- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова С.Б. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Михайлова д. Николаевка
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
. Директор школы_______Зотов И.В.
1 сентября 2015
Программа работы
с высокомотивированными учащимися
3 А класса МОБУ СОШ д. Николаевка
Соколовой Светланы Борисовны
на 2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
В МОБУ СОШ д. Николаевка выявление одаренных и высокомотивированных детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребёнка. Работа с одаренными в разных областях и высокомотивированными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы работы педагога с одаренными и высокомотивированными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели работы с одаренными и высокомотивированными детьми
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи:
- выявление одаренных высокомотивированных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным высокомотивированным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных и высокомотивированных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Основные направления реализации программы
Обучение в начальных классах - это первый этап реализации работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными и высокомотивированными детьми:
- методическое обеспечение работы с одарёнными и высокомотивированными детьми:
- мероприятия по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми:
Направления деятельности:
- организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными и высокомотивированными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного и республиканскогоуровня; - проведение массовых мероприятий внутри объединения; - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
Стратегия работы с одаренными и высокомотивированными детьми I этап - аналитический - при выявлении одаренных и высокомотивированных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
II этап - диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Условия успешной работы с одаренными и высокомотивированными учащимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
Формы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися
-
школьное научное общество «Сова»;
-
объединения дополнительного образования;
-
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-
факультативы;
-
кружки по интересам;
-
конкурсы и конференции;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса - организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и районной олимпиадах по разным предметам.
План работы с высокомотивированными учениками 3А класса
на 2015 - 2016 учебный год
Цель: уделять особое внимание психолого - педагогической поддержке высоко мотивированных детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно - методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно - коммуникативная адаптация);
- помощь высоко мотивированных детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
№
Вид работы
Сроки
1. Планирование работы с высоко мотивированными детьми на 2015-2016 учебный год.
начало сентября
2. Участие в конкурсе сочинений «Пою мою Республику»
октябрь
3. Подготовка к проведению школьного этапа олимпиады по русскому языку, математике, башкирскому языку и окружающему миру.
октябрь
4. Участие в фотоконкурсах «Вспоминая лето», «Моя любимая Республика»
октябрь
5. Проведение школьного этапа олимпиады: - русский язык - математика - окружающий мир - башкирский язык Подведение итогов школьного этапа олимпиады.
октябрь
6. Участие в районном конкурсе «Храм моей души!»
октябрь
7. Подготовка к проведению конкурса « Русский Медвежонок», сбор данных для участия. Проведение конкурса « Русский Медвежонок».
до 13 ноября
13 ноября
8. Участие в конкурсе «КИТ»
25 ноября
9. Подготовка к проведению конкурса «Кубок Гагарина», сбор данных для участия. Проведение конкурса « Кубок Гагарина».
до 1 декабря
1 декабря
10. Подготовка к конкурсу «КРИТ»
Участие в конкурсе «КРИТ»
декабрь
январь
11. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады школьников среди 3-х классов
до 5 декабря
12. Подготовка к проведению конкурса « Кенгуру», сбор данных для участия. Проведение конкурса « Кенгуру».
до 10 марта
15 марта
13. Подготовка работ к МАН и Конкурсу исследовательских работ
Апрель-сентябрь
14. Анализ проделанной работы
май
Учитель: ___________ Соколова С.Б.