Урок обучения грамоте на тему Звук [ж], буква Ж ж (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения


Целевой блок

Тема

Звуки [ж], буквы Ж,ж

Цель


Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж ], буквой Ж,ж; развития памяти, речи, логического мышления.

Планируемые результаты Предметные: познакомить учащихся с новым звуком , буквой Ж,ж; формировать умение бегло, осознанно и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты; формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач. Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса. Метапредметные: (Регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;уметь высказывать своё мнение, уметь исправлять результаты своих действий.. (Коммуникативные УУД): уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им учиться работать в паре, группе; уметь принимать решение, брать ответственность за свои решения. (Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить с буквой Ж и звуком [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно - логическое, наглядно - образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:


  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

Л.Ф.Климанова. Азбука. Ч. 2

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Зрительный образ буквы, выделение звука в слове, введение понятия «согласный звук», твёрдость и мягкость согласного звука, глухие и звонкие согласные звуки, парные согласные

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Письмо. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

(Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.)

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! (Проверяю готовность к уроку)

Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)


II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи…

Речь бывает…(устная и письменная)

Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)

Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)

Звуки мы…(слышим и произносим)

Буквы мы…(читаем и пишем)

Звуки бывают…(гласные и согласные)

- Когда мы произносим гласные воздух…

- Когда мы произносим согласные воздух …

- Согласные бывают…
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. 1)Побуждающий диалог.

- К нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто она.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

(Дюймовочка)

- Кто принес на лесную полянку Дюймовочку? (жук).

- У нас на доске 3 жука: красный, синий, зеленый.

- Оставим пока всех на доске.

«Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …» (жираф)

«В тине живет, комаров жует, старуха - баба, бородавчатая …» (жаба)

- Назовите первые звуки в этих словах.

- Жираф.

- Жаба

- Жук. 2) Создание проблемной ситуации.

Регулятивные:- планировать, определять последовательность действий;

- Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

(На доске - восклицательный знак)

- Давайте решать эту проблему. 3) Подведение к формулированию темы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

-Знакомы ли мы с таким звуком?

- Сформулируйте тему урока: Звук [ж], буква Ж.

- Давайте расскажем Дюймовочке, какую задачу поставим перед собой? Чему вы должны научиться на уроке?

(Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой)

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


IY. «Открытие» новых знаний. 1) Знакомство с новым звуком. Работа в группах.

Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения;- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические:- выбор оснований и критериев для сравнения.
- А сейчас нам предстоит исследовать звук [ж] . Для этого поработаем в группе. -Вспомним правила работы в группе. - Выберите нужную дорожку и обведите цветным карандашом.

- Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

- Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

- Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка. (!)

- Значит, какой же жук перенес Дюймовочку на полянку? (синий) 2) Знакомство с печатной буквой ж. - Звук [ж] на письме обозначается буквой … Ж,ж. (человечек)

  • показ печатной буквы ж.
-Почему их две? -Что напоминает вам эта буква?
  • рисунок «На что похожа буква ж?»

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!(С.Маршак)

V. Первичное закрепление. 1) Печатание в тетрадях. 2) Работа в парах. (правила работы зачитать) -Составьте из бусин звук.- схемы к слову: ЖУК ЖИРАФ ЖАБА Физминутка.

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный - похлопаем ему, а если нет - потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]? (согл, всегда твёрд, звонк.)


3) Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

- Прочитайте слоги с буквой ж. Слайд 1

Жа жо жу жы жи

- Когда читали слоги, вы не заметили совпадений?

-Да, мы произносили слог жы когда прочитывали и с Ы и с И.

- А нужны ли две разные гласные буквы для обозначения одного и того же слога?

- Наверное нет.

- Давайте выберем одну из них.

- Произнесите ещё раз Ж с гласными И, Ы и сделайте выбор.

- Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге ЖИ этого не происходит, звук Ж всё равно твёрдый. Значит, буква Ы не нужна букве Ж.

- Звук Ж - всегда твёрдый. Какую же гласную мы никогда не напишем в слиянии ЖИ?

Вывод: ЖИ пиши с буквой И. Слайд 2 VI. Работа по учебнику.

Цель: применение нового знания.

1) Чтение слов. Слайд 3
Жук по-стро-ил Жаба при-ска-ка-ла Жил по-смо-тре-ла 2) Чтение текста.

Познавательные: общеучебные:-формировать смысловое чтение;- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. Стр. 14 - Про кого говорится в рассказе? - Что себе построил жук? - Почему он бросил домик? - Кто поселился в домике? - Почему жабе там понравилось? VII. Дидактическое упражнение. Стр. 20

- Соотнесите звуковые схемы с картинками. Что вы заметили? - Вспомните, как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы) VIII. Закрепление знаний. Работа по диску.

Диагностика результатов урока

(итог урока) IX. Рефлексия деятельности ( Итог урока)

Регулятивные:-оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

- Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. На каком жуке она полетит теперь?

- У вас на парте лежит буква Ж

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, закрашиваем букву синим цветом, а если было трудно - красным.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

- Спасибо вам за урок.


© 2010-2022