- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока для 1 класса по теме «Наши помощники - домашние животные и культурные растения»
Конспект урока для 1 класса по теме «Наши помощники - домашние животные и культурные растения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щетинина В.И. |
Дата | 18.03.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта
УМК «Школа 2100»
учителя начальных классов
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №133»
Щетининой Валентины Ивановны
№133»
Технологическая карта урока
Предмет Окружающий мир Класс 1 Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока Технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений
Тема Наши помощники- домашние животные и культурные растения Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями о домашних животных, культурных растениях, способах распознавания домашних животных, отличительных особенностях культурных растений Основные термины, понятия Домашние животные, культурные растения, помощники, отличительные признаки
Планируемый результат Предметные знания и умения -знать названия домашних животных и их особенности; -знать название культурных растений ,их разнообразие и особенности; - знать отличительные признаки домашних животных, культурных растений; - иметь представление о роли в хозяйстве человека домашних животных и культурных растений
Личностные УУД:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- определять общие для всех правила поведения ;
- формировать адекватное понимание причин успешности ( неуспешности) учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) - перерабатывать полученную информацию : сравнивать и группировать предметы и их образы
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль на уровне предложения в устной речи; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
А. А. Вахрушев и др. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2.
Технические средства обучения
Компьютер
Презентация
Интерактивная доска
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап Организационный
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- А ваш сосед готов к уроку? Кому нужна помощь?
(слайд 3) Проверяют наличие всего необходимого
Помогают в подготовке друг другу ( особенно важно для формирования коллектива: взаимопомощи, взаимовыручки. Формирует положительное отношение к школе для ребят несобранных, неорганизованных или неуверенных в себе) Личностные УУД: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Метапредметные (УУД):
регулятивные: -осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
Наблюдение учителя, поощрительная оценка поступков ребят, которые помогли товарищу
Готовность к уроку
Положительное отношение к УД
II этап: Актуализация знаний
Повторение и систематизация знаний по теме «Домашние животные»
Сложите на доске пазлы ( 2 ученика), остальные отгадайте загадки:
Вот потеха так потеха
для больших и для ребят:
вон сидит на ветке эхо -
повторяет всё подряд. ( попугай)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать ( собака)
(слайд 4)
- К какой группе животных мы можем их отнести. Докажите
- Какие еще живые организмы поселились у нас дома и радуют наш глаз?
Это и была тема нашего прошлого урока - Домашние любимцы и комнатные растения. И сегодня тоже будем говорить о домашних животных Собирают пазлы, отгадывают загадки
Учащиеся формулируют ответ, высказывая мнение, что это домашние животные, потому что живут в доме с человеком и приносят ему радость.
Комнатные растения
Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль на уровне предложения в устной речи.
Повторили имеющиеся знания. Формулирование точных ответов учащимися.
III этап: Постановка проблемы
Создание проблемной ситуации для постановки цели урока
Посмотрите на экран и скажите, всех ли животных можно назвать домашними. ( коза, корова, кошка, аквариумная рыбка, мышь, медведь) Чтобы быть уверенным в своем ответе, сначала посоветуйтесь с соседом. Если готовы, возьмите соседа за руку и поднимите руки.
( слайд 5) Группируют предметы, после обсуждения в паре поднимают руки. Высказывают разные версии: 1.К числу не домашних животных относят медведя. ( это дикое животное) 2. Козу и корову не относят к домашним животным, потому что они не живут дома) 3. Мышь- домашнее животное
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные УУД: сравнивать и группировать предметы
Самооценка работы в группе.
Повторяют правила работы в группах
IV этап Фиксация затруднения и постановка цели урока
Постановка цели урока
Вопрос для всех был один, а ответы разные. Может такое быть?
Значит, мы чего-то не знаем.
Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Как определить, животное домашнее или нет.
Метапредметные (УУД):
- овладевать умением прогнозировать;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Это мы и должны узнать сегодня на уроке- обнаружить признаки, по которым животное можно отнести к домашним . ( слайд 7)
V этап. Открытие нового знания
Деятельность учащихся, направленная на снятие затруднения, решения учебных задач
А где живут дикие животные? Кто строит для них жилище?
Какое еще отличие мы обнаружили?
Как еще он за ними ухаживает?
Параллельно с обсуждением заполняется таблица. Приложение1.
Они строят его сами для себя.
Человек ухаживает за домашними животными. Кормит, заботится о маленьких детенышах.
Предметные: - знать отличительные признаки домашних животных от диких
Метапредметные (УУД):
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: -высказывать свое предположение;
коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли
Самоконтроль
Обобщение полученных знаний в форме таблицы
VI этап. Применение знаний.
Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)
Определить, какие животные относятся к домашним, пользуясь новым полученным знанием.
( коза, корова, кошка, аквариумная рыбка, мышь, медведь, собака, курица)
Определите, какую пользу приносят животные людям? (слайд 8)
Определяют, что мышь не домашнее животное, потому что она не приносит пользы, от нее вред. Коза и корова приносят пользу, хотя и не живет в доме с человеком. Уточняют, что домашнее животное может жить не только в доме, но и рядом с домом, во дворе или в специальных помещениях.
коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли
Оценка КОЗ
Выполненное КОЗ
VII этап. Физкультминутка(слайд 9)
VIII этап . Рефлексия
Можем ли мы теперь отличить домашнего животного от дикого?
Что нам поможет в этом?
Как мы составляли таблицу?
Пользуясь таблицей, закончите фразу. Домашние животные- это… Да
Составленная таблица. Сравнивали образ жизни домашних и диких животных и находили отличия.
…животные, за которыми ухаживает человек и которые приносят ему пользу.
познавательные:
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
Взаимооценка высказываний друг друга по имеющимся критериям оценивания ( что бы ты добавил к ответу, как бы оценил, какой вопрос задал)
Формирование рефлексивных способностей школьников
IX. Открытие нового знания
Деятельность учащихся, направленная на решение учебных задач
В теме урока спрятаны слова. Давайте откроем их
Наши помощники - домашние животные и культурные растения.
О чем еще мы не знаем?
Какое слово указывает на один из признаков культурных растений?
Пользуясь сравнительной таблицей о животных и зная, что культурные растения тоже помощники человека, объясните, что такое культурные растения.
Назовите известное вам растение . Докажите, что оно относится к культурным.
А чтобы узнать, где растут культурные растения, давайте разгадаем загадки
( слайд 11)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь)
В поле рос, нам скатерть принес (лен)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест, похвалит.
(Гречиха)
Где растут эти растения? (слайд 12)
О культурных растениях
Помощники
Растения, за которыми человек ухаживает и которые приносят ему пользу, называются культурными растениями. Учащиеся называют культурные растения, доказывают.
Работают с доской
В поле, их называют полевыми культурными растениями
Предметные: - знать отличительные признаки культурных растений; - знать названия групп культурных растений -уметь относить растения к той или иной группе
Словесная оценка высказываний
Новое построенное понятие ( культурные растения)
II А если человек выращивает растения на огороде, как их можно назвать?
Соберите в корзинку только огородные растения ( морковь, огурец, помидор, горох, груша, виноград, слива, картофель, )
(слайд 13)
Огородными
X этап: обобщение и систематизация знаний
КОЗ (Приложение 2)
Представьте, что вы попали в удивительную сказочную страну, где все живые организмы умеют говорить. Внимательно прочитайте их рассказы о себе (Приложение 3) и определите, можно ли отнести их к помощникам человека ( домашним животным или культурным растениям)
Учащиеся выполняют задания
Личностные УУД:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
Оценка в соответствии с критериями оценивания КОЗ
Выполненное задание
XI этап Рефлексия
В сундучки собираем ваше настроение. Если вам в уроке было все понятно, интересно и вы довольны собой, что кладите ваш смайлик в веселый сундучок. Если вам не все было понятно, если не на все вопросы вы смогли дать ответы и вам немножко грустно, то опустите смайлик в грустный сундучок. Попробуйте наследующем уроке переложить его в сундучок другого настроения.
Приложение 1.
Где живет?
Уход за животным
Польза для человека
Кто строит жилище?
Кто кормит?
Кто заботится о потомстве?
Дикое животное
В лесу, в поле
Сам себе или не нуждается в жилище
Сам находит пищу
Сам заботится о потомстве
Охотники добывают для мяса
Домашнее животное
Рядом с человеком (в доме или рядом с домом)
человек
человек
человек
Домашние животные полезны для человека
Приложение 2.
КОЗ «классического типа» по окружающему миру по теме «Домашние животные и культурные растения» для 1 класса
Компетенция: учебно-познавательная ( познавательные УУД), коммуникативная
Аспекты: Учебно-познавательная : перерабатывать полученную информацию : сравнивать и группировать предметы и их образы Коммуникативная: навыки работы в группе, владение устной речью Стимул: Представьте, что вы попали в удивительную сказочную страну, где все живые организмы умеют говорить. Вам нужно найти среди них помощников человека. Задачная формулировка: Прочитать рассказы живых организмов о себе и определить их место в таблице. Обосновать свой выбор в устном ответе (ответ представить общий от группы)
Источник информации:
-
Сравнительная таблица домашних и диких животных
-
Рассказы животных и растений
Бланк выполнения задания:
Относится к домашним животным
Относится к культурным растениям
Невозможно определить
Инструмент проверки учебно-познавательной компетенции (познавательных УУД) : модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
Относится к домашним животным
Относится к диким животным
Относится к культурным растениям
Невозможно определить
6
5
2 3
1 4
Критерии оценки выполненного задания:
За каждый правильно выбранный ответ 2 б
Максимальное количество баллов - 12 баллов.
-
Неудовлетворительно0-2 балла;
-
удовлетворительно 4- 6 баллов;
-
хорошо от 8 баллов;
-
Отлично - 10-12 баллов.
Инструмент проверки коммуникативной компетенции:
Умение договориться
3 б
Четкий устный ответ с обоснованием
3 б
Максимальное количество баллов - 6 баллов
Приложение 3.
Рассказы живых организмов
1.Кроме восхитительного вкуса, я обладаю очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. Меня употребляют в свежем и переработанном виде: соки, компоты, пастила, варенье, джемы, повидло.
2.Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
3. На зиму заботливые руки укрывают мой ствол от ненастья и грызунов - мышей и зайцев. После снегопадов мои веточки отряхивают от снега, чтобы они не сломались, а снег вокруг стволика утаптывают и уплотняют, чтобы мыши не могли к нему пробраться. Мне живется уютно и тепло.
4. Я золотисто-коричневого цвета с весёлыми светлыми пятнышками, у меня гордые белые рога и кроткие карие глаза.
5.Я строю зимний домик для своих деток из веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее был домик , выстилаю внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого домика, чтобы малыши в нем не замерзли.
Когда появляются на свет малыши, я от них не отхожу ни на минутку - сижу и согреваю их своим телом. А папа наших малышей приносит нам корм.
6.Мы совсем даже не грязнули ,как думают многие. Наоборот, мы очень чистоплотны. А в грязь мы ложимся в жару для того, чтобы охладить кожу и избавиться от надоедливых насекомых. Мыть и чистить нас нужно почаще и содержать в чистых помещениях.