• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Развитие интереса к учению через использование нетрадиционных форм уроков при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интереса к учению через использование нетрадиционных форм уроков при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белоярская специальная (коррекционная)

школа- интернат VIII вида

Учитель начальных классов

Кузнецова Н.М.



Развитие интереса к учению через использование нетрадиционных форм уроков при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.


Как показывает наблюдение за включенностью младших школьников в образовательный процесс и особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой классической структурой и установленным режимом работы. Они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, особенно имеющим отклонения в здоровье, помогают формировать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую тему.

С самого начала учебного процесса учитель должен:


  • демонстрировать детям своё полное к ним доверие;

  • помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком в отдельности;

  • развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса, группы и принимать его;

  • активно участвовать в групповом взаимодействии, стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

  • Эти моменты являются основными для работы в группах, а нетрадиционный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности на уроке.

Один из эффективных способов подготовки нестандартного урока - «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но прежде чем разбирать урок, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное.

Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

1. Отказ от шаблона в организации урока.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность

на уроке

3 Различные формы групповой и индивидуальной работы на уроке.

4. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа

эмоционального урока.

5. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

6. Развитие функции общения на уроке

7. «Скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям,

интересам, склонностям.

8. Использование оценки в качестве формирующего, а не только

результирующего инструмента.

Выделяется 3 периода подготовки и проведения нетрадиционного урока:

подготовительный, урок и его анализ.

1. Подготовительный.

В нём активное участие принимают и учитель, и дети. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока

2. Урок

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока: уровень их подготовленности, возрастные особенности и психологические.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных, нестандартных формах организации их мыслительной деятельности.

Третий этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. Анализ. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учеником, но и в общении учащихся друг с другом

Начало урока - один из важнейших моментов урока

Организационный момент: предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Чёткое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приёмы обучения»

«Активные методы и приёмы»- это совокупность средств, способов, приёмов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. К данным приёмам обучения на уроке относятся:

Опорные схемы, таблицы, диалог, мозговой штурм, постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, Д/ игры, опрос и другие.

Каждый урок должен начинаться по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. Например:

-рифмованное начало урока

Тут затеи и задачи, Каждый день - всегда, везде

Игры, шутки, всё для вас! На занятиях, в игре-

Пожелаем всем удачи - Смело, чётко говорим

За работу в добрый час! И тихонечко сидим.

Начинается урок, Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Он пойдёт ребятам впрок. Не хочется играть сегодня в прятки,

Постараюсь всё понять - И недосуг дуть на корабль бумажный-

Буду грамотно писать. Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный

-начало урока с элементами театрализации:

Сосчитай-ка. Устный или письменный фронтальный счёт.

Отвечай-ка или повторяй-ка. Дети дублируют друг друга при проверке

заданий по изученным темам.

Помогай-ка. Работа в парах.

Думай-ка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображай-ка. Опережение, задачи с проблемными ситуациями.

Знай-ка. Изучение нового материала.

Поиграй-ка. Математические игры, дидактические игры.

Выбирай-ка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Незнайка:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Ну зачем читать условие?

Не могу решать задач! Раз - умножил, два - сложил.

Может быть - плохой учебник? Я и вычел, разделил.

Может быть - таланта нет? Ну, всё, как полагается,

Но нашёл я способ верный - Но толь правильный ответ

Сразу посмотреть в ответ. Никак не получается.

Занимайтесь на здоровье, Помогите мне, ребята,

Если вам не жалко сил, Всё расставить по местам

Научусь решать задачи-

Буду, благодарен вам!

Существует большое разнообразие нестандартных уроков, но наиболее

распространёнными при обучении детей начального звена являются:

  • уроки в форме игр и соревнований (конкурсы, КВН, викторины, турниры и т.д.);

  • уроки- путешествия;

  • урок- фантазия;

  • урок-сказка;

  • урок- сюрприз;

  • уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала;

  • уроки - ролевые игры;

  • уроки- «Умницы и умники».

Игры-путешествия - это яркая, эмоциональная, игровая форма работы. Она имеет свои отличительные особенности:

  • наличие карты игры- путешествия;

  • в карте игры- путешествия отмечаются все остановки (станции), на которых

предстоит побывать участникам путешествия;

  • определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;

  • перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальной заставкой, игровыми конкурсами, стихами и т.д.

  • в путешествие обязательно включаются элементы ролевой игры;

  • путешествие обычно заканчивается в том месте, откуда оно началось;

  • игра-путешествие может включать в себя музыку, танцы, элементы театрализации, познавательные конкурсы и т.д.

Урок- сказка.

  • Учитель тщательно продумывает сюжет сказки.

  • Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком лёгкими.

  • Задания должны усложняться по ходу урока.

  • Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации изучения учебного

материала.

  • Учитель готовит необходимый дидактический материал.

  • Дети готовят сообщения.

  • На уроке используется многообразие видов деятельности.

  • Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока.

  • Можно подобрать музыкальное сопровождение.

Уроки в форме соревнований и игр.

  • Детям заранее сообщается о том, в какой форме будет проведён урок.

  • Дети делятся на команды.

  • Выбирается капитан, название команды, приветствие

  • Материал должен быть подобран в интересной, необычной форме.

  • Выбрать жюри, приготовить награды.

Педагогические условия:

  • учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их играли;

  • продолжительность каждой игры не более 8-12 минут;

  • решение воспитательных задач: развитие речи, активизации внимания детей, развитие интереса к предмету, формирование творческой фантазии, нравственное воспитание.

Нестандартные формы уроков, которые я применяла в своей практике:

  • урок - путешествие;

  • урок - сказка;

  • урок - конкурс;

  • урок с элементами театрализации;

  • урок - экскурсия в магазин;

  • урок - соревнование;

  • урок- игра.


В своей работе я использую такие методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации. Например, урок русский язык, 3 класс. Тема «Мягкий знак в конце слова» - Сказочные гости пришли к нам в гости с вопросами. Петушка очень волнует, для чего нужен мягкий знак? Ответьте, дети.
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации Например, урок математики, 2 класс. Тема «Углы. Виды углов» Дети рассматривают углы, определяют вид углов, производят построения углов, сравнивают величину углов.

Методы стимулирования и мотивации учащихся. Эмоциональные методы Например, на уроках математики дети решают разноуровневые задачи. На уроках русского языка выбирают из предложенных заданий то, которое им больше нравится.


Познавательные методы. Например, урок русский язык, 4 класс. Тема «Слова, обозначающие признаки предметов» После изучения нового материала, дети подбирают к словарным словам однокоренные слова- признаки и придумывают с этими словами рассказ.
Создание проблемной ситуации. Решение задач с недостающими числовыми данными, или, наоборот, с лишними данными; недостающим вопросом и др.

Методы контроля и самоконтроля. Устные Например, урок русский язык 4 класс. Тема «Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова» При повторении теоретического материала использую фронтальный опрос. - Объясните, что значит безударная гласная? - Почему безударные гласные нуждаются в проверке? - Как проверить написание безударной гласной в корне слова? - Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?
Методические приемы: постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации, работа с карточками, коммуникативная атака, игровой момент, подарок за работу на уроке, телеграмма, письмо, разговор по телефону, эстафета, фотоглаз, выборочное чтение, чтение «буксир», чтение с ошибкой, чтение пословиц «наоборот», кроссворды, нетрадиционное начало урока, начало урока с элементами театрализации и другие.


Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер
















© 2010-2022