- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Будущий первоклассник
Рабочая программа Будущий первоклассник
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зуева Н.В. |
Дата | 11.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Согласовано
на заседании педагогического
совета школы
Протокол № _
«___»______________ 2014 года
« Утверждаю»
Директор школы С.В.Муравьёва
«___»_____________214года
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Программа
подготовки детей к обучению
«Школа будущего первоклассника»
Учитель начальных классов
высшей категории
Зуева Наталья Викторовна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Мы живем в эпоху, когда обилие информации способствует раннему развитию ребёнка. Если ребёнок имеет высокий уровень развития ещё до школы, то он успешнее будет учиться в школе. Для того, чтобы квалифицированно подготовить ребёнка к школе разработана данная программа. 1. Цели дошкольной подготовки детей. На этапе дошкольной подготовки образовательный процесс организуется, исходя из основных характеристик первого допонятийного этапа познания (этапа предметных действий) и возрастной периодизации психологического развития детей Д. Б. Эльконина. В дошкольный период происходит первичное осознание ребёнком внешних воздействий окружающего мира. Поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает, что помимо традиционного. для дошкольной подготовки развития внимания, памяти, речи у детей должны быть сформированы мыслительные операции:
- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в Группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству.
- классификация по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- конкретизация;
- аналогия.
- Всестороннее развитие дошкольника: умственное, психическое,
- Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
- Привитие интереса к учебному процессу посредством. занимательного игрового материала,
- Развитие памяти, мышления, внимания, воображения, творческих способностей детей.
- Одно из главных направлений программы развитие речи, возможности свободно высказывать свои мысли.
- усвоение математических начальных знаний: числовой ряд, состав чисел первого десятка, понятие о задачах и способах решения, геометрические понятия.
- Получение навыков чтения, членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, понятия звуков (гласные и согласные,
- звонкие и глухие, твердые и мягкие), развитие речи.
- Подготовка к обучению письму (развитие мелких мышц кисти руки, письмо элементов букв, букв, слогов, простых слов).
2. Организация познавательного nроцесса.
Курс разделён на три 'части: 1 часть - математика, 2 часть - развитие речи, занятия с психологом,
3 часть - чтение и письмо. Каждая часть состоит· из 30 занятий и может быть использована самостоятельно. В занятия по чтению добавлен подготовительный курс для детей, которые не знают букв. Для эффективности работы курсы могут использоваться в системе, так как в своем большинстве занятия построены как сюжетно-ролевые игры и объединены разными героями, сказочными персонажами, таинственными приключениями, календарными праздниками и т. п. При групповом обучении предлагаются комплексные занятия один раз в неделю:
- математика - 25-30 мин.,
- развитие речи - 25 мин.,
- чтение и письмо - 25-30·мин.
С октября по май включительно.
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
- принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное « открытие» его детьми на предметной основе);
- принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом);
- принцип целостности. (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
- принцип вариативности су детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора); .
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности); .
- принцип непрерывности С обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой).
провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и
самореализации личности ребёнка'на основе идеалов Л1Обви, справедливости,
добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами, общества. На
дошкольном этапе качества личности формируются" в соответствии с'
возрастными особенностями и возможностями детей. Механизмом реализации воспитательных целей в программе является
организация осмысления и обобщения детьми собственного опыта. В качестве критерия адекватности поступка выбран принцип сохранения
целостности системы, или « дружим и добиваемся успеха вместе »,
ориентированный. на формирование системы ценностей « созидателя », а не «
разрушителя ». Суть данного принципа для этапа дошкольной подготовки
состоит в следующем: я должен учиться дружить с другими детьми и вместе с
ними получать в ходе игры общий положительный результат. 4. Управление сохранением и поддержкой здоровья детей. Здоровье - первая и основная потребность любого человека. В российской педагогике и педагогической психологии' выделяют три вида
здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно связаны между
собой. ·В результате психолого-педагогических исследований установлено, что
дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно
устранять факторы, негативновлияющие на здоровье детей:
- Принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного
содержания и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную
познавательную деятельность; - Принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «
разрывов организации образовательного процесса и приведения
содержания образования в соответствие с их функциональными и
возрастными особенностями; - Принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку
- Принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых
факторов во взаимодействии между учителем и детьми, создание атмосферы
доброжелательности; - Принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать
осоэнанный выбор и тем самым уменьшает у них
напряжение в ситуации выбора; - Принцип творчества обеспечивает формирование· у детей интереса к
обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.
Тематическое планирование по математике (30 ч.) Курс включает в себя развитие мышления, наблюдательности, внимания,
наблюдательности. Дети учатся выполнять логические операции, сравнивать,
обобщать. Совершенствуются знания по нумерации .чисел в пределах 10. Дети знакомятся с . . составом числа, понятиями « больше, меньше, равно », десятком, с числовым рядом· -чисел. Происходит знакомство с задачей, способами её решения. Знакомство с
линейкой, сантиметром. Расширяются знания о геометрических фигурах.
Используются следующие пособия: Лента цифр; Абак; Комплекты предметов; Счетные палочки; Наборы геометрических фигур;
Таблицы состава чисел. к концу года дети должны знать:
- Состав чисел первого десятка,
- Знаки +, -, =,
- Цифры от О до 9,
- Образование чисел 2-го десятка,
- Понятия столько же, больше, меньше, впереди, сзади, выше, ниже, раньше,
позже, между, за, перед, первый, второй, - Отрезок, четырёхугольники, треугольники, углы, точка, прямая, кривая,
ломаная, круг, - Названия дней недели, завтра, вчера, сегодня, месяцы.
- Прямой счёт до 20, обратный счёт от 10 до 1,
- Называть последующее и предыдущее число,
- Определять место числа в числовом ряду,
- Сравнивать числа,
- Различать геометрические фигуры,
- Составлять и решать простые задачи,
- Строить и измерять отрезки,
- Решать примеры, основанные на знании нумерации.
№п.п Дата
Тема занятия
Выявление подготовленности детей к .обучению математике. Счет предметов. Понятия « больше,
1
меньше ». Работа по инструкции.
Понятия « один »и « много ». Сравнение
предметов: большой и маленький. Одинаковые по
размеру, равные. Число и цифра 1. :
~
2
Сравнение предметов: длинный. короткий, длиннее - короче; одинаковой длины; широкий - узкий, шире - уже, одинаковой ширины; высокий - низкий, одинаковой высоты. Число и цифра 2. Состав числа 2. Математические знаки
3
Путешествие в страну часов. Экскурс в ИСТОРИ1О.
Кремлёвские куранты. Устройство часов.
Понятия « ровно ... », « половина ... »
Понятия « больше », « меньше », « равно ». Знаки
сравнения. Состав числа 2. Пара. Часы.
4
Знакомство с днями недели. Число и цифра 3. Понятие « целое », « половина
целого », « деление пополам »; « раньше, позже »;
« сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра ».
Состав числа 3. Понятия: « больше,
меньше,
5
равно »; « длинный, короткий »; «слева, справа,
между, позади, впереди ».
Состав числа 3. Решение задач на 3. Деление на
три части. Дни недели. Закрепление.
6
Решение задач. Понятия: « раньше, позже »; « впереди, позади, внутри, снаружи Состав числа 3. Понятия « больше, меньше, Геометрические фигуры: треугольник. Конструирование
Задачи на число 3. « Крылатые .» слова и
7
выражения с числом 3. Число
и цифра 4.
Логические игры.
Состав числа 4. Решение
задач. Логические
8
задачи. Ш~ круг и овал.
Углы тупые, прямые, острые. Измерение веса,
объёма. Задачи на измерение.
Состав числа 4. Решение задач. Деление целого
на 4 части. Четверть.
9
Состав числа 4. Задачи. Геометрические фигуры:
треугольник и квадрат. Конструирование.
Состав чисел 3 и 4. Логические игры - поиск
закономерностей.
Состав числа 4. Геометрические фигуры. Игра «
10
конструктор ». Логические игры - Поиск
закономерностей. Решение задач на сравнение.
Контрольные задачи осени (закрепляяющий урок).
11
Число и цифра 5. Состав числа 5. Состав числа 5. Задачи. « Крылатые » выражения
с числом 5. Часы. Понятия: 5 минут ... , без 5
минут ...
Состав числа 5. Решение задач и примеров.
Конетру ирование.
12 Число и цифра 6 ..• Состав числа 6. Задачи и
Примеры.
, .. t? ". .._ t
Состав числа 6. Составление'эадач по картинкам.
13 Состав числа 6. Решение задач. Части целого.
Логические задачи.
Линии прямые, кривые, ломаные. Луч. Отрезок.
Многоугольники.
Геометрические фигуры. Понятия: длинный
-
14
короткий, толстый - тонкий, тяжёлый - лёгкий,
высокий - низкий.
Состав числа 6. Решение задач и примеров. Части
15
целого. Часы. Понятия: ровно ... , половина ... , без
5
5 минут ... , . 5 минут ... Полночь. Полдень.
Упражнение на развитие памяти.
Весёлый « новогодний »счёт, примеры и задачи.
16
Логическая задача. Геометрические фигуры -
поиск закономерностей. Конструирование.
Решение задач и примеров на состав числа 6.
составление задачи по картинке.
Логические
17
задачи. Конструирование геометрических фигур с
помощью палочек. Понятия: внутри, снаружи
(вне). Время суток.
Логические задачи. Объёмные фигуры: шар, куб,
параллелепипед.
18 Решение задач и примеров. Число и цифра 7. Дни недели.
19
Состав
числа
7. Поиск
логических
закономерностей. Понятия « больше, меньше ».
Состав числа 7. Работа с линейкой. Логическая
20
задача. Куб и параллелепипед. Времена года.
Месяцы.
21
Состав числа 7. Решение примеов и задач. Логические задачи. Состав числа 7. Составление
задач по картинкам,
Логические задачи. Решение задач и примеров на
22 состав числа. Знакомство с числом и цифрой 8.
Состав числа 8. Решение задач и примеров.
23 Объёмные геометрические фигуры. Пирамида.
Цилиндр. Призма.
Шар, куб,
Параллелепипед. Конус. (закрепление).
24
Вертикаль и горизонталь. Состав числа 8. Решение задач. Горизонтальные и вертикальные линии. Диагональ.
25
Состав числа 8. Логические задачи на совмещение. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Дни недели.
26
Число и цифра 9. Логические и~ы. Состав числа 9.
27
Состав числа 9.
Задачи на состав числа.
Логические задачи.
28
Цифра о. Задачи на сообразительность. Число и цифра 10. Задачи и примеры.
Состав числа
10. Геометрические фигуры:
29
прямоугольники, квадраты, четырёхугольники,
ромбы, трапеции. Часы.
30
Задачи и примеры на состав числа. Логические
задачи. Конструирование. Часы.
Тематическое планирование по развитию речи (30 ч.) Занятия по развитию речи направлены на ознакомление с окружающим миром,
обогащение и активизацию словаря, развитие мышления, внимания, восприятия, на
формирование высокой познавательной активности, мотивации к обучению в школе. • Занятия строятся как сюжетно-ролевые игры и связаны тематически с другими курсами К концу обучения дети должны знать:
- Понятия средств художественной выразительности
- Классификацию групп предметов
- Времена года, месяцы
- Понятие интонации
- Формы приветствия, прощания
- Понятия антонимов и синонимов
- Формы пересказа
- Понятия одушевленных и неодушевленных предметов
- Правила поведения
- Части речи
- Понятие рифмы .
- Понятие темы произведения
- Понятие прямого и переносного значения слов
- Композиционные части сочинения
- Сравнивать и классифицировать предметы
- Описывать предметы и явления
- у потреблять в речи различные части речи
- Пере сказывать тексты
- Сочинять сказки, загадки
- Пользоваться правилами поведения
- Различать времена года
- Выразительно читать
- Корректировать рассказ .
Тема занятия
Сравнения как средство выразительной
1
Сравнения
характеристики предмета. в основе
загадок. Обучение
классификации: : растения
осенью, овощи.
Звуки речи. Времена года и месяцы. Осень. Описывание осени
2
по наблюдениям и картинке. Описание белочки.
Сравнения. Чистоговорка.
Различные формы . приветствия,
прощания .
3
Обращение с просьбой. Слова-антонимы. Пересказ
С конца - развитие речевой памяти и способности
анализировать причинно-следственные связи.
4
Обучение пересказу текста. Подготовка детей к
изложению. Слова, близкие по значению.
5
Сочинение сказки по опорным словам. Развитие
логической (смысловой) памяти.
Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и
6
неодушевленные предметы. Слова, близкие и
противоположные по значению. Сравнения.
Времена года.
Сочинение сказки по данному началу . Слова,
7
. близкие по значению. Образование имен
существительных (без термина) с помощью
суффиксов: -ищ, -онок, -ёнок.
сравнения. Лексическая игра.
Времена года, месяцы, дни недели. Часы. Сутки.
8
Рассказ по картинке. Слова, близкие и
противоположные по значению.
Обращения. Умение обращаться в зависимости от
9
ситуации. Правила поведения. Обращения в
сказках А. С. Пушкина.
10
Слова, обозначающие признаки
предметов,
использование их в речи.
Сочинение загадок. Развитие воображения и
11
творческой активности. Описание . предметов с
помощью слов, обозначающих
признаки
предметов. Развитие логической памяти.
12
Слова, обозначающие признаки предметов .
Закрепление.месяцы.
Описание предметов с помощью слов,
13
обозначающих признаки предметов. Рифма.
Времена года. Круглый' год. Поведение. птиц и
14
животных в различное время года. Сказки Н.
Сладкова о временах года.
\.
Названия детёнышей домашних животных и птиц.
15
Описание предметов. Упражнение на развитие
логической (смысловой) памяти. Пересказ рассказа
Лесные звери и их детёныши. Слова,
16
обозначающие признаки предметов. Тема сказки,
рассказа. Заголовок. Словарь: какой бывает лес
(бор, дубрава, чаща, роща). признаки предметов. Синонимы и антонимы.
Прямой и переносвый. смысл слов и выражений.
17
Сочинение
сказки по опорным
словам.
Фонематическая игра.
Повторение изученного. Зимние месяцы: декабрь,
18
Январь, февраль. Сравнения в загадках. Слова-
предметы
Слова, близкие по значению. Слова, обозначающие
19
предметы и признаки предметов. Ребусы и шарады.
Сочинение «новогодних» загадок. GQавнения.
Обучение классификации, расширение словаря.
Сюжетно-ролевая игра' « помогаем Папе' Карло и
20
Буратино переехать в новый
дом ».
Конструирование вопросительных
и
· восклицательных предложений. Лексическая игра
Слова, обозначающие предметы и
признаки
21
предметов (закрепление).
Слова, обозначающие
действия предметов.
Слова, обозначающие действия предметов. Слова,
22
близкие и противоположные по значению. Слова,
одинаково звучащие, но имеющие разный смысл
(омонимы).
23
Обучение классификации: разные типы вывесок и
их назначения. Клички домашних животных.
Времена года. Месяцы. Лиственные и хвойные
· деревья. Перелётные и зимующие птицы.
24
Упражнение на развитие логической памяти. Игры
со словами, обозначающими предметы и действия
предметов.
Сочинение сказки
по картинке. Использование
25
слов-признаков для красочного описания.
Композиционные
части сочинения: вступление,
основная часть, заключение
Обучение классификации. Описание щенка
помощью слов,
обозначающих признаки
26
предметов. Слова,
. близкие по значению.
Повествовательные,
восклицательные
и
вопросительные предложения.
Слова, обозначающие предметы, слова-признаки и
27
слова-действия предметов. Описание лисы .
. Словарь: происхождение слова « Патрикеевна ».
Отчества.
Обучение выразительному чтению. Громкость:
28
тише - громче. Темп: медленно - быстро. Тон:
весело, грустно, сердито. Жесты и мимика.
29
Игры со словами. Слова, обозначающие предмет и
признаки предметов. Слова, близкие и
противоположные по значению. Рифмы.
Сравнения.
30
Заключительное занятие. Сказочное путешествие.
Тематическое планирование по обучению грамоте (30 ч.) На занятиях по обучению грамоте и письму ведется работа по развитию' фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению; Расширяются и
уточняются представления детей об окружающей действительности и ходе чтения, обогащается словарь. . Дети учатся расчленять предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки,
знакомятся со слого-звуковым анализом слова, учатся обозначать звуки буквами, G составлять и читать слоги и слова. Обучение осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Особое внимание уделяется выработке правильной осанки, наклонного
расположения тетради, умения держать ручку и карандаш. Для этого используются
упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев; обводка и
штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание
узоров и бордюров непрерывным движением руки; письмо-печатание. Данный раздел предусматривает письмо элементов букв, составление букв из.
элементов, запись наиболее простых букв, слов, чтение написанного. к концу года дети должны знать:
- Звуковой состав слов
- Понятие о предложении, слове
- Элементы печатных и письменных букв
- Виды штриховки
- Расположение тетради
- Составлять предложения
- Делить предложения на слова, работать со схемами
- Делить слова на слоги, вычленять звуки, давать им характеристику
- Обозначать звуки буквами
- Читать и понимать прочитанное
- Пересказывать небольшие тексты
- Соблюдать правильную осанку при письме
- Держать правильно ручку и карандаш
- Правильно обводить трафарет
- Штриховать фигуры различными видами штриховки
- Писать элементы письменных букв
- Некоторые заглавные и строчные буквы
- Читать написанное
- Свободно ориентироваться в тетради
№ п.п
Дата
Тема занятия
1
Вводное занятие . Каркушина школа для тех, кто не знает букв.
2
Буквы а, о, у, ы, э. Гласные буквы.
3
Буквы и, е ,ё, ю, я. Гласные буквы. Фонематическая игра.
4
Буквы с, к, м, п, х, л. Согласные буквы.
5
Буквы н, д, т, б, в. Согласные буквы.
6
Буквы ж, з, ц,г,р. Согласные буквы
7
Буквы ч, ш, щ, ф, й. Согласные буквы
8
Как хорошо уметь читать. Знакомство с буквами и звуками.
9
Звуки речи. Слоги открытые и закрытые.
10
Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Слова из слогов.
11
Слоги. Ударение в словах. Полная схема слова.
12
Игры Деда Буквоеда. Ребусы. Имена собственные.
13
Игры Деда Буквоеда. Увлекательное чтение по таблице.
14
Игры Деда Буквоеда. Предложение. Количество слов в предложении.
15
Игры Деда Буквоеда с рифмами. Схемы предложения.
16
Игры Деда Буквоеда. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.
17
Игры Деда Буквоеда. Предлоги. Перенос слова на другую строку.
18
Игры Деда Буквоеда. Запятая в предложении.
19
Игры Деда Буквоеда. Чтение загадок.
20
Игры Деда Буквоеда. Фонематические игры. Связь слов в предложении.
21
Игры Деда Буквоеда. Чтение таблиц с существительными, глаголами и прилагательными.
22
Игры Деда Буквоеда. Чистоговорки.
23
Игры Деда Буквоеда. Слова, близкие по значению.
24
Игры Деда Буквоеда. Разбор предложения. Звуко-буквенный анализ слова.
25
Игры Деда Буквоеда. Правила жи - ши.
26
Игры Деда Буквоеда. Ё - всегда ударная.
27
Игры Деда Буквоеда. Ознакомление с алфавитным названием букв.
28
Игры Деда Буквоеда. Синонимы, антонимы, .пересказ сказки по опорным словам.
29
Игры Деда Буквоеда. Рифмы, ребусы, загадки.
30
Игры Деда Буквоеда. Занимательное чтение.
Используемая литература.
-
Р.М Хамидулина «Обучение грамоте». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009
-
Р.М Хамидулина «Развитие речи». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009
-
Р.М Хамидулина «Математика». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009