Рабочая программа Будущий первоклассник

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

на заседании педагогического
совета школы

Протокол № _

«___»______________ 2014 года


« Утверждаю»

Директор школы С.В.Муравьёва

«___»_____________214года

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Программа

подготовки детей к обучению
«Школа будущего первоклассника»





Учитель начальных классов
высшей категории

Зуева Наталья Викторовна









2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Мы живем в эпоху, когда обилие информации способствует раннему развитию ребёнка. Если ребёнок имеет высокий уровень развития ещё до школы, то он успешнее будет учиться в школе. Для того, чтобы квалифицированно подготовить ребёнка к школе разработана данная программа. 1. Цели дошкольной подготовки детей. На этапе дошкольной подготовки образовательный процесс организуется, исходя из основных характеристик первого допонятийного этапа познания (этапа предметных действий) и возрастной периодизации психологического развития детей Д. Б. Эльконина. В дошкольный период происходит первичное осознание ребёнком внешних воздействий окружающего мира. Поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает, что помимо традиционного. для дошкольной подготовки развития внимания, памяти, речи у детей должны быть сформированы мыслительные операции:

  • анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • сравнение свойств предметов;
  • обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в Группе;
  • распределение предметов в группы по выбранному свойству.
  • классификация по выбранному свойству;
  • синтез на основе выбранной структуры;
  • конкретизация;
  • аналогия.
в программе реализуются следующие цели.
  • Всестороннее развитие дошкольника: умственное, психическое,
нравственное, физическое.
  • Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
  • Привитие интереса к учебному процессу посредством. занимательного игрового материала,
  • Развитие памяти, мышления, внимания, воображения, творческих способностей детей.
  • Одно из главных направлений программы развитие речи, возможности свободно высказывать свои мысли.
  • усвоение математических начальных знаний: числовой ряд, состав чисел первого десятка, понятие о задачах и способах решения, геометрические понятия.

  • Получение навыков чтения, членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, понятия звуков (гласные и согласные,



  • звонкие и глухие, твердые и мягкие), развитие речи.
  • Подготовка к обучению письму (развитие мелких мышц кисти руки, письмо элементов букв, букв, слогов, простых слов).


2. Организация познавательного nроцесса.

Курс разделён на три 'части: 1 часть - математика, 2 часть - развитие речи, занятия с психологом,
3 часть - чтение и письмо. Каждая часть состоит· из 30 занятий и может быть использована самостоятельно. В занятия по чтению добавлен подготовительный курс для детей, которые не знают букв. Для эффективности работы курсы могут использоваться в системе, так как в своем большинстве занятия построены как сюжетно-ролевые игры и объединены разными героями, сказочными персонажами, таинственными приключениями, календарными праздниками и т. п. При групповом обучении предлагаются комплексные занятия один раз в неделю:
  1. математика - 25-30 мин.,
  2. развитие речи - 25 мин.,
  1. чтение и письмо - 25-30·мин.
    С октября по май включительно.
Дидактической основой организации работы с детьми в программе является следующая система дидактических принципов:
  • принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
  • принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное « открытие» его детьми на предметной основе);
  • принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом);
  • принцип целостности. (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
  • принцип вариативности су детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора); .
  • принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности); .
  • принцип непрерывности С обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой).
3. Органuзация воспитательного nроцесса. в программе реализуется гуманистический подход к воспитанию,
провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и
самореализации личности ребёнка'на основе идеалов Л1Обви, справедливости,
добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами, общества. На
дошкольном этапе качества личности формируются" в соответствии с'
возрастными особенностями и возможностями детей. Механизмом реализации воспитательных целей в программе является
организация осмысления и обобщения детьми собственного опыта. В качестве критерия адекватности поступка выбран принцип сохранения
целостности системы, или « дружим и добиваемся успеха вместе »,
ориентированный. на формирование системы ценностей « созидателя », а не «
разрушителя ». Суть данного принципа для этапа дошкольной подготовки
состоит в следующем: я должен учиться дружить с другими детьми и вместе с
ними получать в ходе игры общий положительный результат. 4. Управление сохранением и поддержкой здоровья детей. Здоровье - первая и основная потребность любого человека. В российской педагогике и педагогической психологии' выделяют три вида
здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно связаны между
собой. ·В результате психолого-педагогических исследований установлено, что
дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно
устранять факторы, негативновлияющие на здоровье детей:
  • Принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного
    содержания и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную
    познавательную деятельность;
  • Принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «
    разрывов организации образовательного процесса и приведения
    содержания образования в соответствие с их функциональными и
    возрастными особенностями;
  • Принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку
и возможность успешного прохождения своей индивидуальной. образовательной траектории;
  • Принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых
    факторов во взаимодействии между учителем и детьми, создание атмосферы
    доброжелательности;
  • Принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать
    осоэнанный выбор и тем самым уменьшает у них
    напряжение в ситуации выбора;
  • Принцип творчества обеспечивает формирование· у детей интереса к
    обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.

Тематическое планирование по математике (30 ч.) Курс включает в себя развитие мышления, наблюдательности, внимания,
наблюдательности. Дети учатся выполнять логические операции, сравнивать,
обобщать. Совершенствуются знания по нумерации .чисел в пределах 10. Дети знакомятся с . . составом числа, понятиями « больше, меньше, равно », десятком, с числовым рядом· -чисел. Происходит знакомство с задачей, способами её решения. Знакомство с
линейкой, сантиметром. Расширяются знания о геометрических фигурах.
Используются следующие пособия: Лента цифр; Абак; Комплекты предметов; Счетные палочки; Наборы геометрических фигур;
Таблицы состава чисел. к концу года дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка,
  • Знаки +, -, =,
  • Цифры от О до 9,
  • Образование чисел 2-го десятка,
  • Понятия столько же, больше, меньше, впереди, сзади, выше, ниже, раньше,
    позже, между, за, перед, первый, второй,
  • Отрезок, четырёхугольники, треугольники, углы, точка, прямая, кривая,
    ломаная, круг,
  • Названия дней недели, завтра, вчера, сегодня, месяцы.
Должны уметь:
  • Прямой счёт до 20, обратный счёт от 10 до 1,
  • Называть последующее и предыдущее число,
  • Определять место числа в числовом ряду,
  • Сравнивать числа,
  • Различать геометрические фигуры,
  • Составлять и решать простые задачи,
  • Строить и измерять отрезки,
  • Решать примеры, основанные на знании нумерации.


















№п.п Дата


Тема занятия
























Выявление подготовленности детей к .обучению математике. Счет предметов. Понятия « больше,

1

меньше ». Работа по инструкции.





Понятия « один »и « много ». Сравнение


предметов: большой и маленький. Одинаковые по


размеру, равные. Число и цифра 1. :




~










2
Сравнение предметов: длинный. короткий, длиннее - короче; одинаковой длины; широкий - узкий, шире - уже, одинаковой ширины; высокий - низкий, одинаковой высоты. Число и цифра 2. Состав числа 2. Математические знаки

3
Путешествие в страну часов. Экскурс в ИСТОРИ1О.
Кремлёвские куранты. Устройство часов.
Понятия « ровно ... », « половина ... »




Понятия « больше », « меньше », « равно ». Знаки
сравнения. Состав числа 2. Пара. Часы.


4
Знакомство с днями недели. Число и цифра 3. Понятие « целое », « половина
целого », « деление пополам »; « раньше, позже »;
« сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра ».


Состав числа 3. Понятия: « больше,
меньше,

5
равно »; « длинный, короткий »; «слева, справа,
между, позади, впереди ».








Состав числа 3. Решение задач на 3. Деление на
три части. Дни недели. Закрепление.



6
Решение задач. Понятия: « раньше, позже »; « впереди, позади, внутри, снаружи Состав числа 3. Понятия « больше, меньше, Геометрические фигуры: треугольник. Конструирование


Задачи на число 3. « Крылатые .» слова и

7
выражения с числом 3. Число
и цифра 4.


Логические игры.











Состав числа 4. Решение
задач. Логические

8
задачи. Ш~ круг и овал.








Углы тупые, прямые, острые. Измерение веса,
объёма. Задачи на измерение.





Состав числа 4. Решение задач. Деление целого
на 4 части. Четверть.








9
Состав числа 4. Задачи. Геометрические фигуры:
треугольник и квадрат. Конструирование.


Состав чисел 3 и 4. Логические игры - поиск




закономерностей.












Состав числа 4. Геометрические фигуры. Игра «

10
конструктор ». Логические игры - Поиск




закономерностей. Решение задач на сравнение.


Контрольные задачи осени (закрепляяющий урок).















11
Число и цифра 5. Состав числа 5. Состав числа 5. Задачи. « Крылатые » выражения



с числом 5. Часы. Понятия: 5 минут ... , без 5



минут ...


















Состав числа 5. Решение задач и примеров.


Конетру ирование.











12 Число и цифра 6 ..• Состав числа 6. Задачи и



Примеры.





, .. t? ". .._ t



Состав числа 6. Составление'эадач по картинкам.

13 Состав числа 6. Решение задач. Части целого.



Логические задачи.












Линии прямые, кривые, ломаные. Луч. Отрезок.


Многоугольники.

























Геометрические фигуры. Понятия: длинный


-

14
короткий, толстый - тонкий, тяжёлый - лёгкий,



высокий - низкий.













Состав числа 6. Решение задач и примеров. Части

15
целого. Часы. Понятия: ровно ... , половина ... , без

5
5 минут ... , . 5 минут ... Полночь. Полдень.



Упражнение на развитие памяти.






Весёлый « новогодний »счёт, примеры и задачи.

16
Логическая задача. Геометрические фигуры -



поиск закономерностей. Конструирование.



Решение задач и примеров на состав числа 6.



составление задачи по картинке.
Логические

17
задачи. Конструирование геометрических фигур с




помощью палочек. Понятия: внутри, снаружи



(вне). Время суток.












Логические задачи. Объёмные фигуры: шар, куб,



параллелепипед.











18 Решение задач и примеров. Число и цифра 7. Дни недели.

19
Состав
числа
7. Поиск
логических



закономерностей. Понятия « больше, меньше ».



Состав числа 7. Работа с линейкой. Логическая

20
задача. Куб и параллелепипед. Времена года.



Месяцы.















21
Состав числа 7. Решение примеов и задач. Логические задачи. Состав числа 7. Составление



задач по картинкам,












Логические задачи. Решение задач и примеров на

22 состав числа. Знакомство с числом и цифрой 8.
Состав числа 8. Решение задач и примеров.



23 Объёмные геометрические фигуры. Пирамида.




Цилиндр. Призма.
Шар, куб,

Параллелепипед. Конус. (закрепление).





24
Вертикаль и горизонталь. Состав числа 8. Решение задач. Горизонтальные и вертикальные линии. Диагональ.








25
Состав числа 8. Логические задачи на совмещение. Горизонталь, вертикаль, диагональ.











Дни недели.










26
Число и цифра 9. Логические и~ы. Состав числа 9.


27
Состав числа 9.
Задачи на состав числа.



Логические задачи.








28
Цифра о. Задачи на сообразительность. Число и цифра 10. Задачи и примеры.




















Состав числа
10. Геометрические фигуры:

29
прямоугольники, квадраты, четырёхугольники,



ромбы, трапеции. Часы.









30
Задачи и примеры на состав числа. Логические


задачи. Конструирование. Часы.






Тематическое планирование по развитию речи (30 ч.) Занятия по развитию речи направлены на ознакомление с окружающим миром,
обогащение и активизацию словаря, развитие мышления, внимания, восприятия, на
формирование высокой познавательной активности, мотивации к обучению в школе. • Занятия строятся как сюжетно-ролевые игры и связаны тематически с другими курсами К концу обучения дети должны знать:

  • Понятия средств художественной выразительности
  • Классификацию групп предметов
  • Времена года, месяцы
  • Понятие интонации
  • Формы приветствия, прощания
  • Понятия антонимов и синонимов
  • Формы пересказа
  • Понятия одушевленных и неодушевленных предметов
  • Правила поведения
  • Части речи
  • Понятие рифмы .
  • Понятие темы произведения
  • Понятие прямого и переносного значения слов
  • Композиционные части сочинения
Должны уметь:
  • Сравнивать и классифицировать предметы
  • Описывать предметы и явления
  • у потреблять в речи различные части речи
  • Пере сказывать тексты
  • Сочинять сказки, загадки
  • Пользоваться правилами поведения
  • Различать времена года
  • Выразительно читать
  • Корректировать рассказ .
№ п/п Дата

Тема занятия






















Сравнения как средство выразительной

1








Сравнения



характеристики предмета. в основе



загадок. Обучение
классификации: : растения



осенью, овощи.













Звуки речи. Времена года и месяцы. Осень. Описывание осени

2
по наблюдениям и картинке. Описание белочки.



Сравнения. Чистоговорка.








Различные формы . приветствия,
прощания .

3
Обращение с просьбой. Слова-антонимы. Пересказ



С конца - развитие речевой памяти и способности



анализировать причинно-следственные связи.

4
Обучение пересказу текста. Подготовка детей к



изложению. Слова, близкие по значению.

5
Сочинение сказки по опорным словам. Развитие



логической (смысловой) памяти.






Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и

6
неодушевленные предметы. Слова, близкие и



противоположные по значению. Сравнения.



Времена года.













Сочинение сказки по данному началу . Слова,

7
. близкие по значению. Образование имен



существительных (без термина) с помощью





суффиксов: -ищ, -онок, -ёнок.






сравнения. Лексическая игра.






Времена года, месяцы, дни недели. Часы. Сутки.

8
Рассказ по картинке. Слова, близкие и



противоположные по значению.






Обращения. Умение обращаться в зависимости от

9
ситуации. Правила поведения. Обращения в



сказках А. С. Пушкина.








10
Слова, обозначающие признаки
предметов,



использование их в речи.








Сочинение загадок. Развитие воображения и

11
творческой активности. Описание . предметов с



помощью слов, обозначающих
признаки



предметов. Развитие логической памяти.

12
Слова, обозначающие признаки предметов .



Закрепление.месяцы.



Описание предметов с помощью слов,

13
обозначающих признаки предметов. Рифма.

Времена года. Круглый' год. Поведение. птиц и

14
животных в различное время года. Сказки Н.



Сладкова о временах года.




















\.



Названия детёнышей домашних животных и птиц.

15
Описание предметов. Упражнение на развитие



логической (смысловой) памяти. Пересказ рассказа





















Лесные звери и их детёныши. Слова,

16
обозначающие признаки предметов. Тема сказки,



рассказа. Заголовок. Словарь: какой бывает лес

(бор, дубрава, чаща, роща). признаки предметов. Синонимы и антонимы.





Прямой и переносвый. смысл слов и выражений.

17
Сочинение

сказки по опорным
словам.



Фонематическая игра.











Повторение изученного. Зимние месяцы: декабрь,

18
Январь, февраль. Сравнения в загадках. Слова-



предметы















Слова, близкие по значению. Слова, обозначающие

19
предметы и признаки предметов. Ребусы и шарады.



Сочинение «новогодних» загадок. GQавнения.



Обучение классификации, расширение словаря.



Сюжетно-ролевая игра' « помогаем Папе' Карло и

20
Буратино переехать в новый
дом ».



Конструирование вопросительных

и


· восклицательных предложений. Лексическая игра







Слова, обозначающие предметы и
признаки

21


предметов (закрепление).
Слова, обозначающие



действия предметов.











Слова, обозначающие действия предметов. Слова,

22


близкие и противоположные по значению. Слова,



одинаково звучащие, но имеющие разный смысл



(омонимы).












23


Обучение классификации: разные типы вывесок и



их назначения. Клички домашних животных.



Времена года. Месяцы. Лиственные и хвойные



· деревья. Перелётные и зимующие птицы.




24


Упражнение на развитие логической памяти. Игры



со словами, обозначающими предметы и действия



предметов.
















Сочинение сказки
по картинке. Использование

25


слов-признаков для красочного описания.



Композиционные














части сочинения: вступление,



основная часть, заключение



Обучение классификации. Описание щенка



помощью слов,
обозначающих признаки

26


предметов. Слова,
. близкие по значению.



Повествовательные,
восклицательные

и



вопросительные предложения.




























Слова, обозначающие предметы, слова-признаки и

27
слова-действия предметов. Описание лисы .



. Словарь: происхождение слова « Патрикеевна ».



Отчества.

















Обучение выразительному чтению. Громкость:

28
тише - громче. Темп: медленно - быстро. Тон:



весело, грустно, сердито. Жесты и мимика.




29
Игры со словами. Слова, обозначающие предмет и



признаки предметов. Слова, близкие и



противоположные по значению. Рифмы.



Сравнения.








30
Заключительное занятие. Сказочное путешествие.


Тематическое планирование по обучению грамоте (30 ч.) На занятиях по обучению грамоте и письму ведется работа по развитию' фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению; Расширяются и
уточняются представления детей об окружающей действительности и ходе чтения, обогащается словарь. . Дети учатся расчленять предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки,
знакомятся со слого-звуковым анализом слова, учатся обозначать звуки буквами, G составлять и читать слоги и слова. Обучение осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Особое внимание уделяется выработке правильной осанки, наклонного
расположения тетради, умения держать ручку и карандаш. Для этого используются
упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев; обводка и
штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание
узоров и бордюров непрерывным движением руки; письмо-печатание. Данный раздел предусматривает письмо элементов букв, составление букв из.
элементов, запись наиболее простых букв, слов, чтение написанного. к концу года дети должны знать:

  • Звуковой состав слов
  • Понятие о предложении, слове
  • Элементы печатных и письменных букв
  • Виды штриховки
  • Расположение тетради
Должны уметь:
  • Составлять предложения
  • Делить предложения на слова, работать со схемами
  • Делить слова на слоги, вычленять звуки, давать им характеристику
  • Обозначать звуки буквами
  • Читать и понимать прочитанное
  • Пересказывать небольшие тексты
  • Соблюдать правильную осанку при письме
  • Держать правильно ручку и карандаш
  • Правильно обводить трафарет
  • Штриховать фигуры различными видами штриховки
  • Писать элементы письменных букв
  • Некоторые заглавные и строчные буквы
  • Читать написанное
  • Свободно ориентироваться в тетради


№ п.п


Дата

Тема занятия

1
Вводное занятие . Каркушина школа для тех, кто не знает букв.

2
Буквы а, о, у, ы, э. Гласные буквы.

3
Буквы и, е ,ё, ю, я. Гласные буквы. Фонематическая игра.

4
Буквы с, к, м, п, х, л. Согласные буквы.

5
Буквы н, д, т, б, в. Согласные буквы.

6
Буквы ж, з, ц,г,р. Согласные буквы

7
Буквы ч, ш, щ, ф, й. Согласные буквы

8
Как хорошо уметь читать. Знакомство с буквами и звуками.

9
Звуки речи. Слоги открытые и закрытые.

10
Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Слова из слогов.

11
Слоги. Ударение в словах. Полная схема слова.

12
Игры Деда Буквоеда. Ребусы. Имена собственные.

13
Игры Деда Буквоеда. Увлекательное чтение по таблице.

14
Игры Деда Буквоеда. Предложение. Количество слов в предложении.

15
Игры Деда Буквоеда с рифмами. Схемы предложения.

16
Игры Деда Буквоеда. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.

17
Игры Деда Буквоеда. Предлоги. Перенос слова на другую строку.

18
Игры Деда Буквоеда. Запятая в предложении.

19
Игры Деда Буквоеда. Чтение загадок.

20
Игры Деда Буквоеда. Фонематические игры. Связь слов в предложении.

21
Игры Деда Буквоеда. Чтение таблиц с существительными, глаголами и прилагательными.

22
Игры Деда Буквоеда. Чистоговорки.

23
Игры Деда Буквоеда. Слова, близкие по значению.

24
Игры Деда Буквоеда. Разбор предложения. Звуко-буквенный анализ слова.

25
Игры Деда Буквоеда. Правила жи - ши.

26
Игры Деда Буквоеда. Ё - всегда ударная.

27
Игры Деда Буквоеда. Ознакомление с алфавитным названием букв.

28
Игры Деда Буквоеда. Синонимы, антонимы, .пересказ сказки по опорным словам.

29
Игры Деда Буквоеда. Рифмы, ребусы, загадки.

30
Игры Деда Буквоеда. Занимательное чтение.





Используемая литература.


  1. Р.М Хамидулина «Обучение грамоте». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009

  2. Р.М Хамидулина «Развитие речи». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009

  3. Р.М Хамидулина «Математика». Подготовка к школе Москва Экзамен 2009




© 2010-2022