Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Толстой Л. Н. «Акула»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Учитель: Алмазова С.Б.

Тема урока: Добро и понимание. Л.Н. Толстой «Акула».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Формирование умения работать с текстом.

Задачи урока:

-Создать условия для знакомства с сюжетом произведения (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте), обучение вдумчивому повторному прочтению произведения.

- Формировать умение понимать авторский замысел.

- Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

- Формирование умения делать сравнительный анализ двух произведений. Формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа. Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им. Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Основные понятия: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами. Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл)

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.




Ход урока






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Организационный момент, эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок чтения в этот необыкновенный день заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроение отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием « Литература».

Смотрят слайд №1

Слайд № 2

Личностные

2

Актуализация полученных знаний, целеполагание.

Речевая разминка

Проверка д/з







Тестирование, самостоятельная работа детей.

Дин. Минутка.

Как всегда, у нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься.

( на доске карточки)

ьтатич

ьтадюлбна

ьтамимопсв

ьтамуд

Составьте…

Верно.

Сегодня мы будем радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе.

Но перед тем, как перейдем к изучению нового материала, проведем необходимую разминку.

Задание « инструкция»

1.Прочитайте загадку.

2.Скажите отгадку шепотом на ухо соседу по

Парте.

Прочитайте слова жужжащим чтением.

Маль чик

Шля па

За дор

Жи во

Пры жок

Значения каких слов не понятны?

Ребята, а из какого рассказа эти слова?

О каком пункте плана мы говорим?

Приступаем.

На уроке разговор свой поведем

О прекрасном человеке.

Жил он в 19 веке

Знают это имя в мире,

Не молчала его лира.

Он писал, мечтал, учил.

В крымский он поход ходил.

Был и косарь он и пахарь

И ученый он, и знахарь.

За работу брался смело,

Создавал, творил умело.

Очень Родину любил,

И о детях не забыл.

Школы он в селе открыл.

Детей грамоте учил

И велик он, и простой,

Имя его…

Что вы знаете о великом человеке?

Я предлагаю тест.

Встаньте, кто не ошибся.

Ответы детей.

Читать

Наблюдать

Вспоминать

Думать

Слайд №3.

Слайд № 4.

Читают и выполняют инструкцию.

Дети отвечают, взаимообъяснение.

« Прыжок»

Слайд № 5

Вспоминать





Лев Толстой.( слайд № 6)

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей, 1 ученик на обратной стороне.

Взаимопроверка.( в ходе работы появляется слово АКУЛА

Познавательные



Коммуникативные



Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Личностные





Познавательные

Регулятивные

3

Изучение нового материала.



Итак, как называется произведение. С которым мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Какую цель поставим на урок?

Для этого нам необходимо …..

А что вы знаете об акуле?

Где можно получить эти сведения?

Какой текст в этих источниках информации?

Верно. Предположите, какое литературное произведение по своему содержанию нас ждет?: научный, научно-популярный или художественный текст?

А как мы убедимся в этом? Что нам поможет?

Найдите по содержанию.

«Акула» Л.Н.Толстого

Слайд № 7

Познакомиться с этим произведением.

Думать, читать…

Ответы детей.

Слайд № 9

В энциклопедиях, словарях, интернете….

Научный

Слайд №10

Ответы детей.

Нужно прочитать, открыв учебник.

ст.167

Познавательные

Информационные

Регулятивные









4

Предварительная словарная работа.

Первичное чтение.

Какую пиктограмму вы видите? Обратите внимание, в том же произведении вам встретятся новые слова.

Как мы будем читать?

Слайд 11.

По цепочке. Слайд 12.

(читают, аудиофайл)

Информационные

Коммуникативные

Познавательные

5

Проверка первичного восприятия.



Выборочное чтение.

Сказка это или правдивая история?

Какие чувства вы переживали, слушая рассказ? Поделитесь своими впечатлениями о произведении.

А вам было страшно? Когда?

Какие чувства кроме, страха вы испытывали.

Прочитайте рассуждения Миши. с.170.

Как он разделил историю про акулу на части? Зачитайте, что по мнению Миши было хорошо?

Какие строки указывают переживания на опасность?

Вы тоже так думаете?

Как его можно поделить на смысловые части?

Правдивая история: содержание рассказа убеждает нас, что это быль.

Название акулы страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда малышки вздумали купаться в открытом море. Когда раздался крик «Акула».

Тревогу, беспокойство, волнение, радость.

Читают фрагменты, обозначенные желтым цветом.

Зачитывают строки, обозначенные синим цветом.

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные

Личностные



Информационные

Познавательные

Личностные


Сравнительный анализ двух произведений.

Вернитесь к предыдущему рассказу Льва Толстого просмотрите его с точки зрения деления на части. Сравните и определите: так же или нет делится на части рассказ «Акула»?

Какие разные по характеру части можно выделить в рассказе «Акула»?

Сравните свои высказывания с Машей.

Какую пиктограмму в задании вы видите?

Найдите тот момент, который кажется самым волнующим, пугающим, точкой кульминации?

Ответьте на вопрос: какой по содержанию перед нами текст?

Молодцы. А теперь зачитайте текст задания повышенной сложности на с.171.



Проследите, как меняются переживания старого артиллериста и его поведение:

Когда мальчишки купались в море?

Когда он увидел акулу?

Какие его переживания увидели?

Т.е.: и поведение, и переживания именно старого артиллериста становятся предметом нашего внимания.

Чем похож старый артиллерист на капитана?



Послушай три высказывания на с.171. чье мнение вы поддерживаете?

Ответы детей.



Работа в группе.

1ч.-ст.168-не выдавай, понатужься?

2ч.-зак.-ст.169-раздался выстрел…

3ч.-заканчивается одновременно с рассказом.

Их несколько (строки, выделенные голубым цветом)

Художественный:

-хорошо

-опасность (кульминация)

-хорошо

В «Прыжке» гл. герой-мальчик, т.к., в рассказе лучше показано состояние мальчика, его переживания…, а в «Акуле»-лучше показано состояние отца. Мы практически ничего не знаем о мальчиках, кроме того, что они плавали на перегонки, но зато наблюдаем за переживаниями старого артиллериста.

замешательство его сменилось решительностью.

как в ужасе закрыл лицо руками, а потом открыл, услышав радостные возгласы.

Оба: мужественные, решительные, способные в критической ситуации сориентироваться и моментально принять правильное решение. Цена этого решения-человеческая жизнь. Оба очень рисковали, взяв на себя ответственность. Оба отцы.

1-Мише

2-Мальвине, она из всех жизненных ситуаций всегда извлекает уроки и делает назидательные выводы.

3-Маше, она всегда думает о своей семье и своих родителях, сознает свою ответственность перед мамой и уважает папу.

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

6

Актуализация полученных знаний.

Рефлексия.

Вспомните, как часто мы говорим об ответственности. Как бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может зависеть жизнь другого человека.

Мы говорим, что каждый писатель, художник, музыкант создает свое произведение для того чтобы…

Какая цель была сегодня на уроке? Почему Лев Толстой написал этот рассказ? Что он хотел донести до нас?



Кто считает, что урок цели достиг?

Какие действия помогли достичь?

Эти действия мы и планировали в начале урока для достижения цели. Хочется урок закончить следующими словами:

Со Львом Николаевичем толстым

Мы никогда не загрустим,

Он, как живой, он с нами рядом,

Он одобряет теплым взглядом.

Он речи мудро так ведет-

Словами к сердцу путь найдет.

Он в трудный час опорой станет

Учить добру нас не устанет.

И не устанем мы читать,

Труды Толстого изучать.

Ответы детей.

Показать самоотверженность любви родителей к детям.

Чтобы еще раз показать, что родители переживают за детей.

Как любовь отца к сыну помогла действовать в решающий момент.

Как безответственность, легкомыслие мальчиков чуть не привело к трагедии.

Ответы детей.

Читали, думали, вспоминали…

Познавательные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Личностные


© 2010-2022