• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

«Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 17


Аттестационная работа

практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования)

педагогического работника

Тема «Использование технологии проблемного обучения

в формировании познавательных УУД на уроках

русского языка»


Работу выполнила:

Кулагина Ирина Леонидовна

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 17 г. Бор

Нижегородской области


2015 год

1. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - «дети» удивления и любопытства);
- активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Овладение навыком решения задачи.

  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

  • Развитие личностных качеств.

  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия.

Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся "свернутым" сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).

Сравнительно - сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка". Под " универсальными учебными действиями младших школьников" мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию"

В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально - предметного содержания;

3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности. 3. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

1. К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами.

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы.

2. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) , а также составные логические операции ( построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.

В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство. Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов.

Я считаю, что решение образовательных задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии не нова. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. Познавательный интерес - явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний - всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получат начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. 4. Цель и задачи педагогической деятельности.

Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

Цель моей педагогической деятельности - формировать познавательные УУД у младших школьников. Необходимо делать процесс обучения творческим, интересным, радостным, результативным. У ребенка должны быть сформированы: умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; должны закладываться социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки. Ребенок должен научиться получать самостоятельно информацию, работать с ней, а не получать в готовом виде. Для этого в своей работе я использую технологию проблемного обучения. 5. Ведущая педагогическая идея.

Используя технологию проблемного обучения, у обучающегося развиваются мыслительные процессы, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, искать и выделять необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, тем самым в дальнейшем формируя у ребенка умение решать жизненные ситуации и проблемы. Технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ - формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

- развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения,

- обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать

нестандартные проблемы. «Умение решать жизненные ситуации и проблемы посредством использования на уроках русского языка технологии проблемного обучения».
6. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Основными целями таких уроков становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Технология проблемного обучения - форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Используются следующие методы: частично - поисковый, исследовательский, проблемное изложение.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З


Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты:

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

  • Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации - подводящий диалог («локомотив») .
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения,
подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий,
подводящих его к открытию мысли

Признаки

- мысль ученика делает скачок к неизвестному
- переживание учеником чувства риска
- возможны неожиданные ответы учеников
- прекращается с появлением нужной мысли ученика

- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
- почти не возможны неожиданные ответы учеников
- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумал­ся), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирую­щего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.



Приемы создания проблемной ситуации.

  1. Непреднамеренный: ошибка ученика.


  1. Преднамеренный: - проблемный вопрос:«Можно ли...»,
  • ложное умозаключение: учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»


  • аналогии: образуй новое слово из слов «рыбак» и «ловить», используй образец: сам летает - самолет.

- использование противоречивых сведений. «Выбери правильный ответ: Имя существительное ... а). Обозначает предмет или его признак, б). Отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», в). Обозначает предмет или явления природы, отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?». Вопросы для осознания противоречия:
  1. Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налило?
  2. Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?
  3. Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?
  4. Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?
  5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.

Использование технологии проблемного обучения на всех этапах урока русского языка. Любой урок, разработанный мной по технологии проблемного обучения,

начинается с самоопределения в деятельности (организационный момент), целью которого является включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Следующий этап это актуализация знаний. Его цель: повторить изученный материал, необходимый для изучения нового материала, и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На этом этапе я даю задания на развитие логического мышления, сравнение, анализ, синтез, нахождение закономерностей. Среди изученного материала появляется новый вид заданий, который вызывает затруднение у учеников. Обязательными этапами урока введения

нового знания являются введение и воспроизведение (проговаривание) знаний. Именно

на этом уроке ученик может пройти через все звенья научного творчества. На этапе воспроизведения знаний ученики сами, но по своему выражают в словесной форме полученные знания, развивая монологическую речь. Развёрнутое словесное определение заменяют опорным сигналом - единым зрительным образом. Затем знакомятся по учебнику с общепринятой терминологией

и схемой. На следующем этапе первичное закрепление играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух новых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседу и шёпотом самому себе. Далее обучающиеся закрепляют

полученные знания в упражнениях, где новые знания используются с ранее изученными. Целью этапа самоконтроля и самооценки является продемонстрировать, прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании. Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в начале урока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!», «У меня получается!»). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха,

способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. На уроках применения знаний и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, я использую методические приемы:

- предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с

различных позиций (например, командира, эколога, педагога);

- побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопостав-

лять факты;

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику

рассуждения);

- формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными

исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эф-

фективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от

своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности.

Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной

обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Уровни представ-

ляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого

уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником.

Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу новых знаний. Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат - вывод новых знаний на одном из уровней проблемности, что является уровнем самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.

В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление. Мною установлено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.

На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Упражнения.

Составь слово". Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой - ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове "ветер". 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове "речной". 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.

"Четвёртое лишнее".

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность,слагаемое,частное.

"Ребусы, анаграммы".

"Развиваем логику" По определению назови слово:

  • хрустящий, зелёный, пупырчатый;

  • маленькая, пугливая, компьютерная;

  • интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера:

"Закодированное слово"

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

"Какография"

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

"Альтернативные задания"

1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка - глупый мальчик

Хороший друг - Слабый мороз

Поздний вечер - Грустная старость

Короткий день - Радостная встреча

3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:

Лучше _____ правда, чем______ ложь.

_______мир лучше _______ войны.

Приведите свои примеры.

4. Если в следующих парах второе слово - синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

Грусть - тоска Ложь - вымысел

Мрак - темнота Жара - холод

Близко - рядом Работать - трудиться.

"Развивающий канон". Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1 Дикие животные.

Хитрая Л

Злой В

Косой ?

2 Род имени существительного.

Земля ?

Стол М

Окно С 8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Используя технологию проблемного обучения на уроках русского языка, у детей меняется мотив учения, появляется интерес к обучению, в частности, к урокам русского языка, желание участвовать в творческой и исследовательской работе, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности

у учащихся 1-а класса 2013-2014 уч. г.

Методика: Т.А. Нежновой «Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у учащихся первых классов».

Цель: - исследовать сформированность внутренней позиции школьника;

- исследование уровня развития умения контролировать результаты выполненного действия на основе образца.

Анализ работы Проводилась: 25 сентября (1 этап)
Число учащихся в классе 24 человека. Выполнили работу 24 человека.
Параметры Показателизадания. Критерии оценивания. Результаты Познавательные УУД. Информационное умение Умение использовать устный текст как источник информации при выполнении учебной задачи (умение определять основную и второстепенную информацию

Задание 1.

3 балла - обвели верно три картинки и других вариантов нет - 8 чел. 31 %

2 балла - обвели верно две картинки и других вариантов нет - 4 чел. 17,8 %

1 балл - обвели верно две картинки или все верные и 1 неверно -8 чел. 28,5 % 0 баллов - обведены все верные изображения и другие варианты- 7 чел. 27 % Познавательные УУД. Информационное умение. Умение выстраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок (умение структурировать информацию) Задание 2.

3 балла - составлена последовательность картинок по 3 фил-м.- 4 чел. 14,2 %

2 балла - составлена последовательность картинок по 2 фил-ам.-5 чел. 17,8 %

1 балл - составлена последовательность картинок по 1 фильму.- 7 чел. 27 %

0 баллов - задание не выполнено - 12 чел. 42,8 % Регулятивные УУД. Умение проводить итоговый контроль. Умение контролировать результат выполненного действия на основе образца
Задание 3.

3 балла - все 4 фигуры исправлены верно и других вариантов нет 2 чел. 8 %

2 балла - 3-2 фигуры исправлены верно и других вариантов нет 7 чел. 27 % 1 балл - 1 фигура исправлена верно или учащийся нашел место ошибки, отметил его, но не дорисовал 10 чел. 35,7 %

0 баллов - не справился. 9 чел. 34 %
Познавательные УУД. Логическое умение Умение устанавливать логические связи и закономерности

Задание 4.

3 балла - нарисована фигура с 3 признаками.

12 чел.42,8 %

2 балла - нарисована фигура с 2 признаками.

3 чел. 12 %

1 балл - нарисована фигура с 1 признаком 7 чел.

25 % 0 баллов - задание не выполнено. 6 чел. 23 % Познавательные УУД. Логическое умение Умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов
Задание 5. 3 балла - правильно выбраны части в трёх полосках 4 чел. 15 %

2 балла - правильно выбраны части в двух

полосках 6 чел. 23 %

1 балл - правильно выбраны части в одной

полоске 12 чел. 42,8 % 0 баллов - задание не выполнено. 6 чел. 23 %

Анализ результатов диагностики уровня познавательных УУД в 1 классе


1) Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность (познавательные УУД) Метод исследования: проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

Результаты:

2013-2014

1 «А»


Ориентация на предметную действительность

6ч. (25%)

Неустойчивая ориентация на речевую деятельность

7ч. (29%)

Ориентация на речевую действительность

11ч. (46%)

2) Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов (познавательные УУД) Метод исследования: методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка)

Субъекты исследования: обучающиеся 1 классов Результаты: 2013-2014

1 «А»

Низкий уровень

-

Средний уровень

9ч. (38%)

Высокий уровень

15 ч. (62%)


Вывод:

- из диагностики видно, что есть дети, испытывающие трудности при выполнении заданий на установление логических связей, умение использовать устный текст как источник информации при выполнении учебной задачи, умение структурировать информацию;

- включать в уроки упражнения, развивающие мыслительные процессы на уроках, во внеурочной деятельности;

- развивать слуховую и зрительную память;

- развивать самостоятельность при выполнении работы.

Анализ результатов диагностики уровня познавательных УУД во 2 классе
1) Цель: исследование уровня развития познавательных и регулятивных УУД (1 блок) Результаты:

Умение перерабатывать информацию

Преобразование учебного материала

Применение учебного материала в разных условиях

Понимание и применение учебного материала Низкий уровень

3ч. (12%)

4ч.(16%)

-

5ч. (20%)

Средний уровень

15ч.(60%)

15ч. (60%)

16ч. (64%)

14ч. (56%)

Высокий уровень

7ч. (28%)

6ч.(24%)

9ч. (36%)

6ч. (24%) 2) Цель: исследование уровня развития познавательных и регулятивных УУД (2 блок) Результаты:

Установление логических связей, закономерности

Сравнительный анализ и обобщение

Уровень развития саморегуляции

Концентрация внимания Низкий уровень

3ч.(12%)

3ч.(12%)

3ч.(12%)

7ч.(28%)

Средний уровень

15ч.(60%)

11ч.(44%)

16ч.(64%)

15ч.(60%)

Высокий уровень

7ч.(28%)

11ч.(44%)

6ч.(24%)

3ч.(12%) Эти же показатели отслеживались и в конце 1 класса. Результаты диагностики за 2 года представлены на следующей диаграмме. «Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе


Умение перерабатывать

информацию

Преобразовывать учебный материал

Применять учебный материал в разных условиях


«Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе«Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе Выводы: 1.У большинства учащихся познавательные универсальные учебные действия сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

2. Из диаграммы видно, что высокий уровень наблюдается в области применения учебного материала в разных условиях. Чуть хуже обстоит дело с установлением логических связей, закономерностей и умением перерабатывать информацию.

3. Результаты по всем показателям во 2 классе улучшились. Это говорит о результативной работе на уроках и во внеучебной деятельности. В дальнейшем работа по развитию формирования универсальных учебных действий будет продолжена.


Исследование уровня сформированности орфографической грамотности у учащихся.


На констатирующем этапе (1 класс - апрель) было проведение теста, направленного на определение уровня сформированности орфографической грамотности учащихся. Для того чтобы узнать, как ученики усвоили правила, знают ли они те или иные орфограммы был проведен предварительный тест. 1. Зачеркни неверную букву. (Цель: проверить умение правописания звонких и глухих согласных). 2. Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке слева знак «+»; если мягкий знак разделительный, то знак « − ». (Цель: проверить умение правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ь) 3. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы. (Цель: проверить умение правописания жи - ши, ча - ща, чу - щу). 4. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово. (Цель: проверить умение правописания слов с безударной гласной и умение подбирать проверочное слово). 5. Если слово пишется с заглавной буквы, поставьте знак «+». (Цель: проверить знание, какие слова пишутся с заглавной буквы). 6. Рядом с предлогом поставьте знак «+». (Цель: проверить написание слов с предлогом). 7. Впиши по порядку в пустые клетки, пропущенные в словах буквы. (Цель проверить умение писать словарные слова).

Эти задания оцениваются по трех бальной шкале. 3 балла - правильно выполнено задание; 2 балла - допущена одна ошибка; 1 балл - допущено две ошибки» 0 баллов - не приступил к выполнению задания, задание не выполнено, три ошибки.
Данный тест, изменённый в соответствии с программными требованиями к уровню знаний учащихся, проводился ещё раз (2 класс - декабрь). Сравнительные результаты можно отследить по таблице.

1 класс (апрель)

2 класс (декабрь) высокий

3ч.(12%)

6ч.(24%) средний

11ч.(46%)

13ч.(52%) низкий

10ч.(42%)

6ч.(24%)

«Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе


По таблице и диаграмме видно, что значительно увеличился процент детей, имеющих высокий уровень орфографической зоркости, и уменьшился процент детей с низким показателем сформированности орфографической грамотности.

Использование технологии проблемного обучения, приёмов по формированию умений орфографического самоконтроля, своевременно проведённоая диагностика и коррекциия по устранению выявленных способствовали повышению уровня орфографической грамотности.

Технология проблемного обучения является результативной: обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

здоровьесберегающей: познавательной мотивации и «открытия» знаний; позволяет снижать нервно- психические нагрузки учащихся за счет стимуляции общепедагогической: реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Данный опыт работы показывает положительную динамику развития интеллекта младших школьников посредством применения проблемных ситуаций на уроках русского языка.






9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника. Материал, представленный в работе, можно использовать учителям начальных классов и не только на уроках русского языка, но и на других предметах.

Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. А чтобы этого добиться, нужно обдуманно подходить к каждому этапу на уроке, продумывать задания так, чтобы дети смогли самостоятельно или с помощью учителя получить новое знание, и чтобы оно не прошло мимо, а зафиксировалось в его сознании.

Сложности про использовании данной технологии могут быть у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально - волевым развитием.

Свой опыт я транслирую на заседаниях МО учителей начальных классов, на открытых уроках, а также в сети Интернет на сайте Социальной сети работников образования «Наша сеть»(nsportal.ru). Ссылка на мой сайт: nsportal.ru/kulagina-irina-leonidovna. Публикации в сетевом образовательном сообществе «Открытый класс».

10. Литература.
1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.

3. Мельникова Е.Л. - Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., 2002.

4. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.

5. «Начальная школа» №12-2010г., Л.С.Саломатина «Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования», с. 14-22.

6. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград:Учитель, 2011г.

7. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. № 6. - С. 25.

8. Педагогические технологии : учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.

© 2010-2022