Статья. «Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ОВЗ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья



Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом. На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи: 1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет; 2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения; 3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения; 4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий; 5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его; 6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь; 7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе; 8. учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми деталями, образами. Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ЗПР происходит в следующих направлениях: 1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; 2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; 3. от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; 4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; 5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; 6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками. Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования: -рисование пальчиками,

-рисование ладошкой
-рисование цветным клейстером -тычок жесткой кистью -оттиск печатками -рисование поролоном -отпечатки листьев -рисование мятой бумагой -набрызг оздушные фломастеры (блопены) -монотипия (предметная и пейзажная) -кляксография -раздувание краски -рисование свечой или восковыми мелками -рисование веревочкой -рисование ватной палочкой исование акварелью по туши -рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы) По результатам работы в течение года отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.



С помощью ватных палочек получаются очень эффектные рисунки. У ребенка вырабатывается усидчивость и координация движений. Потребуется бумага с контурным эскизом, ватные палочки, краски: гуашь или пальчиковые краски.

Для «тычка» достаточно взять ватную палочку, опустить его в крас¬ку и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток

Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п.

Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Так, например, в раннем дошкольном возрасте я использую доступную технику:

  • рисование пальчиками, ладошками - ребенок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки (отпечаток) на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета (рис. 1);

  • рисование ватными палочками - ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу (рис. 2);

  • рисование жесткой полусухой кистью - ребенок на сухую жесткую кисточку набирает совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делает сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэтного животного. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности животного (рис. 3).

А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник:

  • кляксография - один из вариантов, когда ребенок наносит кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавая изображение. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Затем определяется, на что похож рисунок и дорисовываются недостающие детали (рис. 4);

  • монотипия - ребенок наносит краску на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две (рис. 5);

  • набрызг (рисование зубной щёткой) - ребенок на зубную щётку набирает краску (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивает краску на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д. (рис. 6).

И это одни из немногих нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые я использую в своей практике начиная с раннего и заканчивая старшим дошкольным возрастом.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Предлагаю вашему вниманию один из конспектов по нетрадиционной технике рисования ватными палочками в первой младшей группе:


© 2010-2022