Дополнительная образовательная программа Гномики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Данная программа составлена с учётом федеральных требований к программам дополнительного образования, на основе существующей типовой программы «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет» М. Д. Маханевой.
Направленность программы «Гномики» социально-педагогическая, вид деятельности - развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Новизна данной программы: Новизна программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией, публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка. Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данной программы: Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
. Педагогическая целесообразность данной программы: Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Образовательная деятельность по дополнительной программе «Мир театрального искусства» направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Дополнительная образовательная программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Цель программы: Формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи данной программы:
Образовательные:
  • познакомить с историей театра, дать основу знаний о театре как виде искусства;
  • познакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • научать правильному управлению речевым аппаратом;
  • научить работать с текстовым сценическим материалом, с условными предметами.

Развивающие:
  • развивать творческие способности средствами театра;
  • развивать эмоциональную сферу воспитанников, воображение, восприятие, эстетические чувства.

Воспитательные:
  • воспитывать умение аргументировать свою позицию;
  • воспитывать у детей художественный вкус;
  • формировать положительную самооценку, уверенность в себе, лидерские качества;
  • формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.

Отличительной особенностью программы «Основы актерского мастерства» от уже существующих программ является то, что программа направлена на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства. Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход в воспитании дошкольников. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики. Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение. Ожидаемые результаты: Формирование у детей интереса к театральному искусству, потребности обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
Срок реализации программы: 1 год Программа состоит из 4-х разделов: «Художественно - речевая деятельность», «Театрально - игровая деятельность», «Музыкальная деятельность», «Творческая деятельность».
Возраст обучающихся: 6 лет.

Формы и режим занятий
Занятия проходят следующим образом: групповые два раза в неделю по 2 часа, с перерывом между занятиями 10 минут. Количество детей в группе 8-10 человек.











Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.




Ожидаемые результаты

Способы их определения Освоение элементов сценического действия, владение навыками общения, проявление артистической смелости.

Актерский тренинг. Умение анализировать и корректировать сценическое поведение, создавать рабочую атмосферу.

Коллективные и самостоятельные творческие работы. Владея навыками актерского мастерства, взаимодействия с партнером учится определять сквозное действие и сверхзадачу роли.

Открытое занятие. Воспитание умения работать над ролью.

Программа этюдов. Взаимодействие со зрительным залом.

Концертные номера.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы



Период

Какие знания, умения, навыки контролируются.

Формы проведения контроля октябрь Культура речи. Речевой практикум. ноябрь Артистическая смелость. Концерт. декабрь Театр как вид искусства. Выступление. февраль Упражнения на освоение элементов актерского мастерства. Выступление. апрель Умение работать в коллективе. Выступление. май Умение и навык органического действия в условиях вымысла.

Спектакль.







Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом.

2

1

1

2

Художественно-речевая деятельность.

14

4

10

3

Театрально-игровая деятельность.

14

4

10

4

Музыкальная деятельность.

36

6

30

5

Творческая деятельность.

62

10

52

6

Итоговое занятие.

2

-

2


Всего:

130

27

103



Содержание

Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.)

Теория: Введение в программу. Т.Б.


Тема 2. Художественно-речевая деятельность. (14 ч.) (Культура речевого общения, диалогическая и монологическая речь. Работа над выразительностью речи, над дикцией. Правильное произношение звуков.)

Теория: Дать представление о театре. Скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит», «В Луку Клим луком кинул». (2 ч.) Познакомить с профессиями режиссер, актёр, композитор… Этюды «Цветок», «Встреча с другом» на выражение радости, удовольствия «Психогимнастика». (2 ч.)
Практика: Чтение сказки «Колобок на новый лад», разбор характера персонажей, беседа по картинкам к сказке «».(2 ч.) Слушание музыки к сказке «Колобок на новый лад». Этюды «Цветок» - удовольствие, «Золушка» - печаль («Психогимнастика»). (2 ч.) Скороговорки «От топота копыт», «В Луку…», разучивать стихотворные тексты (общие места). Обсуждение сюжета и героев сказки «Колобок на новый лад». (2 ч.) Скороговорки «От топота копыт», «В Луку…», разучивать стихотворные тексты (общие места). Обсуждение сюжета и героев сказки «Колобок на новый лад». (2 ч.) Упражнение на правильное произношение согласных и гласных звуков («Синтез искусств»). Разыгрывание диалогов персонажей по сказке «Колобок на новый лад». (2 ч.)
Тема 3. Театрально-игровая деятельность. (14 ч.) (Театр как вид искусства. Эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движения. Импровизация.)
Теория: Познакомить с особенностями театрального искусства, его отличия от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы). (2 ч.) Мимика и эмоции. Знакомство с богатством человеческих эмоций, способами их выражения. (2 ч.)
Практика: Определение мимики. Мимические упражнения. (2 ч.) Скороговорка «Маланья болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Упражнения на произношение звуков. (2 ч.) Тренинг воображения. Варианты упражнений. Этюды «Круглые глаза» - удивление, «Чунга - чанга» - радость. (2 ч.) Познакомить с танцем «Хоровод». Продолжать импровизировать движения персонажей. (2 ч.) Закрепление понятий «мимика», «жест». Разучивание сцены «Маша ищет Ваню». Начать разучивать диалоги по сказке «Колобок на новый лад».(2 ч.)

Тема 4. Музыкальная деятельность. (36 ч.) (Эмоциональные представления детей. Певческие навыки детей. Передача в движении музыкальных образов.)
Теория: Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник. Закрепление движений под музыку. (2 ч.) Знакомство с понятием «пантомима» «Кошка играет». (2 ч.) Знакомство с различными голосовыми характеристиками. (2 ч.)
Практика: Разучивание движений под музыку (фонограмму) к сказке «Колобок на новый лад». Упражнение на правильное происхождение звуков. (2 ч.) Этюд «Чунга-чанга» - радость. Повторение текста. (2 ч.) Скороговорка «Маланья болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Упражнения на произношение звуков разучивание диалогов. (2 ч.) Этюды «Северный полюс»- страдание, «Цветок» - удовольствие. Работа с текстом.(2 ч.) Выразительные средства: мимика, жест». Разучивание сцен. (2 ч.) Работа над выразительным чтением стихотворений. (2 ч.)

Работа над выразительным чтением стихотворений. Этюды «Старый гриб», «Гадкий утенок» - презрение, отвращение. (2 ч.) Работа мышц, принимающих участие в образовании членораздельной речи и дыхания. (2 ч.) Отработка упражнений лицевой гимнастики. Обыгрывание действий персонажей сказки. (2 ч.) Понятия «осанка», « походка». Приёмы выработки правильной осанки и походки. (2 ч.) Значение жестов в сценическом движении. Тренировка выразительных жестов. (2 ч.) Развитие чувства ритма. Варианты упражнений.(2 ч.) Варианты упражнений на развитие чувства ритма. (2 ч.) Развитие воображения и фантазии методом погружения в музыку. (2 ч.)

Творческие задания развитие воображения и фантазии методом погружения в музыку. (2 ч.)
Тема 5. Творческая деятельность. (35 ч.) (Импровизационные возможности. Создание образов различных персонажей. Выбор выразительных средств для передачи образа.)
Теория: Значение актерского мастерства. Этюды на развитие внимания, наблюдательности. (2 ч.) Развитие одного из главных элементов актерского мастерства - общение. (2 ч.) Роль и значение грима в создании художественного образа. (2 ч.) Техника гримирования. (2 ч.) Гигиена грима. (2 ч.)
Практика: Развитие выразительного общения путем мимики, жеста, пластики.(2 ч.) Упражнения на развитие выразительного общения путем мимики. Танцевальные импровизации, этюды «Разъяренная медведица» - гнев, Старый гриб» - печаль. (2 ч.) Пересказ сюжета по ролям, скороговорки. Упражнение на отработку звуков.(2 ч.) Упражнения на развитие выразительного общения путем жестов и пластики.(2ч.) Развитие умения строить диалоги между героями. Этюды «Чунга-чанга» - радость, «Момент отчаяния» - страх. (2 ч.)

Этюды как метод освоения актерского мастерства. «Чуня просит прощения» - стыд. (2 ч.) Репетиционная деятельность. (2 ч.) Различные виды этюдов. «Капитан», «Внимательный мальчик», танцевальные импровизации «Танец звездочек», «Няньки и малыш». (2 ч.) Разучивание текста, повторение знакомых скороговорок, упражнение на произношение звуков. Обыгрывание действий персонажей сказки. (2 ч.) Стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». («Психогимнастика»). (2 ч.)

Скороговорка «Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пяток лопат». Стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». (2 ч.) Этюды «Внимательный мальчик», «Страшный зверь». (2 ч.) Репетиционная деятельность. (2 ч.) Упражнения на развитие актерского мастерства. Привлечение внимания партнера. (2 ч.) Упражнения на развитие актерского мастерства. Привлечение внимания партнера. (2 ч.) Разучивание стихотворных диалогов. (2 ч.) Разучивание стихотворных диалогов. (2 ч.)

Упражнения на развитие актерского мастерства. Этюд «Притвора». (2 ч.) Разучивание стихотворного текста. (2 ч.) Развитие воображения. (2 ч.) Разучивание текста с использованием движения и жеста. (2 ч.) Разучивание текста с использованием движения и жеста. (2 ч.) Развитие одного из элементов актерского мастерства - внимания и наблюдательности. (2 ч.) Подготовка сценических костюмов. (2 ч.) Репетиционная деятельность. (2 ч.) Работа с фонограммами. (2 ч.)

Тема 6. Итоговое занятие. (2 ч.) Практика: Детский спектакль.











Методическое обеспечение программы


Первое направление Упражнения и тренинги. Второе направление Практические занятия по актерскому мастерству (самостоятельные этюды и коллективные творческие работы). Третье направление Сценическое движение. Изучение специальных упражнений, в основе которых бы была ритмика, пластика, мимика, постановка танцевальных номеров, сценических боев, элементы акробатики. Педагог составляет карточку «Сценическое движение», где делает пометки, какие сценические движения в группе получаются, а какие нет. Необходимо описывать методику выполнения упражнений для выхода на сцену. Четвертое направление Концертные программы. Участие в концертных программах детей и педагога. Постановка концертных программ.

Педагог собирает и систематизирует сценарии концертных программ, атрибуты проведения и подготовки к ним, создает картотеку концертных программ. В работе по программе необходимо использовать фильмотеку и разнообразный дидактический материал.




Техническое оснащение занятий


Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы, стулья, шкаф для реквизита, костюмерная, сцена.
Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:

  • кубы,
  • ширмы,
  • стулья для рабочего полукруга,
  • ковер,
  • аудио- и видеоаппаратура,
  • театральный реквизит.

Форма одежды воспитанников - спортивная, обувь мягкая, удобная.



«Дидактический материал»

  • видеоматериалы «Театральная классика»;
  • картотека этюдов;
  • афиши, программы;
  • реквизит;
  • CD-диски;
  • репродукции картин русских и зарубежных художников 17 - 21 веков.



Методические рекомендации
Выпустите газету о жизни театральной мастерской. А в группе сделайте «Окна Роста». Воспользуйтесь таким методом для популяризации творчества своего объединения.




ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога:

1. «Фольклор - музыка - театр» ред. С. И.Мерзляковой, М., ГИЦ «Владос» 1999 г. 2. «Синтез искусств» О.А.Куревина, Линка - пресс, Москва 2003г. 3. «Психогимнастика» М.И.Чистякова, М., Просвещение, Владос 1995г. 4. «Музыкальный букварь» Ветлугиной М., Просвещение, 1983г. 5. «Музыкальный руководитель» № 3 2006 г. 6. Культура сценической речи (сборник), М., ВТО, 1979. 7. Учебно-воспитательная работа в самостоятельном театре, М., ВНМЦ, 1985. 8. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского, М., «Искусство», 1968. Литература для детей:

  1. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 5-6 лет.
    Автор: Анатолий Щеткин. Издательство: Мозайка-синтез. Серия: Библиотека воспитателя. Год издания: 2008г.

11


© 2010-2022