- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе «Знакомство с начальной формой глагола»
Урок русского языка в 3 классе «Знакомство с начальной формой глагола»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова Н.М. |
Дата | 26.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Знакомство с начальной формой глагола.
УМК «Гармония»
Класс: 3
Учитель: Сидорова Надежда Михайловна, I квалификационная категория
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, толковые словари, карточки для работы в парах, цветные кружочки.
Тема: Знакомство с начальной формой глагола.
(В теме «Слово и его формы» - это 3 урок (после знакомства с начальной формой существительного и начальной формой прилагательного)).
Цель: способствовать ознакомлению с начальной формой глагола.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выявлять принадлежность слова к определённой части речи.
Ставить вопросы к словам.
Выяснить, что такое начальная форма глагола.
Ставить глаголы в начальную форму (первичное освоение).
Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления.
Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, проверять написанное.
Метапредметные результаты
-
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
-
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
-
Понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
-
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
-
Умение задавать вопросы.
-
Организационный этап.
- Ребята, к нам на урок пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Глазки на меня. А сейчас пусть поздороваются ваши пальчики друг с другом.
Пальчиковая гимнастика.
а) Здравствуй, солнце золотое! (пальцы одной руки здороваются)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, (пальцы двух рук здороваются, постукивая)
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую! (стр. 20-21) (встряхиваем кисти рук)
Тихонечко садимся.
- Ребята, у вас на парте лежат цветные кружочки. Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Слайд 1: замечательное, радостное настроение - зелёный цвет
тревожное - красный цвет
грустное - коричневый цвет
-
Повторение изученного материала.
-
- Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка. И наш урок я предлагаю начать со слов американского писателя (О. Холмза).
Слайд 2. Удел знания - говорить;
Удел мудрости - слушать.
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?
- Чему оно нас учит?
(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)
-
Звуковая работа.
- Ребята, послушаем слово «слушать». Назовите все согласные звуки в этом слове. Какие звуки могут быть лишними? Почему? Какой буквой обозначаем мягкий звук «т »? Буквой «Т». Эта буква и будет сегодня хозяйкой минутки чистописания.
3) Чистописание.
1) - Правильно и красиво писать нам помогут палочки-помощницы .
- Пишем заглавную букву Т в соединении со строчной, чередуя (половина строки).
- Вспомним, какие бывают соединения?
- С какими буквами мы соединяем букву «Т» нижним соединением? Средним соединением? Верхним? Верхним с возвратом?
(Другая половина строки - соединения: нижнее, среднее, верхнее и верхнее с возвратом
2) На доске слова: т.тра.ь ..куратный слуш.ть
- Ребята, на доске слова с буквой «т». Попробуем вставить пропущенные буквы. (Объясняем). Это словарные слова, написание которых надо запомнить. Проверьте по орфографическому словарю - правильно ли мы вставили пропущенные буквы. Запишем их в тетрадь, выполняя правильно соединения, соблюдая все требования каллиграфии, выделим орфограммы.
- Кто всё выполнил - проконтролируйте своего соседа - загляните, не мешая, к нему в тетрадь - всё ли правильно он написал, отметил орфограммы - помогите ему.
- Записанные слова - какие это части речи? Что можете сказать о форме существительного? О форме прилагательного? (Они стоят в начальной форме).
- Что можете сказать про форму глагола? (Пока не знаем). Какие части речи нам не встретились?
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие во времени, и у нас, конечно, будут помощники.
Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Интервью разыгрывают дети: - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную всем частицу. - Что бы вы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре нас употребляли. - Ребята, какая часть речи отвечала на вопросы? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? (Потому что мы ещё не всё знаем о глаголе).
- Конечно, и поэтому, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать новые сведения о глаголе, научиться использовать эти сведения на уроках, учиться употреблять глаголы в речи, учиться находить глаголы в тексте, учиться изменять слова, грамотно писать…)
IV. «Открытие» учащимися новых знаний.
- - Итак, мы оправляемся в путешествие. (Слайд - смарт)
- Работа в группах.
- Поводим итоги. Что узнали? В каком словаре работали? (Словарь иностранных слов). О чём это говорит? (Слово иностранное). Латинское.
Слайд 4: - Делаем вывод: инфинитив - это неопределенная форма глагола.
- Как вы думаете, почему такое название? Как ещё можно назвать инфинитив? Начальная форма, то есть самая первая - с которой начинаются все его изменения.
- На какие вопросы отвечает? - Что делать? Что сделать?
- Возвращаемся к нашим оставшимся глаголам - можно ли их поместить в 4-ую группу? Почему?
-
Физкультминутка (под музыку).
Слайд 5, 6. Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
- Какие глаголы вы услышали? Обратите внимание - как оканчиваются глаголы - инфинитивы: на -ть, - ться.
-
Первичная проверка понимания.
-
Самостоятельная работа в парах.
- А сейчас давайте проверим, как вы поняли новый материал. На карточках найдите глаголы в неопределенной форме и подчеркните их простым карандашом. Слов немного - сколько времени вам необходимо для выполнения этого задания? (3 минуты).
- Не забываем правила работы в парах - Слайд 7.
Беречь природу - можно,
И можно не шуметь,
И можно осторожно ходить-
Не как медведь.
И можно (даже надо!)
Самим соображать,
Что можно тех, кто рядом,
Любить и уважать!(6)
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать,
Мне не надо в рот смотреть
Совесть надобно иметь! (13)
Ах, завтра старушке
Придётся опять
За мушку -летать,
За мальчишку - читать,
За кошку - мышей на охоте
Хватать,
За мышку - в норе
Под бревном хлопотать. (4)
Мила любит помогать,
Милу не за что ругать!
Мила быстро повзрослела,
Через год она умела
Как большая помогать:
Мыть посуду, подметать.
В общем, Мила молодец!
А истории - конец! (5)
Дать слово.
Пускать пыль в глаза.
Зарубить на носу.
Держать язык за зубами.
Вешать нос.
Мозолить глаза.
Наговорить с три короба. (7)
То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы.
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой
И быть везде, как дома. (6)
Играть, бежит, пришёл, держать, свистеть, нарисовали, закричать, поёт, таять, отдыхаем, бежать, увидеть. (7)
-
Проверка - устно.
- Назвать глаголы - инфинитивы.
Карточки положите в тетрадь, я проверю.
VII. Первичное закрепление. (Включение новых знаний в систему знаний).
-
- Ребята, мы уже умеем ставить в начальную форму имена существительные и прилагательные. А кто догадается - как поставить глагол в начальную форму? - Надо изменить глагол по команде вопросов: что делать? что сделать? - Проверим наши предположения по учебнику - стр.60 (сверху) - читаем правило. Слайд 8.
-
Работа у доски - упр. 162.
- Ребята, продолжим работу с глаголами, но сначала решим орфографические задачи.
Слайд 9 - по цепочке вставляем пропущенные буквы, устно объясняем орфограммы.
- Найти глаголы в начальной форме.
- Остальные глаголы выпишем и поставим их в начальную форму по команде вопросов (таблица с вопросами на доску). Обратите внимание на приставку. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её не должно быть и у глагола в неопределённой форме.
-
Рефлексия (подведение итогов занятия).
-
- Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, какова была сегодня цель урока. Что мы узнали нового о глаголе?
Слайд 10. - Продолжите предложения.
1) Я научился …
2) Я испытывал затруднения, когда …
3) Я бы хотел стать более …
4) Я могу похвалить себя за …
5) Я порадовался за …
7) Я хочу поблагодарить … за …
- Ребята, поднимите руки, кто доволен сегодня своей работой на уроке? - С каким настроением уходим с урока? (поднимаем цветные кружки) - Слайд 11.
2) Оценивание. - Я тоже довольна сегодня вашей работой. Оценки. Благодарю всех за работу на уроке.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: выписать из любой книги 10 слов-глаголов-инфинитивов.