- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Именительный и винительный падежи
Конспект урока русского языка по теме Именительный и винительный падежи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ширяева Г.И. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Именительный и винительный падежи"
Цели урока:
-
Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
-
Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
-
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
1.Мотивация к УД
2. Актуализация знаний.
- Здравствуйте ребята , меня зовут Гульнур Ильшатовна , сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.
Ребята открываем тетради, пишем число, классная работа.
- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ(на доске)
- Запишите его.
- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]
- Чем они отличаются? [ ш - непарный, твердый ]
- Как проверить согласный звук на конце слова?
- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.
- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ
- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).
Падеж - лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]
- Что вы знаете о существительном?
Постоянные признаки:
-
одушевленное, неодушевленное;
-
собственное, нарицательное;
-
имеют род.
Непостоянные признаки:
-
изменяется по числам, падежам;
-
главные и второстепенные члены предложения.
- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?
3. Сообщение темы и задач урока.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
- Каковы задачи урока?
-
Научиться отличать И.п. от В.п.
-
Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.
- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?
- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?
- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.
Инсценирование стихотворения «Падежи» Граубина.
Автор:Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
Лежебокин:
В том не моя вина
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.
Автор:
Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин:
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный.
- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
III. Открытие новых знаний. 1. Беседа. - Что вы знаете об именительном падеже? - Почему именительный падеж получил такое название? - Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос. а) Упр. 130 - представлено происхождение названия «именительный» падеж. - Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему именительный падеж получил такое название?) - Прочитайте ещё раз внимательно. Беседа после чтения. - На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит слово именительный? б) Упр. 131 - развивается умение соотносить именительный падеж и член предложения - подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании. - Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п. (Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.) 2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже. Беседа. - Назовите вопросы винительного падежа. - Почему этот падеж мог получить такое название? - Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». 3. Поиск решения. 1) Упр. 133 - предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием). - Прочитайте выделенные слова. - Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.) Побуждающий диалог. - Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.) - Выполняйте. Подводящий диалог. - Подчеркните главные члены предложения.
- Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере? Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) - производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.) - Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее. - Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.) - А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.) - Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим - И.п., если второстепенным членом - В.п.) 2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника. Чтение 1-го абзаца правила (с. 120). 3) Продолжение поиска. Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без предлога. Упр. 134 - развивается умение отличать формы И.п. и В.п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена, а также на предлог. Методическая рекомендация: особое внимание следует уделить второму примеру: в нём представлен дополнительный критерий для разграничения И.п. и В.п. - предлог. - Назовите во 2-м отрывке выделенное слово в В.п., в И.п. Сравните: на море, море. - Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги? - Сделайте вывод. 4) Проверка предположений. Чтение 2-го абзаца правила (с. 120). - Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа. - Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Развитие умений. Работа в учебнике. 1. Упр. 135 - развивается умение находить имена существительные в тексте и отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п. Работа с таблицей в упр. 135 на с. 121. 2. Упр. 136 - развивается умение определять разные падежи имён существительных с опорой на предлоги. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. -Игра «Правильно - неправильно»
- а) Склонение существительных- это изменение имен существительных по падежам
- б) Именительный падеж с предлогами не употребляется.
- в) Винительный падеж отвечает на вопросы кого? что?
- г) Существительное в винительном падеже может быть подлежащим.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
- Назовите имена существительные в В.п. - В чём различие между ними?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
VI. Домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014 3