Технологическая карта на тему Спряжение глаголов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 4-а

УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В .Кузнецова М.И. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать знания о наличии у глаголов двух спряжений, расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов

  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, память , внимание.

  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

-уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные.

-

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

-формирование мотивации к обучению и познанию;

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- формирование умения понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умения слушать и вступать в диалог;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе;

- выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная (иначе она называется неопределенная форма или инфинитив) и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

  • учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 121-123. - М: Вентана-Граф, 2013 г.;

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Спряжение глаголов»;

  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

- Доброе утро, ребята!

Начинаем урок русского языка. Постараемся быть грамотными и не делать ошибок. Ведь от этого напрямую зависит наш успех.

Минутка чистописания.

Ш..рока стр..на м..я р..дная,

Много в ней л..сов, п..лей и рек! (2,3 слайды)

(вставьте пропущенные буквы)

- выражают положительное отношение к процессу познания

- проявляют внимание

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

2.Актуализация необходимых знаний, формирование учащимся темы и цели урока.

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений выполнении пробного учебного действия.

Наш урок начнем с повторения изученного. Назовите признаки имени прилагательного. Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Мы шли по глубокому снегу.

По глубокому (снегу) - прилаг., обозначает признак предмета,н.ф.глубокий, м.р.,ед.ч.,Д.п.,определение. (4,5 слады)

1.Учитель предлагает ответить на вопрос:

О какой части речи мы будем сегодня говорить?

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся,

Отдернул, зажмурился, встал, потянулся. (6 слайд)

Здесь мы будем говорить о глаголе. А что мы о нем знаем? (на какой вопрос отвечает глагол, время, вид глагола.)

2. Учитель предлагает выполнить упражнение 1 стр.124. Запиши в два столбика.

(7 слайд)

Физминутка.

3.Учитель задает проблемный вопрос:

- По какому признаку разделили слова?

- Хотели бы вы узнать что-то новое о глаголе?

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными.Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. (8 слайд)

И так, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов.

Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы. Сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу». (9 слайд)

- А как это слово связано с глаголом мы и должны сегодня выяснить.

4. Учитель предлагает поставить цель и задачи урока.

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

- Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

Г.А. Ладоншиков (10 слайд)


- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.



Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.


Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.



Дети отвечают на вопрос учителя.














Дети выполняют задание .

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.


Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справлюсь…

Я не уверен…

Мне нужна помощь…

3.Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Учитель организует постановку проблемного вопроса учащимися.

- В чем возникли трудности при написании окончаний глаголов?

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

- У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко.

С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Учитель организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

Физминутка

Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить спряжение глаголов безударным личным окончанием?

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

Учитель организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

В учебнике на с. 124 прочитайте правило.

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

-Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

- Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?

Перечитывают правило и составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую.

Технологическая карта на тему Спряжение глаголов

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 124














Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.


Устанавливают общность способа определения спряжения глаголов.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Несколько глаголов из упр. 2 стр. 125 разбираются учителем фронтально с классом, с целью дать образец определения спряжения глагола проговариванием. Затем учитель дает возможность детям поработать парами.

Выполняют упр. 2 стр. 125 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Учитель организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

1.Найди лишнее слово: резать(1спр),дружить (2спр),жалеть (1спр),желать (1спр),ехать (1спр),рыскать (1спр),пахать (1спр) (11 слайд)

2. Выпиши из текста глаголы. Определи спряжение глаголов.

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажишь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

(А. Пушкин)

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.


Проверяют свою работу по эталону.



Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.



Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Учитель организует рефлексию усвоенного по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки в работе?

- Кто допустил 2-3 ошибки в работе?

-Кто допустил более 3х ошибок в работе или не справился с заданием?

-В чем была трудность?

Предлагает оценить ученикам собственную деятельность на уроке.

Обсуждает с учащимися домашнее задание: с. 126 упр. 3

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

4)Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

(раздаточный материал)

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


© 2010-2022