Урок по русскому языкуСоставление текста официально-делового стиля (автобиография)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Осиновая Речка Солдаткина Татьяна Николаевна

Тема: Р/р Составление текста официально-делового стиля (автобиография)


Тип урока: урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения, умениями гибкого чтения (менять стратегию и приёмы чтения в зависимости от вида чтения), сравнивать, делать обобщения и выводы.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить связное монологическое высказывание, выступать с сообщениями перед сверстниками, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

5ЛР: анализировать тексты автобиографий разного стиля (официально-делового, разговорного, художественного), обнаруживать в них признаки стиля и их языковые черты, создавать собственные тексты - автобиографии.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Проверка решения жизненной задачи.


Представление схем-опор для текстов официально-делового стиля.

Коллективное обсуждение.

Затем несколько учеников читают свои тексты заявлений для поступления в школу, клуб и т.д. (упр 554)Слушающие ученики называют признаки официально-делового стиля в текстах заявлений с опорой на схемы на доске.

Взаимопроверка составленных дома заявлений. Затем учитель проводит собственный контроль (вместе с последующей работой над жизненной задачей).



Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

III. Формулирование темы урока.


- Назовите виды текстов официально-делового стиля.

Сравните с данными в таблице после упр. 557.

- А знаете ли вы, что такое протокол? На вас когда-нибудь составляли протокол? А автобиографию вы писали? Но вы, конечно же слышали такое понятие, как автобиографическое произведение?

- Предположите, какой будет тема урока.

- Проверьте свои предположения, обратившись к упр. 555.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

IV. Углубление изученного, развитие коммуникативных умений и умений читательской деятельности.


1. Просмотровое чтение текстов упр. 555.

- Сколько текстов предлагается для знакомства с новым жанром -

автобиографией?

- Обратите внимание на названия: Автобиография и О себе.

- Об одном и том же или о разном в текстах будет идти речь? А в чём может быть разница между текстами? (Автобиография - в официальном стиле, О себе - в разговорном.)

- Обратите внимание на рисунки, сопровождающие автобиографии. Попробуйте предположить, о чём в текстах может идти речь.

2. Изучающее чтение текстов упр. 555.

а) Самостоятельная исследовательская работа в группах по плану (план роздан ученикам на группу).

- Кто пишет эту автобиографию и зачем?

- Что в ней сообщается?

- В каком стиле она написана? Своё мнение обоснуйте.

- Какие языковые особенности стиля вы отметили?

б) Подготовить небольшое сообщение-характеристику текста-автобиографии. Начать можно так: Автобиография - это …

В конце сделайте обобщающий вывод. Методическая справка.

1-й текст: официально-деловой стиль (сухой, строгий язык, большое количество дат и цифр, книжные слова (отец, мать, в настоящее время), сложные предложения (придаточное определительное).

2-й текст: разговорный стиль (простота, ясность, эмоциональность, нейтральные и разговорные слова и обороты (дядья, очумел, озорные, приняли радушно, капал пот, тянет всё больше), описание незначительных деталей, ярких картин детства, малое количество дат, простые и сложные предложения).

3-й текст: художественный (увлекательный рассказ, разговорные и книжные слова (стукнуло, таращила и исполнилось, зачислен), образный язык (вечерело, удивительным светом горело небо, загоралась иная жизнь), уменьшительно-ласкательные слова (собачонка, сестрёнка), простые и сложные предложения, восклицательные предложения).

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Взаимодействовать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения.

4. Слушать и слышать других.


V. Жизненная задача.



Ученики читают задание, формулируют цель работы, определяют

стиль автобиографии, намечают план (о чём и в какой последовательности писать).

Смотрим презентацию «Требования к составлению автобиографии».


Несколько автобиографий (смотрим презентацию и рассуждаем о их несовершенстве .

Работу можно закончить дома (презентация с фотографиями, грамотами, дипломами и т.д.).

Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.


VI. Итог урока.


- Что нового узнали на уроке? Чему научились?


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.


По выбору:

а) автобиография в виде презентации .

б) автобиография рукописная(упр.556)

4

Солдаткина Т.Н.

© 2010-2022