Поделитесь с коллегами:
КУ Сумская специализированная школа І cтупени № 30,
г. Сумы, Сумской области
Дерево - яркий представитель растительного мира
Разработка урока по окружающему миру научно-педагогического проекта «Росток». 3 класс
Диденко
Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
учитель-методист
Сумы - 2013 г. Тема. Дерево - яркий представитель растительного мира (слайд №1). Цель. Ознакомить учащихся с понятиями «дерево», «куст», «трава»; развивать умение отличать тип растений; сравнивать, наблюдать; раскрыть смысл функций органов дерева; расширить круг познаний по данной теме; воспитывать любознательность; познавательный интерес, стремление к самовыражению и самореализации в познавательной деятельности. Воспитывать любовь к природе, желание беречь растительный мир. Оборудование: мультимедийный проектор, веточки ивы для лабораторных исследований; таблица «Органы растений»; презентация «Дерево - яркий представитель растительного мира».
ХОД УРОКА І. Организационный момент. Девиз урока: Наша задача - природу познать, Тайны разведать и разгадать.(слайд № 2)
II. Актуализация опорных знаний.
- Отчет «синоптика».
- Расскажи, как связаны весной живая и неживая природа. (слайд № 3)
Солнце t облака воздух Животные растения птицы Насекомые - Послушаем ваши размышления об охране растений (с. 38).
- Сообщение о растениях из Красной книги Украины, редких растениях. (сон-трава, подснежник, горицвет, ландыш …)
- Проблемная ситуация.
- К какой группе растений отнесете редкие весенние растения (травы)? (слайд № 4) III. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы детально рассмотрим еще одну группу растений. Отгадайте. «Много рук, а нога одна» (дерево) (слайд № 5) - Мы должны ответить на вопросы к концу урока: - Почему деревья - легкие планеты?
- Почему деревья - украшение планеты?
- Почему дерево - кормилец? (слайд № 6)
IV. Изучение нового материала. - Рассказ учителя с элементами беседы.
- В природе существует много видов растений. Все они очень разные: маленькие и большие, толстые и тонкие, колючие и гладкие, низкие и высокие. Но есть у них что-то общее. А что? (слайд № 7) Корень растения. Он находится в грунте. Он питает все растение полезными веществами: водой, солями, которые берет из почвы. А также удерживает дерево. Стебель дерева. Он деревянистый, один, по нему полезные вещества движутся к ветвям, листьям. Листья дерева. В них под действием солнечной энергии образуется сахар и крахмал. Эти вещества образуются из воды и углекислого газа, который листья берут из воздуха. Эту тайну разгадал русский ученый К.Тимирязев. (слайд № 8) Часть сахара и крахмала дерево использует для роста, а неиспользованную часть накапливает в стеблях, листьях, плодах. Днем на свету в листьях растений образуется кислород, который выделяется в воздух. С помощью этого газа дышит все живое на планете. Ночью же деревья сами «дышат» кислородом, а выделяют в воздух углекислый газ. Цветы. У каждого дерева они разные по форме и величине. Они привлекают к себе насекомых, чтобы опылить цветок. (слайды) Плоды. Опыленный цветок превращается в плод, а в нем образуются семена. С помощью семян растения размножаются. V. Закрепление изученного. 1. Работа в «парах». Лабораторная работа № 2 с. 66, ч. III. - Рассмотрите веточки ивы из разных посудин. Убедитесь, что стебель «транспортирует» полезные вещества от корня к кроне дерева. Выводы запишите. 2. Работа над статьей «Доброе дерево» с. 71-73. - За что люди должны благодарить деревья? - Докажите, что дерево часть живой природы. VI. Итог урока. - Прием «Синквейн» (слайд).По алгоритму «Синквейна» расскажите о деревьях.
- Дерево- тип растений; - Дерево - зеленое, доброе; - Дерево - дышит, размножается, питается; - Дерево - «легкие» планеты; хранитель воды; - «Дерево стоит в центре мира» - верили древние славяне. 2. Ответы на вопросы. (слайд № 6) VII. Домашнее задание. С. 71-74 - прочитайте статью и составьте по 3 вопроса. (слайд)