- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по физической культуре 3 класс
Рабочая программа по физической культуре 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миннехузина И.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программа для 3 класса общеобразовательных учреждений по предмету автор рекомендован МО и НРФ в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №34 на 2014-2015 учебный год. Программа разработана на 1 год из расчета 3 часа в неделю (102 часа в год)
Цели и задачи. В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Общая характеристика учебного курса. Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой). При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Содержание курса. Программа состоит из следующих разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), «Правила ТБ». Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. Знания о физической культуре Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ). Способы физкультурной деятельности Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Легкая атлетика Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Лыжные гонки Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Поворот переступанием. Подвижные игры На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели». На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной». На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 - 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 - 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал - садись», «Передай мяч головой». Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Содержание раздела «Правила ТБ» включает в себя беседы по ТБ на уроках физической культуры при выполнении различных упражнений, а также ТБ на воде и оказание первой медицинской помощи утопающему.
Структура курса.
№ Название раздела Количество часов 1
Основы знаний о физической культуре В процессе урока 2
Гимнастика с элементами акробатики 22 3
Легкая атлетика 25 4
Лыжная подготовка 21 5
Подвижные игры 32 6
Плавание 2 Итого
102
Планируемые результаты освоения учебного курса. В результате изучения физической культуры ученик должен знать/понимать: роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики; уметь: передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях; выполнять акробатические и гимнастические упражнения; выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости); осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- оказать первую медицинскую помощь утопающему.
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки Подтягивание в висе, кол-во раз
5
4
3
Подтягивание в висе лежа кол-во раз
12
8
5 Прыжок в длину с места, см
150 - 160
131 - 149
120 - 130
143 - 152
126 - 142
115 - 125 Бег 30 м с высокого старта, с
5,8 - 5,6
6,3 - 5,9
6,6 - 6,4
6,3 - 6,0
6,5 - 5,9
6,8 - 6,6 Бег 1000 м, мин. с
5.00
5.30
6.00
6.00
6.30
7.00 Ходьба на лыжах 1 км, мин. с
8.00
8.30
9.00
8.30
9.00
9.30
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки- это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки) Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок. Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат. Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. В 1- 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
№ урока
Кален
дарные сроки
Фак
тичес
кие сроки
Раздел, тема урока
Кол.час.
цели
Планируемые результаты
Примечания
предметные
личностные
метапредметные
Лёгкая атлетика и подвижные игры. 27 часов
02.09.13
Правила по ТБ на уроках. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями.
1
Знакомство с правилами предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Определять и кратко характеризовать физическую культуру. Определять правила предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями.
03.09.13
История возникновения спортивных соревнований.
1
Формирование представлений о возникновении спортивных соревнований.
Знать:
- историю возникновения Олимпийских игр
Уметь:
- перестраиваться из одной шеренги в две, - ходить со сменой темпа по сигналу учителя.
05.09.13
История возникновения Олимпийских игр.
1
Формирование представлений о возникновении Олимпийских игр.
Уметь
- выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!»,
- ходить на носках и пятках
09.09.13
Ходьба на носках и пятках.
1
Формирование первоначальных представлений об умении ходить на носках и пятках..
Иметь представление об истории спортивных соревнований. Пересказывать тексты по истории физической культуры. Выполнять перестроение из одной шеренги в две.
10.09.13
Чередование ходьбы и бега.
1
Учить моделировать сочетание ходьбы и бега
Знать:
- понятие «ходьба с высоким подниманием бедра»
- технику ходьбы с высоким подниманием бедра
Уметь: - перешагивать через предметы
12.09.13
Перешагивание через предметы.
1
Формирование умений правильно перешагивать через предметы Определять и кратко характеризовать физическую культуру. Определять правила предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями.
16.09.13
Ходьба с высоким подниманием бедра.
1
Формирование представлений о различных видах ходьбы Проявлять координацию в игровой деятельности. Осваивать технику ходьбы с высоким подниманием бедра.
19.09.13
Бег широким шагом.
1
Формирование представлений о беге с широким шагом Осваивать технику бега различными способами.
23.09.13
Прыжок в длину с места.
1
Формирование представлений о прыжке в длину с места Осваивать технику бега широким шагом.
24.09.13
Прыжок в длину с места
1
Закрепление представлений о технике прыжка в длину с места Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.
26.09.13
Прыжок с поворотом на 180°.
1
Формирование первоначальных представлений о прыжке с поворотом на 180°. Осваивать технику прыжка с поворотом на 180°.
Знать:
- понятие «прыжок с поворотом на 180°.»
- правила прыжка с поворотом
Уметь:
- применять правила на практике
30.09.13
Челночный бег 3x10м.
1
Закрепление представлений о различных видах бега.
Различать виды спорта, включённые в программу летних Олимпийских игр. Осваивать технику отбива мяча одной рукой.
Выявлять характерные ошибки при выполнении метания в горизонтальную цель. Осваивать технику выполнения прыжков через скакалку. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Знать:
- технику малого мяча
Уметь: - правильно выполнять метание теннисного мяча в вертикальную цель с 4 м
01.10.13
Профилактика нарушений осанки.
1
Формирование представление о профилактике нарушений осанки.
03.10.13
Упражнения, направленные на формирование правильной осанки.
1
Закрепление знаний при выполнении общеразвивающих упражнений на формирование правильной осанки
07.10.13
Метание теннисного мяча в вертикальную цель.
1
Формирование умения выполнять метание малого мяча в цель
08.10.13
Отбивы резинового мяча двумя руками.
1
Формирование умения выполнять отбивы резинового мяча двумя руками.
10.10.13
Метание теннисного мяча в вертикальную цель с 4 м.
1
Закрепление умения выполнять метание малого мяча в цель
14.10.13
Метание теннисного мяча в горизонтальную цель
1
Формирование умения выполнять метание теннисного мяча в горизонтальную цель Знать:
- технику отбива мяча одной рукой.
Уметь:
- различать летние виды спорта,
- отбивать мяч одной рукой. Знать: - понятие «метание в горизонтальную цель» Уметь:
- отбивать мяч одной рукой.
15.10.13
Метание теннисного мяча в горизонтальную цель
1
Закрепление умения выполнять метание теннисного мяча в горизонтальную цель
17.10.13
Прыжки через скакалку.
1
Формирование умения выполнять прыжки через скакалку.
21.10.13
Метание теннисного мяча в горизонтальную цель с 4м.
1
Проверить умение правильно выполнять метание малого мяча в цель Осваивать технику бросков большого мяча. Проявлять силу в бросках набивного мяча от груди. Соблюдать правила техники безопасности при пробегании под вращающейся скакалкой.
22.10.13
Броски набивного мяча от груди на дальность.
1
Проверить умение правильно бросать набивной мяч от груди.