Разработка урока русского языка Сложные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову. Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!» Прочитайте девиз. Значение какого слова вам не понятно? Как вы понимаете этот призыв? По интонации какое это предложение? (восклицательное) По цели высказывания? (побудительное) К чему нас побуждает? (к действию) Вспомните над каким разделом мы работаем. (СЛОВО) Подберите слова с корнем -ход- Разработка урока русского языка Сложные слова (3 класс) В какую группу можно определить все эти слова? (Однокоренные) Докажите свой выбор. Загадка

Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. Запишите только отгадку. (Снег) А теперь попробуйте соединить снег и ход в одно слово. Учитель предлагает свое слово - СНЕГОХОД Найдите корень Разработка урока русского языка Сложные слова (3 класс) Выявление места и причины затруднения Какое слово разбирали? Как вы рассуждали? Является ли слово снегоход однокоренным к слову снег? А к слову ходить? Где возникло затруднение? Так какая тема нашего урока? Я предлагаю вам план исследования



План исследования

  1. Как образуются сложные слова?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую роль играют сложные слова в речи?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Применение знаний на практике.

Изучение нового материала. 1) Исследование №1. Образование сложных слов. - Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?) - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей) - А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение) - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) На доске появляется запись: -нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам- - Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) - Что здесь лишнее? (Варит - это не часть слова, а целое слово) - Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) -Давайте выполним это задание (дети работают в парах). -Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит) -Попробуйте сложить два корня нос и рог. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) - Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы) -Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) -Как вы получили сложное слово самовар? (Мы сложили основы) -Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах. -Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) - Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам. - Выделите в словах самовар и носорог корни. (сам, вар, нос, рог ) - Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная) - Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. -Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит) Запишите слова выделив в них корни. Какие соединительные гласные в этих словах? (е, о) - Итак, отметим это в «Листе исследований» Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи. -Прочтите следующий пункт нашего плана. (Какую роль играют сложные слова в речи?) Давайте прочитаем предложения. Человек, который любит ловить рыбу, сидит на берегу. Сегодня мы наблюдаем выпадение большого количества снега. - Как можно сделать эти предложения более короткими. -Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (слово рыболов) -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание) - Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований». Формулировка правила. -Давайте обобщим всё, что мы узнали. -Итак, что же такое сложные слова? Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа

Карточка

Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз

Проверка эталон на доске Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся ) -А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки. На первой карточке задание более трудное, а на второй - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания. Карточка 1.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец: Тот, кто возит воду, - водовоз.

Аппарат, который сам летает по воздуху
Аппарат, который всасывает пыль
Корабль, который раскалывает лед Аппарат, который превращает мясо в фарш
Аппарат, который может везде пройти
Поток воды, который падает с большой высоты

Карточка 2. Записать сложные слова. Подчеркнуть соединительную букву. Гололед, ледоход, мореход, хлебопечь, землемер, пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.

Итог урока. -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?





© 2010-2022