«Современный урок – один из главных аспектов ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современный урок - один из главных аспектов ФГОС»

Подготовила: Арзухаева Т.М., учитель начальных классов, первой категории МАОУ«ОСОШ»

Урок - главная составная часть учебного процесса, от которого зависит обучение и развитие каждого ребёнка.

Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Его оригинальность, гибкость, доступность, научность, интерес зависит от мастерства учителя. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А мы знаем лучше всех, какие дети сегодня идут в школу и как подготовлены, но мы должны из него сделать аса, чтобы на ЕГЭ не указали на нас пальцем, вот кто его учил.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий, учитывая при этом, Социально-педагогические и Психолого-дидактические условия.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, применяя интерактивные формы и методы - у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. (Интерактивная доска не в каждом кабинете, для этого нужно знать хорошо программы, например интерфрайт, чтобы создавать флипчарты). Учитель как правило печатает день и ночь отчёты и складывает их в папку в соответствии с ФГОС, прежде чем работать на результат с детьми и осваивать что-то новое.

1. Требования к учителю

Чётко и точно формулирует задания

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде

Не повторяет задания 2 раза

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики

Предугадывает затруднения детей и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза

Подбирает комплексные задания, учитывая индивидуализацию и дифференциацию по сложности и объёму.

2.Характеристика изменений в деятельности педагога,

работающего по ФГОС.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег, обмен опыта работы. Знание программ интерактивного режима

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Методы нормотворчества Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности - эвристический процесс, который требует применения методологических методов. Примеры заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества. Составить инструкции: «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», и др.

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.





3. Шесть основных этапов современного урока

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока по схеме «вспомнить -узнать - научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

4. Современный урок должен быть:

проблемным и развивающим;

должны применяться групповые и индивидуальные формы работы, творческие работы;

устранение затруднений самостоятельно;

осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;

оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей), проведение рефлексии;

Современный урок включает характер - аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

5.Сравнение традиционного урока с современным уроком.

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Цели и содержание

Формирование знаний и умений

Развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений

Функции учителя

Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика материала

Учитель выступает в роли Организатора самостоятельной деятельности учащихся.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты, компакт-диски, презентации, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников

Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Четкое разграничение этапов урока

Нет четкого различения этапов урока

Главный фактор воспитания учащихся

Содержание урока

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения

Авторитарный

Демократический

Характер взаимоотношений учащихся на уроке

Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

Акцент делается на совместную коллективную работу- рефлексия деятельности ученика.

А из итоговой рефлексии вытекает самооценка ученика, которая как раз и завершает образовательный цикл. Образовательный цикл в современном уроке включает СДП, который является основой ФГОС НОО.

6.Методы рефлексии.

Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида:

текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса;

итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: СТАНДАРТЫ

1 поколение: содержание

2 поколение (ФГОС): Результат - в предметный, метапредметный, личностный.

Обучение: ребёнок является объектом

Развитие: осуществляется через

Принцип непрерывности,

принцип инимакса(дифференцированный подход к обучению),

принцип психологической комфортности (чтобы ребёнок хорошо учился, с желанием и пониманием),

принцип вариативности (на выбор задания, ребёнок не будет бояться делыть это)

принцип творчества

Но и, следовательно, ребёнок должен быть субъектом УД, тем, кто учится, а не объектом того, кого учат (Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать и я пойму)

Осуществляется уход от репродуктивного к деятельностному подходу (дети должны высказать разные точки зрения- А КАК БЫ ВЫ ЭТО СДЕЛАЛИ? и т.д.)

Следовательно, изменился лишь только подход (дети должны добывать знания самостоятельно, пропускать через себя, для чего это мне, зачем я это делаю и буду делать, и что я получу в конце своей деятельности, к какому результату я приду?)

Главным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.



7. Таким образом, СДП является основой стандарта НОО,

который предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

Учёт возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

8. Выводы: Что нового появляется в уроке

при реализации ФГОС второго поколения?

Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки, умение создать условия для проявления самостоятельности учащихся.

Освоение содержания учебно-познавательной деятельности осуществляется не только на основе знания и умения, но и понимания и осмысления. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Формулировка темы урока и цели урока уч-ся.

Комплексное планирование задач урока

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

Сочетание обще классных форм работы с групповыми и индивидуальными.

Включение интерактивных форм и методов в обучении.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Важной задачей новой системы образования в современном уроке является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Поэтому урок должен быть направлен на получение результатов: личностных, метапредметных, предметных.

9. НАПРИМЕР: Технологическая карта урока русского языка (3 класс)

Тема: Корень. Однокоренные слова (УМК «Школа России»)

Цель урока: Научить распознавать однокоренные слова. Выделять корень.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- умение работать с информацией;

- умение добывать информацию;

- формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;

- освоение первоначальных знаний о грамматике;

- умение грамотно писать, участвовать в диалоге.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

- умение выделять корень в однокоренных словах;

- подбирать однокоренные слова.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.

Межпредметные связи: русский язык, чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство. Ресурсы: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, карточки для рефлексии, компакт-диски ФГОС НОО.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока на уровне «осмысления».

Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология современного урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), предметных, но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников в рамках ФГОС НОО.

В связи с этим, необходимо на уроке использовать новые современные технологии, работать в технологии моделирования, применять интерактивные формы и методы, чтобы у детей сформировать умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, а значит развивать у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Для этого необходимо изучить и освоить:

Технологическую карту урока в соответствии с УУД;

Основные этапы современного урока;

Главные аспекты системно-деятельностного подхода и методы рефлексии;

Планируемые результаты освоения обучающимися Основной Образовательной программы НОО;

Интерактивные формы и методы (умение работать с интерактивной доской); Характеристику изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС и требования учителя;





© 2010-2022