Рабочая программа по технологии 2 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

«Утверждаю» Директор МБОУ Старостаничной СОШ Приказ от _____________ № ______ ___________________М.А.Буслаева М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по технологии

начальное общее образование

2-б класс




Количество часов -34
Учитель: Шаповалова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Технология» на основе авторской программы Конышевой Н. М (учебно-методический комплект «Гармония»); издательство Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.



Пояснительная записка.


Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785)
  3. Примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений РО на 2014-2015 учебный год (Приказ МО РО от 30.04.2014 № 263);
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть 1./ Савельева Л.П. - М.: Просвещение, 2010 г.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);

  6. Типовое Положение об образовательном учреждении (Постановление правительства от 19.03.2001 года №196);

  7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.08.2014 г. № 503;
  8. Методические рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 г. № 24/4.11 - 4851/м;
  9. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 от «29» декабря 2010 №189;

  10. Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 №1482п);
  11. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1)
  12. Программа реализуется средствами предмета «Технология» на основе авторской программы Конышевой Н.М. «Технология» (учебно-методический комплект «Гармония), издательство «Ассоциация XXI век», 2011.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели: углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности; формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
При этом решаются следующие задачи: - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, понимание необходимости их сохранения и развития, формирование представлений о влиянии предшествующих культур; - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности; - развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности; - развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.); - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и т.д. через формирование практических умений; - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач; - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; - духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу и т.п.

Общая характеристика учебного предмета. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития. Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании предмета более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности обучаемых. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания предмета. Помимо этого в учебниках 2класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий. Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении предмета технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности. В целом предмет технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»: - формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; - формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки; - воспитание реб ёнка, как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении; - формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности; - воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у обучающихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Результаты освоения предмета и система их оценки. Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; - осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке; - уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда; - понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; - представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире; - понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; - чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания. У обучающихся могут быть сформированы: - устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности; - привычка к организованности, порядку, аккуратности; - адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность; - уважительное отношение к культурным традициям других народов. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целый; - следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; - руководствоваться правилами при выполнении работы; - осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; - прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся: - находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; - анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; - анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей. Обучающиеся получат возможность научиться: - осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.) - самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся: - организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; - формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; - выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Обучающиеся получат возможность научиться: - самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита. Предметные результаты. Обучающиеся научатся: - использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов; - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; - изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; - решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: - определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности; - творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; - понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); - понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Система оценки достижения планируемых результатов. Оценка результатов предметно-творческой деятельности обучающихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию; - соответствие изготовленной детали-изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане. В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Последовательность изучения тем:

  1. Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях.
  2. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.
  3. Изделия по мотивам народных образцов.
  4. Обработка ткани. Изделия из ткани.
  5. Декоративно-прикладные изделия различного назначения.

Содержание учебного предмета. Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (9 часов). Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»). Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8 часов). Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка). Изделия по мотивам народных образцов (3 часа). Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки - теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов.) Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка). Декоративно-прикладные изделия различного назначения (7 часов). Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.

Тематическое планирование.

Тема раздела

Кол-во час.

Сроки
прохождения

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1 Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях.

9


Понимание необходи-мости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; чувство прекрасного, способность к эстети-ческой оценке окру-жающей среды обита-ния. Самостоятельно организовывать свое рабочее место, сох-ранять порядок на рабочем месте; пла-нировать предстоя-щую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью. Выполнять учебно-познаватель-ные действия; работать с моде-лями; анализировать предла-гаемую информацию, сравни-вать, характеризовать и оцени-вать возможность её исполь-зования в собственной деятель-ности; планировать предстоя-щую практическую работу. Формулировать собственное мне-ние, аргументиро-вано их излагать; слушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации соб-ственной деятель-ности.

2 Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.

8


Устойчивое стремле-ние к творческому до-сугу на основе пред-метно-практических видов деятельности; установка на дальней-шее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практичес-кой деятельности. Следовать при выпол-нении работы ин-струкциям учителя или представленным в других информаци-онных источниках различных видов: учебнике, дидакти-ческом материале руководствоваться правилами при выполнении работы. Осуществлять поиск и отбирать информацию из дополнительных источников; самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответ-ствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной констру-кторской задачи или передачи художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. Заинтересованное отношение к дея-тельности своих товарищей и результатам их работы.

3 Изделия по мотивам народных образцов.

3


Осознание своих дос-тижений в области творческой преобра-зовательной предмет-но-практической деятельности; способ-ность к самооценке; уважительное отноше-ние к труду, понима-ние значения и цен-ности труда; понима-ние культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире. Устанавливать причинно-следствен-ные связи между действиями и их резу-льтатами и прогнози-ровать действия для получение необходи-мых результатов; осуществлять само-контроль выполняе-мых практических действий, корректи-ровку хода практи-ческой работы. Находить для выполнения рабо-ты информацию в материалах учебника, рабочей тетради; вы-полнять учебно-познавательные действия, находить для их объ-яснения соответствующую ре-чевую форму; анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; определенную тему. Выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации дея-тельности и сов-местной работы; в доброжелатель-ной форме коммен-тировать и оцени-вать достижения товарищей, выска-зывать им свои предложения и пожелания.

4 Обработка ткани. Изделия из ткани.

7


Воспитание чувства прекрасного, способ-ности к эстетической оценке окружающей среды обитания; устойчивое стремле-ние к творческому до-сугу на основе пред-метно-практических видов деятельности.
Самостоятельно определять творчес-кие задачи и выстра-ивать оптимальную последовательность действий для реали-зации замысла; прогнозировать ко-нечный результат и самостоятельно под-бирать средства и способы работы для его получения.
Выполнять учебно-познаватель-ные действия, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средст-ва для решения задач; выпол-нять символические действия моделирования и преобразова-ния модели, работать с моделя-ми; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, расположение, опреде-лять способы соединения деталей; планировать работу. Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.

5 Декоративно-прикладные изделия различного назначения.

7

Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Основные виды деятельности

учащихся

Формируемые умения/личные качества

(планируемые результаты обучения)

план

факт

предметные умения

универсальные

учебные действия



Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях - 9 ч. 1

Вводный урок. Правила техники безопасности.
1

Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о подготовке к уро-ку, поддержании порядка на рабо-чем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. Ознакомление с задачами, содержанием и организа-цией работы в предстоящем учебном году. Ознакомле-ние с новыми свойствами материалов и особенностя-ми их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с инфор-мацией. Ориентироваться в содержа-нии учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения. Руководство-ваться правилами при орга-низации рабочего места и выполнении работы. 2 Работа с бумагой. Оригами (рыбка). 1

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упраж-няться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы треугольник. Упражняться в изготовлении фигур на основе базовой формы. Ознакомление с технологи-ей получения квадрата нуж-ного размера из прямоуго-льного листа способом сги-бания. Ознакомление с приёмами получения прос-тых форм в оригами и изготовления разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Разви-тие тонкой моторики, вни-мания, творческого вообра-жения, мышления. Анализировать информацию в учебнике. Принимать учеб-ную задачу; понимать пред-лагаемый план действий, действовать по плану. Ана-лизировать образцы, обсуж-дать их и сравнивать. Выпол-нять работу по инструкции. Проявлять учебно-познава-тельный интерес, стремление к познавательной самосто-ятельности. Производить оценку выполненной работы. 3 Работа с бумагой. Оригами (бабочка, лягушка). 1

Рассматривать образцы изделий и композиций. Читать, слушать но-вую информацию по изучаемой теме. Упражняться в изготовле-нии различных фигур на основе базовой формы треугольник. Создавать коллективные, групп-повые или индивидуальные композиции на плоскости. Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания компо-зиции на плоскости. Воспи-тание художественного вку-са. Развитие ассоциативно-образного мышления, ком-муникативных умений. Проявлять учебно-познава-тельный интерес к самос-тоятельности. Планировать и выполнять работу и по плану. Творчески исполь-зовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку вы - полненной работы. 4 Работа с бумагой. Орнамент. 1

Читать, слушать объяснения, рас-сматривать и анализировать сим-метричные формы. Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Создавать орнамент из симметричных фигур.
Ознакомление с особеннос-тями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах при-роды. Развитие тонкой мо-торики, глазомера, вообра-жения, мышления, художес-твенного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; действовать в соответствии с ней. Творчески исполь-зовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 5

Работа с бумагой. Симметрия и асимметрия в композиции.
1

Читать, слушать информацию о симметрии как средство художес-твенной выразительности, обсуж-дать её; рассматривать образцы. Вообразить композицию - картину для сказочного героя. Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции Ознакомление с использова-нием симметрии и асиммет-рии в композиции, с их эсте-тическим смыслом. Форми-рование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи. Развитие тонкой моторики, глазомера, вооб-ражения, ассоциативно-образного мышления. Вос-питание художественного вкуса. Развитие дизайнер-ского мышления, формиро-вание предпосылок проект-ной деятельности. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. При-нимать учебную задачу; понимать смысл предлага-емой информации, действо-вать в соответствии с ним. Проявлять учебно-позна-вательный интерес, стрем-ление к познавательной самостоятельности. Внима-тельно выслушивать мнения одноклассников. Произво-дить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 6

Поворотная симметрия. Композиция с лилией. 1

Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией. Упражняться в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией. Созда-вать композицию с симметрич-ными фигурами. Ознакомление с приёмами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Проявлять интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Осущес-твлять поиск способа выпо-лнения задания. Аргумен-тировано излагать свою точку зрения. Анализировать и оценивать полученные результаты. 7 8

Аппликация из засушенных растений.
2

Читать, слушать объяснения, рас-сматривать анализировать, срав-нивать особенности формы, фак-туры, окраски природных мате-риалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости.
Ознакомление с особеннос-тями использования форм и образов природы в декора-тивно-прикладных изделии-ях. Освоение различных способов работы и создания различных видов компози-ции в зависимости от целей и декоративно-художествен-ных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомотор-ной сферы. Развитие наблю-дательности, мышления, во-ображения. Воспитание эс-тетического отношения к окружающему миру. Воспринимать и анализиро-вать информацию. Оцени-вать природные материалы с точки зрения художественно-эстетической выразитель-ности. Проектировать деко-ративно-художественную композицию на плоскости. Аргументировано излагать свою точку зрения. Творчес-ки использовать полученные знания и умения в прак-тической работе. Проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам природы. 9



Скульптуры из природных материалов. 1

Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приёмы работы. Создавать компо-зиции в объёме. Ознакомление сособеннос-тями использования форм и образов природы в объёмно-пространственных компози-циях. Освоение новых спо-собов работы. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Раз-витие наблюдательности, образного мышления, твор-ческого воображения. Вос-питание эстетического отношения к окружающему миру. Воспринимать и анализиро-вать информацию в учеб-нике. Проектировать компо-зицию в объёме; создавать в воображении выразительный художественный образ. Прогнозировать действия, необходимые для выполне-ния практической работы. Творчески использовать по-лученные знания и умения в практической работе; вопло-щать замысел в изделии. Анализировать свою работы.

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника - 8 ч. 10

Построение прямоугольника от двух прямых углов. 1

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать графичес-кую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоуголь-ника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе.
Воспринимать и анализиро-вать информацию в учебни-ке. Принимать учебную зада-чу; понимать предлагаемый план действий. Прогнозиро-вать действия с ориентацией на предполагаемый резуль-тат. Оценивать результаты работы. 11 Развёртка. Подставка для кисти. 1

Рассматривать графическую тех-ническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учи-теля об их назначении. Озна-комиться с условными обо-значениями, принятыми в прос-тейшей технической документа-ции. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычис-лительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёр-тки от двух прямых углов в соответствии с чертежом.
Ознакомление с понятием развёртки и способами получения прямоугольных развёрток объёмных пред-метов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Раз-витие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккурат-ности, точности в работе.
Воспринимать и анализиро-вать, читать технический ри-сунок, чертёж, эскиз в учеб-нике и объяснение учителя.. Строить работу в соответст-вии с инструкцией. Выпол-нять мысленную трансфор-мацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Прояв-лять интерес, догадку, стрем-ление к познавательной самостоятельности. Модели-ровать, прогнозировать дей-ствия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать резуль-таты выполненной работы. 12 Новогодняя поздравительная открытка. 1

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Подбирать материалы в соответствии с решаемой деко-ративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоу-гольных деталей и разметку деталей декора. Выполнять работу по созданию декоративной компо-зиции в заданном формате.
Закрепление приёмов пост-роения прямоугольника от двух прямых углов. Форми-рование представлений об использовании в новогодних открытках средств худо-жественной выразительнос-ти (цвета, символики обра-зов, материала). Развитие внимания, памяти, мышле-ния, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анали-зировать информацию в учебнике, учитывать её в своей работе. Прогнозиро-вать действия с ориентацией на предполагаемый резуль-тат. Соблюдая правила обще-ния, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правила-ми при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельнос-ти. 13 14

Развёртка. Коробка - упаковка для подарка. 2

Решать задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конст-руктивной и декоративно-худо-жественной задачей. Выполнять построение прямоугольных дета-лей. Подбирать детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы. Выполнять работу по изготов-лению коробочки - упаковки для подарка. Закрепление понятия «раз-вёртка», совершенствование приёмов построения прямо-угольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, вообра-жения, речи. Воспитание аккуратности, художествен-ного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосы-лок проектной деятельнос-ти. Анализировать и сравнивать образцы. Читать чертёжно-графическую документацию. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плос-кую развёртку. Проявлять интерес, догадку, стремле-ние к самостоятельности. Прогнозировать действия, необходимые для выполне-ния практичес-кой работы. Оценивать результаты выполненной работы. 15 16

Бумажная пластика. Фонарик - ёлочное украшение. 2

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выпол-нении разметки сгибанием бума-ги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать фонарик по образцу и по собственному замыслу.
Формирование приёмов об-работки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление по-нятия «развёртка», совер-шенствование приёмов пос-троения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности, внимания, воображения и пространственного мышле-ния. Развитие конструктор-ских умений, дизайнерс-кого мышления. Анализировать информацию в учебнике. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёрт-ку. Проявлять учебно-позна-вательный интерес, к познавательной самостоя-тельности. Планировать ум-ственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать полученные результаты. 17 Новые приёмы бумажной пластики. Ёлочка. 1

Рассматривать и обсуждать образ-цы изделий. Осваивать новые приёмы разметки и пластической трансформации бумаги. Упраж-няться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изде-лия в двухмерные заготовки. Из-готавливать ёлочку заданной конструкции.
Обучение новым приёмам обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художествен-но-творческих способнос-тей, эстетического восприя-тия и оценки. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия плоскую развёртку. Проявлять учеб-но-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоя-тельности. Аргументирован-но излагать свою точку зрения. Анализировать и оценивать получен-ные результаты.

Изделия по мотивам народных образцов. - 3 ч. 18 Изделия по мотивам народных образцов. Весеннее печенье «Тетёрки». 1

Ознакомление с народными тради-циями в быту, воспитание уважи-тельного отношения к ним. Рассматривать и обсуждать образ-цы. Читать и обсуждать инфор-мацию о народных традицииях и их отражении в вещах. Сочинять узор для печенья на основе тради-ционной символики. Изготавли-вать печенье по мотивам народ-ных образцов Ознакомление с новым поделочным материалом - соленым тестом, изучение его декоративно-художест-венных свойств. Обучение новым приёмам обработки материала. Развитие сенсо-моторной сферы, воображе-ния, художественно-твор-ческих способностей, эсте-тического восприятия и оценки.
Воспринимать, анализиро-вать и оценивать информа-цию в учебнике. Планиро-вать умственные и практи-ческие действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять вни-мательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. 19 Изделия по мотивам народных образцов. Кукла из ниток. 1

Рассматривать и обсуждать образ-цы. Читать, слушать и обсуждать информацию о народных тради-циях и их отражении в вещах. Осваивать новые приёмы работы. Изготавливать куклу из ниток по мотивам народных образцов.
Ознакомление с технологи-ческими и декоративно-художественными свойства-ми волокнистых материа-лов, с новыми приёмами их обработки; обучение приёму отмеривания нитей с помо-щью шаблона. Расширение культурного кругозора; воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсо-моторной сферы, воображе-ния, художественно-твор-ческих способностей, вкуса. Аргументировано излагать свою точку зрения. Прогно-зировать действия, необхо-димые для выполнения прак-тической работы. Планиро-вать умственные и прак-тические действия. Руковод-ствоваться правилами при выполнении работы. Анали-зировать и оценивать полу-ченные результаты. Прояв-лять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. 20 Игрушка по мотивам народных образцов. Игрушка-свистулька. 1

Рассматривать и обсуждать образ-цы. Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о народ-ных культурных традициях и их отражении в вещах. Изготавли-вать игрушку по мотивам народных образцов.
Обучение новым приёмам лепки из глины и пластили-на. Расширение культурно-го кругозора (знаний о народных традициях); вос-питание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсо-моторной сферы, воображе-ния, художественно-твор-ческих способностей, вкуса. Воспринимать, анализиро-вать и оценивать информа-цию в учебнике. Прогнозиро-вать действия, необходимые для выполнения практичес-кой работы. Анализировать и оценивать полученные резу-льтаты. Проявлять внима-тельное и уважительное отношение к народной культуре и традициям.

Обработка ткани. Изделия из ткани - 7 ч. 21 22 Работа с тканью. Дорожная игольница. 2

Рассматривать и обсуждать образ-цы изделия. Выполнять расчётно-измерительные операции. Выпол-нять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целе-сообразных материалов и конс-трукции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргу-ментировать свой выбор. Изготав-ливать игольницу.
Формирование представле-ний о единстве функцио-нальных и декоративных ка-честв изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка выре-зания деталей из ткани. Развитие проектных уме-ний, формирование предпо-сылок проектной деятель-ности. Развитие речи и прос-транственного мышления. Воспринимать и усваивать новую информацию. Анали-зировать и сравнивать образ-цы изделия. Понимать алг-ритм действий, выполнять работу на его основе. Прог-нозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку резуль-татов работы. 23

Работа с тканью. Салфетка с бахромой. 1

Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей, в выкраивании ткани по прямо-линейной разметке. Проявлять терпение, старательность, добро-совестное отношение, аккурат-ность, усидчивость. Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливать салфетку из ткани. Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приёма разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бах-ромы в изделиях из ткани. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание акку-ратности, усидчивости и культуры труда.
Воспринимать и усваивать новую информацию. Анали-зировать и сравнивать образ-цы изделия. Понимать алго-ритм действий, выполнять работу на его основе. Прог-нозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы.
24 25 Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой (завершение работы)
2

Рассматривать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информа-цию о взаимосвязи формы изде-лия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей, в выполнении прямых стежков и шва «вперёд иголку». Изготав-ливать салфетку из ткани с вышивкой. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание акку-ратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности.
Планировать порядок дейст-вий. Аргументировано изла-гать свою точку зрения. Проявлять терпение, старате-льность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. 26 Работа с тканью. Декоративная игольница.
1

Рассматривать, изучать, обсуж-дать образцы изделия. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняться в разметке деталей из ткани с припуском. Изготав-ливать декоративную игольницу по вариативным образцам.
Формирование представле-ний о единстве функции-ональных и декоративных качеств изделия. Закрепле-ние приёма разметки дета-лей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском. Развитие во-ображения, художественно-го вкуса, тонкой моторики, глазомера. Воспитание акку-ратности, усидчивости и культуры труда. Воспринимать и усваивать новую информацию. Анали-зировать и сравнивать образ-цы изделия. Принимать учеб-но-познавательную задачу, понимать алгоритм дейст-вий, выполнять работу на его основе. Творчески исполь-зовать приобретённые зна-ния и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результа-тов работы. 27 Шов «через край». Декоративная игольница (завершение работы)


1

Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполне-ния работы. Обсуждать и аргу-ментировать свой выбор. Упраж-няться в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край». Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образ-цам.
Формирование представле-ний о единстве функцио-нальных и декоративных качеств изделия. Развитие тонкой моторики, глазо-мера. Воспитание аккурат-ности, усидчивости и куль-туры труда. Развитие проектных умений, форми-рование предпосылок проек-тной деятельности. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Прогнози-ровать взаимосвязи предпо-лагаемых действий и резуль-татов. Творчески исполь-зовать приобретённые зна-ния и умения в собственной деятельности. Проявлять тер-пение, старательность, доб-росовестное отношение, ак-куратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Декоративно-прикладные изделия различного назначения - 7 ч. 28 29 30 Работа с различными материалами. Мозаика.
3

Читать, слушать, обсуждать информацию о мозаике как особой художественной технике и техно-логии её изготовления. Восприни-мать и усваивать новую инфор-мацию. Анализировать и сравни-вать художественные произведе-ния, образцы изделий. Рассмат-ривать образцы художественных произведений в технике мозаики. Подбирать необходимые материа-лы для работы. Изготавливать декоративно-художественную композицию в технике мозаики. Повторение и закрепление различных приёмов выкраи-вания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение сенсорного опы-та, впечатлений от предметов и явлений окружающего ми-ра. Формирование представ-лений о выразительном худо-жественном образе и воз-можных путях его создания из разных материалов. Разви-тие вариативности и гибкос-ти мышления. Развитие сен-сомоторной сферы. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслу-шивать мнение своих товари-щей. Создавать в воображе-нии образ изделия; проекти-ровать собственное произве-дение. Использовать приоб-ретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять терпение, стара-тельность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость. Оценивать результаты выполненной работы. 31 Работа с пластилином. Барельеф.
1

Читать, слушать, обсуждать ин-формацию о барельефе (горель-ефе) и технологии изготовления барельефа. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, реп-родукции и фотографии худо-жественных произведений, пред-метов окружающего мира. Изготавливать декоративную пластину - барельеф из пластилина. Ознакомление с барельефом, его декоративно-художес-твенными особенностями. Обучение технике выполне-ния барельефа. Формирова-ние представлений о сюже-тах декоративного баррель-ефа, о переработке природ-ных форм в композиции ба-рельефа. Обогащение сен-сорного опыта. Воспитание художественного вкуса. Воспринимать и усваивать новую информацию. Созда-вать в воображении вырази-тельный образ для барель-ефа, проектировать собствен-ное изделие. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Оценивать результаты выполненной работы. 32

Работа с пластилином. Ваза
1

Читать, слушать, обсуждать информацию связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и техноло-гиях изготовления декоративной вазы. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливать вазу на основе вариативных образцов и по собственному замыслу.
Формирование первоначаль-ных представлений о связи предмета со средой, о един-стве функции предмета и его внешней формы. Формирова-ние представлений о гармо-нии формы, развитие чувства формы. Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам декорирования по-верхности сосуда в соответ-ствии с его формой. Анализировать и сравнивать вазы как произведения деко-ративно-прикладного искус-ства. Планировать последо-вательность операций. Твор-чески использовать приобре-тённые знания и умения в собственной деятельности. Проявлять терпение, стара-тельность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, 33

Работа с различными материалами Книжка-календарь.
1

Читать информацию иинструкции в учебнике. Рассматривать образ-цы изделий. Читать чертежи деталей изделия. Выполнять рас-чёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать эта-пы работы над изделием. Выпол-нять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. Проверка и анализ сформи-рованности основных пред-метных и метапредметных результатов у учащихся по итогам второго года обуче-ния.
Воспринимать, анализиро-вать и отбирать необходи-мую информацию. Выпол-нять необходимые действия в соответствии с планом. Проявлять познавательную самостоятельность, настой-чивость в решении постав-ленных задач. Соблюдать культуру труда и организо-ванность. 34 Обобщающий урок. Выставка. 1

Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обме-ниваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Анализ результатов работы за учебный год. Система-тизация полученных знаний.
Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Аргументировано высказывать своё мнение, внимательно и доброжела-тельно слушать мнение товарищей и гостей выстав-ки. Производить оценку достижений.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Учебно-методическое обеспечение.


Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Пособие для обучаемых:


  • Конышева Н.М.Тетрадь с печатной основой к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса в 2 частях, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.

  • Конышева Н.М. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. «Чудесная мастерская». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.

Пособие для учителей:


  • Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям по технологии «Чудесная мастерская» для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010.

  • Конышева Н.М. Методические рекомендации «Художественно-конструкторская деятельность»- Смоленск: «Ассоциация XXI век»
  • Конышева Н.М. «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии». Книга для учителя. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010г..
  • Конышева Н.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г..

  • Конышева Н.М. Учебник «Чудесная мастерская» для 2 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011г.

Интернет-ресурсы:

  • Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  • http:Nachalka.com.
  • http:viku.rdf.ru.
  • http:rusedu.ru.
  • maro.newmail.ru
  • skazochki.narod.ru/index_flash.html
  • int-edu.ni
  • standart.edu.ru/map.aspx
  • standart.edu.ru/сatalod.


Дополнительная литература.


  1. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Москва, АcademА, 2010г.

  2. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011.
  3. Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Материал для организации творческих занятий с младшими школьниками во внеурочное время: Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010г.











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР методического объединения начальных классов _________ Волохова Г.Ю. от 27 августа 2014 года № 1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н.. ________________ (подпись) (дата)


«Рекомендовать рабочую программу к утверждению» Протокол заседания педагогического совета от 28 августа 2014 года №2



© 2010-2022