусству
Технические средства обучения:
-
Классная доска
-
Мультимедийный проектор
-
Экспозиционный экран
-
Компьютер