Урок по математике на тему Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика.

Дата :29.01.2016

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс: 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная. фронтальная

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

  • компьютер, мультимедийный проектор;

  • Рабочая тетрадь к учебнику

  • сигнальные карточки;

  • опорные схемы, карточки для самостоятель

  • ной работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Деятельность учеников

Формируемые УУД

. 1Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Слайд 1


Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать речь других Самоопределение

2. Актуализация знаний

Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Слайд Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет - нолик.

(дети получили листочки с игровым полем)

1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик)

Проверка по образцу.

Учитель - У кого не так?

(3 человека подняли руку)

Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?

Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.

Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)

.

Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).



ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.

Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков. слайд

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание: слайд

2+3

5-2

8-4

4+1

Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

Учитель - Запишите эти выражения в два столбика.

(Дети записывают выражения в тетради) Слайд

Учитель - Что общего в выражениях первого столбика?

Учитель - Наша героиня живёт в домике №5.

- Вы её узнали?

Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк. Слайд

Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её. слайд

Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?

Волк первым предложил выполнить его задание. Слайд

Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.

(Ребята читают все записи).

Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.

(дети молчат)

О1

Х2

Х3

О4

Дети: - Мне надо повторить название компонентов

- А мне правильно решать задачи.

Дети: - Получился треугольник

Дети: - У нас получился квадрат

- А у нас большой треугольник

-Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.



Дети: - Можно разделить на сложение и вычитание.

Дети: - В этих выражениях ответ 5 Дети: - Это Красная Шапочка слайд



Дети: - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль.

3. Постановка учебной проблемы (2 мин)



4. . Поиск решения учебной проблемы (10 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание?

Учитель - В чём затруднение?

Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Учитель - Чему мы должны научиться?

Слайд



Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.

(Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.

В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.

Во 2 конверте - вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.

В 3 конверте - разность, равняемость, результаемость.)

- Какое число из трёх самое большое? - Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?

(Учитель обращает внимание на звучание слова "уменьшается".)

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

-Если затрудняетесь то можете открыть конверт 1 и Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.

(ребята выполняют задание) уменьшаемое слайд

- Что происходит со вторым числом? Если затрудняетесь то можете открыть конверт 2 и выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.

(ребята выполняют задание) уменьшаемое слайд

- Значит, как его называют

Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

Вопрос "на сколько" задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

С третьим конвертом сделайте то же самое.

Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Слайд

.

Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.

(ученики открыли учебник и проверяют)

- Молодцы. Верно выбрали названия.

Страница учебника: слайд

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. слайд

Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь

Дети: - Нет

Дети: - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Дети: - Названия чисел при вычитании

Дети: - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание .


-


Первое.

-Оно уменьшается.


(Его вычитают). ?

По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

Дети: - Проверить можно по учебнику

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Регулятивные УУД:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Умение слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД: Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

5. Первичное закрепление

Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила

Слайд Лоиосоао

(ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах.

Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.


Хомка приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.


Примерное объяснение детей:

Уменьшаемое - это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое - это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат - это 5. Значит значение разности равно 5.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме.

Регулятивные УУД:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

. 6Повторение. Решение задачи

Учитель Следующим на тропинку вышел

Кижё

(ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)

Учитель - Он предлагает

- Прочитайте задачу № 2, с.27.

О чём говорится в этой задаче?

Прочитайте условие задачи. Что известно?

Что нужно узнать в задаче?

Перед вами две краткие записи. Слайд

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?

Дети - Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.

Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?

Запишите решение и ответ самостоятельно.

(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)

Проверка.

Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.

(Все дети с задачей справились)

ПознавательныеУУД:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.

РегулятивныеУУД:

принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7. Самостоятельная работа

. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.

Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)

1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант - 2 строчку.

Взаимопроверка.

(на доске висит образец)

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки. слайд

Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:

Уменьшаемое - 7, вычитаемое - 3. Найдите значение разности.

(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).

(Все ребята справились с этим заданием)

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

РегулятивныеУУД:

принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

КоммуникативныеУУД:

формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.

9.Рефлексия.

- Какая тема урока была?

- как вы думаете , мы научились называть числа при вычитании?

Какое задание вам больше всего понравилось?

- Какое настроение у вас в конце урока?

Нарисуйте на яблочке смайлик и прикрепите их к бабушкиной корзине.

Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже прекрасное настроение.

Урок окончен.

Название чисел при вычитании

Личностные УУД:

формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации.

Регулятивные УУД:

самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке


© 2010-2022