Конспект урока по русскому языку Употребление и написание частицы не с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 3 классе.

Тема: Употребление и написание частицы не с глаголами.

Цель: Изучение нового материала и его закрепление.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.

  2. Познакомить с отрицательной частицей - не, формировать умение правильно писать частицу - не - с глаголами.

  3. Развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

2. Актуализация знаний.

На доске: Б.жал, л.сок, не г.ворит, пот.мнеют, р.ка, под.конник.

- Вот одно из заданий.

- Что заметили?

- Спишите, вставьте безударные гласные, устно подберите проверочные слова (проверка!)

- Разделите эти слова на две группы (разбираются все варианты, но остановится на делении по частям речи существительные и глаголы. Далее существительные стираются, остаются глаголы.

Индивидуальная работа у доски. Определить время, число и если можно род глаголов.

Не говорит - н.в., ед.ч.

потемнеют - б.в., мн.ч.

бежал - п.в., ед.ч., м.р.

- Что можете сказать о глаголе?

(поднимемся по лестнице успеха).

(часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы…;изменяется по временам; изменяется по числам; глагол прошедшего времени единственного числа изменяется по родам; бывает неопределенной формы)

Конспект урока по русскому языку Употребление и написание частицы не с глаголами.

- Все ли мы знаем о глаголе?

- Поэтому мы сегодня продолжаем путешествовать по стране Глаголии и поможет нам в этом хозяин страны Глагол.

3. Открытие новых знаний.

- Какое слово в этой записи лишнее?

- А почему? Какой смысл имеет глагол?

- Как вы думаете, что глаголу придает этот отрицательный смысл?

- а сейчас прочитаем шуточное стихотворение.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упреков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

- Найдите и назовите глаголы с частицей не.

- обратите внимание, как пишется частица не с глаголами?

- Какой вывод можно сделать о правописании частицы не с глаголами?

- давайте прочитаем правило на с. о правописании глаголов с не.

4. Физминутка.

5. Работа по теме урока

Работа с грамматической сказкой

Сейчас я вам расскажу сказку. Гордую и упрямую частицу - НЕ - полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.

Он говорил: "Люблю". А она ему....

Он признавался: "Верю", а она ему.... И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…

- А что было дальше, сейчас узнаем.

(2 ученика читают текст по ролям у доски)

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадешь!

- (Не) упаду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю.

- Молчишь?

- Нет (не) молчу.

- Может конфетку хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

- Что нужно сделать в этом тексте?

- У вас есть тот же текст. Но в этом тексте нет частицы - не - . Вам нужно ее вписать.

- Что вы должны помнить, чтобы верно выполнить это задание?

- Выполняйте задание.

- Назовите глаголы с не.

- Так как же пишется - не - с глаголами?

6. Закрепление изучаемого материала

1) Работа по учебнику. № .

2) Словарная работа.

Отгадайте загадки:

Замечательный дружище:

Деревянная ручища

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете -

Каждый день с ним на работе.

(Топор)

Дружу с людьми

Я с давних пор:

Я брат пилы,

Лихой…

(Топор)

Значение.

Топор - насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.

Слово топор произошло от древнего слова тепич - «рубить, тяпать, бить»

Запись пословицы:

Без топора не плотник, без иглы не портной.

- Я называю словарные слова, а вы образуете однокоренной глагол в неопределенной форме.

Ужин, рассказ, рисунок, дежурный.

3) Выборочный диктант.

Выписать глаголы с частицей не.

Пчела - особое существо. Она очень бережно относится к цветам. (Не) повредит клеток растения, (не) прокусит кожицу, (не) сомнет лепестков. Ей нужен нектар и пыльйа. За эти дары она и сама одаривает щедро.

Итог - Чем понравилось заниматься на уроке?

- Что нового узнали?

- А сказка ведь еще не окончена. Слушайте. Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды НЕ говорит ему: "Докажи, что мы не можем жить друг без друга". Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам.

- Ребята, хотите помочь Глаголу?

Д/з: Найдите такие слова, где НЕ и Глагол не могут жить друг без друга, т.е. запишите их и завтра мы поможем Глаголу.


© 2010-2022