Турнир знатоков русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»

Протас Л.Б.

Турнир знатоков русского языка


Познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников
«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),- русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Алексей Николаевич Толстой


Цели:

- формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

- формировать умение использовать знания в

нестандартной ситуации, повышать учебную мотивацию;

- развивать познавательные интересы;

- развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся.

-формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам, учить толерантности;

-развивать чувства сопереживания результатам труда, развивать чувство юмора, быстроту реакции.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Представление команд

- В нашей игре примут участие 2 команды.

«Умники» и «Умницы»

-А наши гости будут жюри, они оценят работу каждой команды.

-Представление жюри.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

- И так, слушаем внимательно, думаем старательно.

1.Конкурс «Блиц-опрос»

Команда отвечает быстро и правильно.

1 команда

1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)

3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

4. Сколько букв в русском алфавите? (33)

5. Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

6. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

7. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

8. Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)

9. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

10. Как переносятся слова с двойными согласными?

.

2 команда

1. Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

3.Как называется главный член который отвечает на вопросы Кто? или Что?

4.Сколько гласных букв в русском языке?

5.Как узнать, сколько в слове слогов?

6.Как нужно переносить слово?

7. Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

8. Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

9. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные).

10. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

Дополнительный вопрос для всех

Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей? (правильный ответ: у рыб есть зубы).


2. Конкурс «Один - много»

Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Команда отвечает хором:

Нога - … (ноги)

Рука - … (руки)

Дуга - … (дуги)

День - … (дни)

Цыплёнок - … (цыплята)

Мука - … (нет мн.числа)

Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.



Продолжаем дальше:

Ведро - … (вёдра)

Бедро - … (бёдра)

Козлёнок - … (козлята)

Пень - … (пни)

Лень - … (нет мн.чила)

Метро - … (нет мн.числа)


3. Конкурс «Крылатые выражения»

А теперь командам необходимо раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать (близко).

2. Через час по чайной ложке (медленно).

3. Морочить голову (обманывать).

4. Во весь дух (быстро).

5. Работать засучив рукава (усердно).

6. Прикусить язык (замолчать).

7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи).

8. Сломя голову (очень быстро).

4. Конкурс «Слова-перевертыши»

Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям


Есть удивительные слова, которые как бы вы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же

Например: потоп, заказ. Попробуем придумать как можно больше таких

слов!

Алла, наган, Анна, боб, тут, как, око, топот, шалаш, дед, казак, довод, радар.

Есть даже целые предложения:

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко

5. Конкурс капитанов «Ребусы»

Конкурс «Домашнее задание»

1 команда

Послушайте стихотворение о Пете Ю. Тымянского. Понравится ли вам его речь и почему?

Знакомьтесь. Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор» входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы

Секёт свеклу. Пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он портфелем зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой завещано беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

Петя обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил,

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Учитель. За что же отняли имя и чем речь мальчика вам не понравилась?

2 команда

Ребята! Послушайте внимательно стихотворение Э. Мошковской «Такая, в общем история» и догадайтесь, какой недостаток речи она высмеивает.

Жил - был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак -

Это в общем, значит так.

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали - Ну. А соседа - звали Это.

А его родителей - Видишь ли и Видите - ли.

И ещё какой - то Э-э-э.

Жил на верхнем этаже.

И дружили они все.

Ну и значит, и вообще.

( Ответы ребят ).
6.Конкурс «Анограммы»

Вы, наверное, слышали про слова анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке.

Например: комар -корма, водопад - подвода.

Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые.


лето - тело, атлас - салат, маяк - ямка, каприз - приказ, лопата - оплата, , кукла - кулак, колесо - оселок, весна - навес, масло - смола.

Победителем в конкурсе становится тот, кто первым справится с задачей или подберет больше новых слов.

7. Конкурс «Будь внимателен мой друг» Физкультминутка - Если я называю имя существительное - поднимите руки. Если прилагательное - встаньте. Если другую часть речи - сядьте.

День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.

Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был,зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.

- Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе?

(глагол)

8. Конкурс: «Закончи пословицу»

- Я начинаю, а вы заканчиваете. Начинаем с команды ….

1 команда

1) Труд кормит, а лень….. портит.

2) Как аукнется, так и….. откликнется.

3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

4) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.

6)Мир строит, а война……..(разрушает).

2 команда

  1. Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

  1. Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

  1. Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

  1. Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

  1. Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

  1. По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).


9. Конкурс: «Восстанови справедливость»

- Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:

1 команда: 2 команда:

  • Неуклюжий как крот Верный как слон

  • Неповоротливый как собака Хитрый как бык

  • Слепой как пёс Длинный как заяц

  • Трусливый как медведь Вороватый как жираф

  • Злой как лиса Упрямый как сорока

Восстановите справедливость - верните определения своим владельцам.


  1. Конкурс « Рассыпанные слова»

Прежде чем узнаете, в чём заключается следующий конкурс, послушайте шуточную историю.

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги частей собрать.

Вывешивается плакат с «рассыпанными слогами:» «Итак, гостей было 10, кто быстрее составит и запишет имена гостей?.»

Ан - ло - ко - па - ти - дил

Кро - шим - ко - зе - пан - ко - рил,

На - том - че - бе - раф - и - чи.

Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи.

( антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена ).


  1. Конкурс Диктант

А теперь мы напишем диктант. Каждый участник команды пишет только 2 слова и передает листок следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет диктант. За каждую ошибку с команды снимается очко.
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

13.Подведение итогов.

- Вот и закончилось наш конкурс знатоков русского языка , в котором победила команда …………………..

Вручение наград.

- А закончить нашу игру я хочу словами И.Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.»



© 2010-2022