- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация
Презентация
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Горбунова О.Г. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Окружающий мир.
Тема: Водоёмы нашего края.
Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края. Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: Глобус, карта области, атласы, контурные карты, схема реки, компьютерная презентация урока.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок.
(Включить слайды о нашем крае) Говорю на фоне слайда слова :
Птица ль с криком легла на крыло…
Дождь во мрак ли вползает тревожно.
В каждом звуке я слышу одно:
«Полюбить этот край - тяжело,
Разлюбить этот край - невозможно».
-О каком крае идёт речь? (о нашем Быковском районе, о Волгоградской области)
-Молодцы!
-А сегодня мы отправимся туда, где тихо плещется вода.
- Как вы думаете куда отправимся и что мы будем исследовать?
СЛАЙД «Водоемы нашего края»
-На нашем очередном уроке - исследовании вы так же будете работать в группах. Командиры групп есть.
-
Актуализация опорных знаний.
1)- Прежде чем исследовать дальше наш край, давайте вспомним, что узнали о нем на прошлых уроках.
(повторяют пользуясь контурной картой: Мы живем в Волгоградской области, в Быковском районе. Наша область расположена на Восточно -Европейской равнине. Главный город - Волгоград. В области добывают полезные ископаемые - нефть, газ, песок, глину, известняк. Разнообразен животный и растительный мир. Поверхность нашего края в основном равнинная, есть возвышенности и низменности ,холмы, овраги и балки. Наша область соседствует с Саратовской, Ростовской, Воронежской, Астраханской областями, республикой Калмыкия, с Казахстаном. Быковский район считается ЗАВОЛЖЬЕМ, расположен в зоне полупустынь и степей.
2)Рисунки (на доске)
- дома вы рисовали уголки родного края. По вашим рисункам видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.
-А знаете ли вы формы поверхности, встречающиеся на территории России. Поработаем с тестами.
3) работа с тестами стр.41
После тесты положить на центр стола.
-
Работа по теме. СЛАЙД
-
Загадка
Я и тучка, и туман, я - река и океан
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Каким цветом обозначена вода на карте (синим) - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? Где соленая? Где пресная? А в водоемах нашего края - какая? (пресная и соленая)
2) повторение об естественных водоемах СЛАЙДЫ
-На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки? (группы по очереди читают, отгадывают и на доске слова отгадки открывают)
1)Крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)
2)Водоем, замкнутый в берега. (озеро)
3)Водное пространство между материками. (океан)
4)Небольшой водный поток. (ручей)
5)Кругом вода, а с питьем беда. (море)
-К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)
- Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой)
- Какие из естественных водоемов есть в нашем крае?
-Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком)
-Какие еще бывают водоемы? (искусственные) СЛАЙД
-Какие из искусственных водоемов есть в нашем крае?
- ИТОГ: Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.
3) Работа с картой по группам
- Каждая группа получила свое задание. КАКОЕ? (командиры говорят)
Заслушиваются выступления каждой группы, выступающие показывают на карте, остальные отмечают в контурных картах.
- После выступления каждой группе можете задать вопрос.
-
группа о реках: ДОН. МЕДВЕДИЦА, ХОПЕР, ВОЛГА СЛАЙДЫ
1. Дон - река в Европейской части России. Протяженность 1.870км. По территории Волгоградской области - 537 км. Впадает в Азовское море. Основные притоки: Хопер, Медведица. Дон соединен с рекой Волга Волго - Донским судоходным каналом.. Крутой и высокий правый берег Дона состоит из меловых пород , много лесов, балок и оврагов. Течение Дона сильное. В Дону водится 67 видов рыб, но загрязнение реки привело к уменьшению рыбных запасов реки
2. Река Медведица - это основной приток Дона. Длина реки 745 км. В Волгоградской области - 421 км. Медведица не судоходна. Относительно названия этой речки существуют такие версии:
-
В лесах по реке Медведице водятся медведи, поэтому получила она свое название .
-
3. Раньше здесь собирали мед диких пчел, и название могло произойти и от старорусского «медведа»
-
Очень давно здесь ни разу не ступала нога человека. Но вот появился охотник-человек. Он увидел берлогу медведицы и ее маленьких медвежат. Охотник убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать свое материнское горе. Она так любила своих медвежат и так страдала, что не выдержала земля и заплакала вместе с ней. И на том месте, где была берлога медведицы, стали бить ключи. Ключи соединились и образовали реку, которую назвали люди Медведицей в честь матери - медведицы.
3. Хопер - левый приток Дона. Самая чистая река в Европе. . Протяжённость его 979 км; по территории Волгоградской области - 325 км. Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Шёл он как то степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток, на котором построил мельницу и молол здесь зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке потом дали имя её создателя.
4. Волга - крупнейшая река в Европе. Протяженность 3.530 км. Начало берет на Валдайской возвышенности. Волга впадает в Каспийское море. У нее около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. На Волге сооружены ГЭС с водохранилищами. Очень велика роль Волги. Она не только важная транспортная дорога и источник рыбных богатств, но и красивейшая река. Её водные просторы и живописные берега, издавна привлекают к себе внимание художников и учёных, вдохновляют поэтов.
В Волге водится рыба: белуга, стерлядь, осетр, севрюга, белорыбица, сазан, сом, лещ, синец, чехонь, судак, волжская сельдь, килька, золотой и серебристый карась и др. Белуга, осетр, стерлядь, севрюга - занесены в Красную книгу. Замерзает Волга в декабре, ледостав заканчивается в начале апреля.
Волгу принято делить на 3 части: верхняя Волга ,средняя Волга и нижняя Волга . Наш край расположен в нижней Волге.
-КАКИЕ ВОПРОСЫ БУДУТ 1 ГРУППЕ? (сколько рек в Волг. обл.? Какие есть в Быковск. районе?)
-
группа об озерах: ЭЛЬТОН, САРПА , ЦАЦА СЛАЙДЫ
- Первая группа географов сообщила , что рек у нас 190. Что вы скажете про озера? (Озёр мало.)
1.Озеро Эльтон Название озера произошло от калмыцкого «Алтын - Нур». Переводится как
« Золотое озеро». Поверхность озера красного цвета. Под лучами восходящего и заходящего солнца водная поверхность приобретает огненный красный оттенок. Причина красной окраски вод - водоросли красного цвета. Эльтон представляет собой впадину с растворимыми солями. Озеро занимает площадь 200 квадратных км. В прошлом на Эльтоне добывали «малиновую» или «царскую» соль розового цвета. С запахом, напоминающим запах фиалки или малины. Поставлялась такая соль к императорскому двору.
Сейчас здесь Эльтонская грязелечебница. Скользкая, как мыло, жижа помогает поставить на ноги многих тяжелобольных людей. Лечит очень многие болезни .
2. Сарпинские озера 1. Южнее Волгорада на 120 км протянулась цепь пресных Сарпинских озер. Большая часть Сарпинских озер расположена на территории Калмыкии. В пределах Волгоградской области находится только 2 озера - Сарпа и Цаца.
2. Площадь озера Сарпа 30 квадратных км, но глубина не превышает 1,5 м.
Сарпа соединяется с расположенным южнее озером Цаца, площадь которого 5,5 квадратных км (меньше Сарпы), но глубже. Глубина - 6м..
-КАКИЕ ВОПРОСЫ БУДУТ 2 ГРУППЕ? (В Быковском районе есть озера?)
-Об искусственных водоемах расскажет 3 группа «Географов»: водохранилища, каналы. СЛАЙДЫ
1.На Дону создано Цимлянское водохранилище. Образовано плотиной ГЭС. Волга и Дон соединены судоходным Волго-Донским каналом. Длина канала 101 км, имеет 3 водохранилища.
2. Волгоградское водохранилище находится на реке Волга. Образовано плотиной Волжской ГЭС. Заполнено в 1961 г. площадь 31.117 квадратных км. Наибольшая ширина 17 км. Развито судоходство и рыболовство. Используется для водоснабжения и орошения.
-КАКИЕ ВОПРОСЫ 3 ГРУППЕ? (Какие искусственные водоемы есть в Быковском районе? Для чего нужны искусственные водоемы?)
Водохранилища для гидроэлектростанций.
Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей.
Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и
оздоровительных мероприятий. Пруд обычно не более 1 квадратного км.
4 группа подготовила сообщение об экологической обстановке водоемов нашей области.
-
В области уже 50 лет разрабатываются нефтяные и газовые месторождения. При порывах трубопроводов десятки тон нефти попадают в реки . Воды Волги и Волгоградского водохранилища загрязнены химическими веществами фабрик и заводов. Волжская и донская вода считается «умеренно загрязненной».
-
Основные причины загрязнения водоемов - это плохая работа очистных сооружений, розлив нефтепродуктов, размещение отходов в зонах рек, сброс загрязняющих веществ. Усиливается загрязнение и опреснение уникального соленого оз. Эльтон. В Волгоградской области начала действовать программа по очистке малых рек. В Даниловском районе в реку Медведицу в этом году выпустили искусственно выращенных мальков редкой рыбы шемаи.
-КАКИЕ ВОПРОСЫ 4 ГРУППЕ ? (Как охраняют водоёмы в Быковском районе?)
4) Коллективное описание по плану.- На берегу, какой реки расположен наш город, район ?
- Сейчас мы по плану в тетради должны описать Волгу. Для этого вспомним схему реки (на доске схема, прикрепляют название частей) Исток, устье, притоки, левый и правый берег. (Как узнать где левый, правый?)
5) Физ. минутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
6) Задания группам НА СЛАЙДЕ
- О какой роли водоема была наша физ. минутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем - место отдыха людей.) Какое еще значение имеют водоемы подготовит 1 группа.
-Вам поможет статья в учебнике стр. 155 и задание № 2 в Т. стр 69.
- В помощь вам на столе лежат листы с вариантами ответов, но вам нужно выбрать подходящие и записать в тетрадь.
Роль водоемов
Водоемы - это хранилища воды
Водоем - это место отдыха людей.
Водоем - это дом для растений и животных.
Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи (организм человека состоит на 70% из жидкости, может прожить не более 3 дней)
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
По воде перевозят грузы.
Воду для работы берут заводы и фабрики.
- 2 группа запишет, какие экологические проблемы выражены знаками в № 3 Т. стр 70. Вам тоже поможет учебник.
- 4 группа экологов работает в этом же задании № 3. Предложите для обсуждения меры охраны природы , которые помогут решению этих проблем. Вам поможет учебник.
- 3 группа географов разработает памятку «Правила поведения около воды». У вас есть варианты этих правил, вам нужно выбрать нужные. Вы так же можете воспользоваться учебником.
Правила поведения у водоемов
1.Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
4. Не вылавливай раков и моллюсков. Оберегай животных и растения водоёмов.
5. Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи.
6. Какие опасности может таить водоем? (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)
7)ПРОВЕРКА
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. СЛАЙДЫ
8) Игра «Что лишнее?» Слайд
1. Волга, Дон, Енисей. (Не протекает в Волгоградской области)
2. Хопер, Медведица, Эльтон (Не река, а озеро)
3. Эльтон, Байкал, Сарпа (Находится не в Волгоградской области)
4. Черное, Баренцево, Волгоградское ( Волгоградское водохранилище)
-
Итог: - Что нового о нашем крае вы узнали на уроке? - Что было особенно интересно? -
-Вы сегодня хорошо поработали.. У каждого будет отметка по тестам. За сообщение также поставлю пятёрки. Командиры групп, кому вы считаете нужным поставить за работу в группе отметки (кто хорошо и много работал).
-Какое настроение у вас после урока (смайлики)
5 Д.з . Т. № 4.