Презентация

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир.

Тема: Водоёмы нашего края.

Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края. Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: Глобус, карта области, атласы, контурные карты, схема реки, компьютерная презентация урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание

Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок.

(Включить слайды о нашем крае) Говорю на фоне слайда слова :

Птица ль с криком легла на крыло…

Дождь во мрак ли вползает тревожно.

В каждом звуке я слышу одно:

«Полюбить этот край - тяжело,

Разлюбить этот край - невозможно».

-О каком крае идёт речь? (о нашем Быковском районе, о Волгоградской области)

-Молодцы!

-А сегодня мы отправимся туда, где тихо плещется вода.

- Как вы думаете куда отправимся и что мы будем исследовать?

СЛАЙД «Водоемы нашего края»

-На нашем очередном уроке - исследовании вы так же будете работать в группах. Командиры групп есть.


  1. Актуализация опорных знаний.

1)- Прежде чем исследовать дальше наш край, давайте вспомним, что узнали о нем на прошлых уроках.

(повторяют пользуясь контурной картой: Мы живем в Волгоградской области, в Быковском районе. Наша область расположена на Восточно -Европейской равнине. Главный город - Волгоград. В области добывают полезные ископаемые - нефть, газ, песок, глину, известняк. Разнообразен животный и растительный мир. Поверхность нашего края в основном равнинная, есть возвышенности и низменности ,холмы, овраги и балки. Наша область соседствует с Саратовской, Ростовской, Воронежской, Астраханской областями, республикой Калмыкия, с Казахстаном. Быковский район считается ЗАВОЛЖЬЕМ, расположен в зоне полупустынь и степей.

2)Рисунки (на доске)

- дома вы рисовали уголки родного края. По вашим рисункам видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.

-А знаете ли вы формы поверхности, встречающиеся на территории России. Поработаем с тестами.

3) работа с тестами стр.41

После тесты положить на центр стола.


  1. Работа по теме. СЛАЙД

  1. Загадка

Я и тучка, и туман, я - река и океан

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

- Каким цветом обозначена вода на карте (синим) - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему ? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

- Одинакова ли вода на вкус? Где соленая? Где пресная? А в водоемах нашего края - какая? (пресная и соленая)

2) повторение об естественных водоемах СЛАЙДЫ

-На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки? (группы по очереди читают, отгадывают и на доске слова отгадки открывают)

1)Крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

2)Водоем, замкнутый в берега. (озеро)

3)Водное пространство между материками. (океан)

4)Небольшой водный поток. (ручей)

5)Кругом вода, а с питьем беда. (море)

-К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)

- Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой)

- Какие из естественных водоемов есть в нашем крае?

-Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком)

-Какие еще бывают водоемы? (искусственные) СЛАЙД

-Какие из искусственных водоемов есть в нашем крае?

- ИТОГ: Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.

3) Работа с картой по группам

- Каждая группа получила свое задание. КАКОЕ? (командиры говорят)

Заслушиваются выступления каждой группы, выступающие показывают на карте, остальные отмечают в контурных картах.

- После выступления каждой группе можете задать вопрос.

  1. группа о реках: ДОН. МЕДВЕДИЦА, ХОПЕР, ВОЛГА СЛАЙДЫ

1. Дон - река в Европейской части России. Протяженность 1.870км. По территории Волгоградской области - 537 км. Впадает в Азовское море. Основные притоки: Хопер, Медведица. Дон соединен с рекой Волга Волго - Донским судоходным каналом.. Крутой и высокий правый берег Дона состоит из меловых пород , много лесов, балок и оврагов. Течение Дона сильное. В Дону водится 67 видов рыб, но загрязнение реки привело к уменьшению рыбных запасов реки



2. Река Медведица - это основной приток Дона. Длина реки 745 км. В Волгоградской области - 421 км. Медведица не судоходна. Относительно названия этой речки существуют такие версии:

  1. В лесах по реке Медведице водятся медведи, поэтому получила она свое название .

  2. 3. Раньше здесь собирали мед диких пчел, и название могло произойти и от старорусского «медведа»

  3. Очень давно здесь ни разу не ступала нога человека. Но вот появился охотник-человек. Он увидел берлогу медведицы и ее маленьких медвежат. Охотник убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать свое материнское горе. Она так любила своих медвежат и так страдала, что не выдержала земля и заплакала вместе с ней. И на том месте, где была берлога медведицы, стали бить ключи. Ключи соединились и образовали реку, которую назвали люди Медведицей в честь матери - медведицы.

3. Хопер - левый приток Дона. Самая чистая река в Европе. . Протяжённость его 979 км; по территории Волгоградской области - 325 км. Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Шёл он как то степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток, на котором построил мельницу и молол здесь зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке потом дали имя её создателя.

4. Волга - крупнейшая река в Европе. Протяженность 3.530 км. Начало берет на Валдайской возвышенности. Волга впадает в Каспийское море. У нее около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. На Волге сооружены ГЭС с водохранилищами. Очень велика роль Волги. Она не только важная транспортная дорога и источник рыбных богатств, но и красивейшая река. Её водные просторы и живописные берега, издавна привлекают к себе внимание художников и учёных, вдохновляют поэтов.

В Волге водится рыба: белуга, стерлядь, осетр, севрюга, белорыбица, сазан, сом, лещ, синец, чехонь, судак, волжская сельдь, килька, золотой и серебристый карась и др. Белуга, осетр, стерлядь, севрюга - занесены в Красную книгу. Замерзает Волга в декабре, ледостав заканчивается в начале апреля.

Волгу принято делить на 3 части: верхняя Волга ,средняя Волга и нижняя Волга . Наш край расположен в нижней Волге.

-КАКИЕ ВОПРОСЫ БУДУТ 1 ГРУППЕ? (сколько рек в Волг. обл.? Какие есть в Быковск. районе?)



  1. группа об озерах: ЭЛЬТОН, САРПА , ЦАЦА СЛАЙДЫ

- Первая группа географов сообщила , что рек у нас 190. Что вы скажете про озера? (Озёр мало.)

1.Озеро Эльтон Название озера произошло от калмыцкого «Алтын - Нур». Переводится как

« Золотое озеро». Поверхность озера красного цвета. Под лучами восходящего и заходящего солнца водная поверхность приобретает огненный красный оттенок. Причина красной окраски вод - водоросли красного цвета. Эльтон представляет собой впадину с растворимыми солями. Озеро занимает площадь 200 квадратных км. В прошлом на Эльтоне добывали «малиновую» или «царскую» соль розового цвета. С запахом, напоминающим запах фиалки или малины. Поставлялась такая соль к императорскому двору.

Сейчас здесь Эльтонская грязелечебница. Скользкая, как мыло, жижа помогает поставить на ноги многих тяжелобольных людей. Лечит очень многие болезни .

2. Сарпинские озера 1. Южнее Волгорада на 120 км протянулась цепь пресных Сарпинских озер. Большая часть Сарпинских озер расположена на территории Калмыкии. В пределах Волгоградской области находится только 2 озера - Сарпа и Цаца.

2. Площадь озера Сарпа 30 квадратных км, но глубина не превышает 1,5 м.

Сарпа соединяется с расположенным южнее озером Цаца, площадь которого 5,5 квадратных км (меньше Сарпы), но глубже. Глубина - 6м..


-КАКИЕ ВОПРОСЫ БУДУТ 2 ГРУППЕ? (В Быковском районе есть озера?)

-Об искусственных водоемах расскажет 3 группа «Географов»: водохранилища, каналы. СЛАЙДЫ

1.На Дону создано Цимлянское водохранилище. Образовано плотиной ГЭС. Волга и Дон соединены судоходным Волго-Донским каналом. Длина канала 101 км, имеет 3 водохранилища.

2. Волгоградское водохранилище находится на реке Волга. Образовано плотиной Волжской ГЭС. Заполнено в 1961 г. площадь 31.117 квадратных км. Наибольшая ширина 17 км. Развито судоходство и рыболовство. Используется для водоснабжения и орошения.

-КАКИЕ ВОПРОСЫ 3 ГРУППЕ? (Какие искусственные водоемы есть в Быковском районе? Для чего нужны искусственные водоемы?)


Водохранилища для гидроэлектростанций.

Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей.

Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и

оздоровительных мероприятий. Пруд обычно не более 1 квадратного км.


4 группа подготовила сообщение об экологической обстановке водоемов нашей области.

  1. В области уже 50 лет разрабатываются нефтяные и газовые месторождения. При порывах трубопроводов десятки тон нефти попадают в реки . Воды Волги и Волгоградского водохранилища загрязнены химическими веществами фабрик и заводов. Волжская и донская вода считается «умеренно загрязненной».

  2. Основные причины загрязнения водоемов - это плохая работа очистных сооружений, розлив нефтепродуктов, размещение отходов в зонах рек, сброс загрязняющих веществ. Усиливается загрязнение и опреснение уникального соленого оз. Эльтон. В Волгоградской области начала действовать программа по очистке малых рек. В Даниловском районе в реку Медведицу в этом году выпустили искусственно выращенных мальков редкой рыбы шемаи.

-КАКИЕ ВОПРОСЫ 4 ГРУППЕ ? (Как охраняют водоёмы в Быковском районе?)

4) Коллективное описание по плану.- На берегу, какой реки расположен наш город, район ?

- Сейчас мы по плану в тетради должны описать Волгу. Для этого вспомним схему реки (на доске схема, прикрепляют название частей) Исток, устье, притоки, левый и правый берег. (Как узнать где левый, правый?)

5) Физ. минутка.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.


6) Задания группам НА СЛАЙДЕ

- О какой роли водоема была наша физ. минутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем - место отдыха людей.) Какое еще значение имеют водоемы подготовит 1 группа.


-Вам поможет статья в учебнике стр. 155 и задание № 2 в Т. стр 69.

- В помощь вам на столе лежат листы с вариантами ответов, но вам нужно выбрать подходящие и записать в тетрадь.

Роль водоемов

Водоемы - это хранилища воды

Водоем - это место отдыха людей.

Водоем - это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи (организм человека состоит на 70% из жидкости, может прожить не более 3 дней)

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.


- 2 группа запишет, какие экологические проблемы выражены знаками в № 3 Т. стр 70. Вам тоже поможет учебник.


- 4 группа экологов работает в этом же задании № 3. Предложите для обсуждения меры охраны природы , которые помогут решению этих проблем. Вам поможет учебник.

- 3 группа географов разработает памятку «Правила поведения около воды». У вас есть варианты этих правил, вам нужно выбрать нужные. Вы так же можете воспользоваться учебником.

Правила поведения у водоемов

1.Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

4. Не вылавливай раков и моллюсков. Оберегай животных и растения водоёмов.

5. Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи.

6. Какие опасности может таить водоем? (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)

7)ПРОВЕРКА

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. СЛАЙДЫ

8) Игра «Что лишнее?» Слайд

1. Волга, Дон, Енисей. (Не протекает в Волгоградской области)

2. Хопер, Медведица, Эльтон (Не река, а озеро)

3. Эльтон, Байкал, Сарпа (Находится не в Волгоградской области)

4. Черное, Баренцево, Волгоградское ( Волгоградское водохранилище)


  1. Итог: - Что нового о нашем крае вы узнали на уроке? - Что было особенно интересно? -

-Вы сегодня хорошо поработали.. У каждого будет отметка по тестам. За сообщение также поставлю пятёрки. Командиры групп, кому вы считаете нужным поставить за работу в группе отметки (кто хорошо и много работал).

-Какое настроение у вас после урока (смайлики)

5 Д.з . Т. № 4.

© 2010-2022