Путешествие в страну Самопознания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ САМОПОЗНАНИЯ

Век живи - век учись.

Русская народная пословица


Цель: пробуждать интерес к самопознанию. Задачи:

  • знакомить с тематическим содержанием предмета самопознание;
  • развивать творческое воображение, любознательность, стремление к самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитывать такие качества, как взаимное доверие, взаимопомощь.
Ресурсы: тетрадь, карта страны Самопознания, аудиозапись песни «Песенка друзей» на слова С.Михалкова, три рисунка в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), в которых нужно дорисовать детали, бумажные макеты яблони с четырьмя большими яблоками. Круг радости - Сегодня мы начинаем подготовку к путешествию по стране Самопознания. Мы будем изучать эту страну в течение всего учебного года. В дорогу мы возьмем с собой хорошее настроение, желание познавать неизведанное и, конечно, добрую песню.

Учитель предлагает всем встать в круг и спеть «Песенку друзей» на слова С.Михалкова.

Песенка друзей

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём.

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая!


(Песню можно сопровождать танцевальными движениями.) Беседа - Давайте составим маршрут нашего путешествия по стране Самопознания.

  • Вы знаете, что такое путешествие?
  • Почему люди путешествуют?
  • Вы когда-нибудь путешествовали? Где? С кем?
  • Как вы думаете, что помогает путешественникам ориентироваться в незнакомой местности?
(Ответы учащихся). - Правильно, карта. У нас тоже есть карта - это карта страны Самопознания. На доске закреплена карта страны Самопознания. Она разделена на 4 части, название каждой соответствует названию раздела предмета «Самопознание». Во время рассказа учитель обозначает на карте маршрут предстоящего путешествия, обращая внимание учащихся на названия разделов. - Мы намечаем маршрут, по которому пройдем, чтобы узнать много нового и интересного
  • о нашей школе и ее традициях, о том, как строить добрые взаимоотношения в классе;
  • о том, с чего начинается Родина; познакомимся с краем, где родились, живем и учимся;
  • о том, что значит быть настоящим Человеком, будем говорить о хороших и плохих поступках людей;
мы научимся
  • доброжелательному общению;
  • бережному отношению к природе.
Задание1 в тетради - Рассмотрите карту страны Самопознания. Алпамыс, Махаббат и верблюжонок Акбота отправляются в путешествие вместе с нами. Соединив линией цифры по порядку, вы узнаете маршрут нашего путешествия. Минутка тишины - Сядьте удобнее, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Давайте посидим одну минуту в тишине. Творческая деятельность «Волшебные яблоки» Учитель прикрепляет на изображение волшебного сада Мудреца макет яблони, с четырьмя большими яблоками. Плоды сделаны таким образом, чтобы их можно было раскрыть. Внутри яблок спрятаны звездочки с заданиями. - Ребята! Дорога в страну Самопознания проходит через сад, в котором растет яблоня с волшебными плодами. Кто сорвет яблоко, тот узнает секреты великих путешественников.
  • Вы хотите узнать секреты путешественников?
- На яблоне четыре яблок, и мы раскроем 4 главных секрета путешественников. Один из учащихся срывает яблоко, оно раскрывается, и все видят звездочку, на которой написано задание 1. 1-е задание. Размышление над ситуацией Для выполнения задания учащиеся делятся на группы. - Послушайте истории, которые я вам расскажу. Они произошли с ребятами из нашей школы. Давайте обсудим, как правильно надо поступить в следующих ситуациях. Учитель предлагает такие ситуации: А. Юра и Арман бежали по коридору. Навстречу шла учительница. Мальчики пробежали мимо, и лишь через некоторое время где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали.
  • Как вы думаете, вежливо ли поступили ребята?
  • Что им надо было сделать?
Б. Дина ехала в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась: не хотела, чтобы ей испачкали пальто. «Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести», - заметила она. «А что я сделала? - возразила Дина. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».
  • Как бы вы поступили в такой ситуации?
В. Катя и Вика встретились после долгой разлуки. Они обрадовались неожиданной встрече и сразу стали делиться новостями. Вдруг Катя, увидев Надиру, поспешно прервала беседу, повернулась и ушла, не попрощавшись. А Вика растерянно глядела ей вслед.
  • Как вы думаете, почему растерялась Вика?
(Учащиеся размышляют над ситуациями). На доске цветным мелом учитель записывает слово «вежливость» и раскрывает первый «секрет» путешественника - быть вежливым. Человек путешествует не один, вокруг много людей. Поэтому надо относиться ко всем вежливо, с уважением. 2-е задание. Разминка «Танцующий зоопарк» Учитель включает музыку и предлагает учащимся потанцевать так, как это сделали бы слоны, змеи, сороконожки, бабочки… (Учащиеся выполняют задание). На доске цветным мелом учитель записывает слово «радость» и говорит о втором «секрете» путешественника - умении радоваться. Во время путешествия возникает много трудностей. Главное - не унывать, чаще улыбаться - и все будет хорошо. 3-е задание. Упражнение «Осенняя палитра» Учитель рассказывает о красоте осени. - Наступила осень. Солнышко уже не так сильно согревает землю, желтеет трава, облетают с деревьев листочки, не слышно веселого пения птиц. Дни стоят теплые. И мы замечаем, что природа всегда красива, в любое время года. Как здорово в это время гулять в парке и любоваться осенним пейзажем! Красота осеннего города привлекла художника. Он нарисовал картинки. Посмотрите на них внимательно. (учащиеся рассматривают рисунки).
  • Что необычного вы заметили?
(Ответы учащихся). На доске цветным мелом учитель записывает слово «наблюдательность» и говорит о третьем «секрете» путешественника. Он заключается в умении быть внимательным и наблюдательным. В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об этом своим друзьям и родным. Во время путешествия по стране Самопознания желательно делать записи и рисунки на специальных страничках «Для заметок» в тетради самопознания. 4-е задание. Игра «Волшебный круг» Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам. Игра длится 4-5 минут. В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.
  • О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?
(Ответы учащихся). - Правильно, в путешествии главное - помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче. На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие». Обобщение - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Давайте поаплодируем друг другу. Любое путешествие - это, прежде всего, узнавание нового, неизвестного, это знакомство с интересными людьми, это открытие того, что раньше было непонятным. Цитата урока - В одной из пословиц говорится: «Век живи - век учись». Народная мудрость напоминает о том, что человек учится всю жизнь. Любознательность, стремление узнавать новое и интересное - очень важные качества человека. Я надеюсь, что знания, полученные вами на уроках самопознания, будут очень полезны в жизни! Домашнее задание - Выполните вместе с взрослыми задание Великого Мудреца и прочитайте известную пословицу (задание 2 в тетради). Учитель объясняет учащимся, что, угадав народную пословицу, они узнают и цитату следующего урока. Ответ: «Мир освещается солнцем, а человек - знаниями». Круг «От сердца к сердцу»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день» Все встают в круг. Один ученик выходит в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятный день!», или «Спасибо за дружбу». Оба остаются в центре круга, держась за руки. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Когда присоединяется последний ученик, круг замыкается. Учащиеся крепко пожимают руки друг другу.


© 2010-2022