Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса.

Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. -М.: «Просвещение» 2010г.) и программы по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой (система Л.В.Занкова), рекомендованной Министерством образования РФ (2010г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М., 2009). Для реализации программного содержания используется данное УМК: Учебник «Окружающий мир». 3 класс. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3кл. Н.Я.Дмитриева. А.Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Методические пособия Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Цели и задачи курса.

Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: - создать условия для формирования широкую целостной картины мира с опорой на современные научные достижения; - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; - в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

На предмет «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.

I ч. - 18 часов III ч. - 20 часов


II ч. - 14 часов IV ч. - 16 часов




Содержание учебного курса.

Природные условия Земли (9 часов)

Человек и природа

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.

Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края.

Представление о климате, климат родного края.

Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы: нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России; определение состава почвы; ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (12 часов)

Человек и общество

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы: ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год - век, век - тысячелетие.

Исследовательская работа: роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.

Экскурсии краеведческий музей.

Земли восточных славян (22 часа)

Человек и природа

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура.

Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы: ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и зоне лесов: составление кроссвордов.

Исследовательская работа: образ жизни, повадки лесных животных; занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей); духовная и материальная культура древних русичей; история одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музей.

Московское государство (12 часов)

Человек и природа

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека.

Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество

Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы.

Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы: ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России (13 часов)

Человек и общество

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбео единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года): изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края; запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых); усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население; названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура; важные сведения из истории родного края; святыни родного края; особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа: жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей.

Нормы оценок

«5» - ученик осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
«4» - ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
«3» - ученик усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.


Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Или в процентном содержании тестовая работа может оцениваться следующим образом:

«5» - 90 - 100 %

«4» - 75 - 90 %

«3» - 60 - 75 %

«2» - 0 - 60 %

Планируемые результаты освоения обучающимися программы 3 класса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач, делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа Обучающийся научится: - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; - осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - использовать естественно - научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; - использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; - использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; - проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; - сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в лесу и во время отдыха у водоема; - узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; - фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять ее устную характеристику. Обучающийся получит возможность научиться: - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - планировать, контролировать и оценивать учебно; познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество Обучающийся научится: - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; пользоваться историческими картами; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность научиться: - оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - оформлять результаты исследовательской работы(«Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - осознавать существующую связь между человеком и разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период. - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, о путях достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: - о древнейшей истории человека, о первых государствах; - об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; - об особенностях быта, труда, о духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; - об истории и выдающихся людях родного края.

Специфическое сопровождение (оборудование).

а) натуральные: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты;

б) изобразительные:

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»,»Карта климатических поясов»;

- таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы;

- рисунки, слайды;

в) аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы;

г) самодельные наглядные пособия;

д) магнитная доска использоваться для моделирования процессов, явлений природы.

е) мультимедийное оборудование;

ж) персональный ноутбук;

з) ноутбуки для учащихся;






Календарно-тематическое планирование (68 часов).

№ урока

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды деятельности

Дата проведения

план

факт

Природные условия Земли (9 часов)

1

1

Приглашение к путешествию. Карты.

Характеристика структуры книги (учебника).

Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Формулирование выводов из наблюдений в природе.

Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом.

Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год

Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты (ответы на вопросы учителя).

Определение основных и промежуточных географических направлений.

Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты (Т. с. 2-9)



2

1

Что такое погода. Народные приметы погоды.

Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды.

Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений.

Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы.

Установление причинно - следственных связей между

изменениями в литосфере ,гидросфере, атмосфере. Определение признаков хорошей и плохой погоды.

Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями.

Выдвижение предположений на основе наблюдений.

Представление результатов своей творческой работы

(Т с.10-11).



3

1

Климат.

Различение характерных признаков сезонов года.

Сравнение показателей погоды с показателями климата.

Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.

Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре.

Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике (Т с. 12-13)



4

1

Почва. Состав почвы.

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта.

Планирование своей деятельности.

Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов.

Обсуждение в группе результатов наблюдений

(Т с. 13).



5

1

Образование почв.

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст.

Выделение главной мыслив тексте.

Установление связи между неживой природой и живыми

организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными.

Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике.

Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике (Т с. 14-15)



6

1

Плодородие почв. Защита почв.

Определение понятия «плодородие».

Практическая работа «Как образуются овраги».

Формулирование общего вывода.

(Т с. 16-17)



7

1

Природные зоны суши Земли.

Выделение существенных признаков природных зон на

основе анализа схемы в учебнике.

Знакомство с разнообразием природных зон.

Установление цепочки связей в природе: что является

причиной, что следствием.

Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром.

Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам.

Выявление последствий изменения климата для определенной местности.

Сравнение природных зон с природой родного края

(Тс. 18)



8

1

Природные зоны.

Практическая работа: чтение условных обозначений карт

природных зон и климатических поясов.

Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

Сравнение карт природных зон и климатических поясов

с использованием таблицы (Т с.20)



9

1

Проверочная работа по теме: «Природные условия Земли».




Человек в далёком прошлом (12 часов)



10

1

Где зародилось человечество.

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты.

Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов.

Нанесение географических объектов на контурную карту (Тс. 19)



11

1

Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес.

Работа с климатической картой, картой природных зон.

Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами.

Составление на основе текста описания природной зоны по плану.

Выделение особенностей природных зон и их отличий.



12

1

Африканская степь - саванна.

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя.



13

1

Пустыни.

Средиземноморская природная зона.

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя (Тс. 20-21)



14

1

Родина человечества. Как появился человек.

Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества.

Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки.

Знакомство с различными теориями появления человека на Земле.

Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле.

Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными.



15

1

Жизнь древних людей.

Беседа о расселении и жизни древних людей.

Высказывание своего мнения.

Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени.

Определение значения для человека событий: обретение

огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона

(Тс. 22)



16

1

Самые древние государства. Древняя Греция.

Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации(современная жизнь без какого-либо изобретения).

Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства.

Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и

Спарта) на основе текста учебника.

(Т.23)



17

1

Самые древние государства. Древний Рим.

Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства (Тс. 23)



18

1

Лента времени. Материки и части света

Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими

цифрами.

Нахождение на карте материков и частей света

(Тс. 23-24).



19

1

Расширение знаний о мире.

Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов

великих путешественников (Питей, А. Македонский).

Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь).



20

1

Первые шаги в изучении природы.

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли.

Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни.

Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации).



21

1

Духовная жизнь древнего человека.

Определение понятия «язычество».

Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.

Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства (Тс.25)




Земли восточных славян (22 часа)



22

1

Географическое положение Европы.

Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы).Фиксирование географических объектов на контурной карте.

Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты) Тс.25



23

1

Первые люди на нашей Земле.

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям.

Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме.

Обсуждение условий жизни первобытных людей.

Выдвижение предположений при рассмотрении орудий

труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека.

Выделение главной мысли.

Использование дополнительного материала



24

1

Восточно-Европейская равнина.

Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте



25

1

Степи. Растительный мир.

Выделение существенных признаков степи как природной зоны.

Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника.

Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных

признаков степных растений.

Работа с гербарием: выбор растений степной зоны.

Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона) Тс.26



26

1

Степи. Животный мир.

Классификация животных по рисунку в учебнике.

Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему.

Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни.

Определение (среди других животных) типичных представителей.

Составление цепей питания. Тс.26-27



27

1

Люди в степи. Проект.

Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие -

к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на

вид и род занятий людей.

Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе. Тс.28



28

1

Лесостепь.

Определение по карте границ природных зон.

Различение особенностей основных и переходных природных зон.

Описание лесостепи на основе схемы в учебнике.

Сравнение природных условий степной и лесостепной

зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон.

Использование своих знаний и результатов наблюдений

для описания особенностей природных зон.



29

1

Лесная зона.

Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные,

широколиственные леса умеренного пояса).

Нахождение границ лесов на карте природных зон.

Сравнение природных зон на схеме.

Выявление зависимости растительности природной

зоны от количества тепла и влаги.

Сравнение рисунков разных типов леса.

Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Тс.29-30



30

1

Контрольная работа по итогам I полугодия.



31

1

Смешанные леса.

Выявление зависимости растительности природной

зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника.

Тс.30-31



32-33

2

Сезонные изменения в лесу.

Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно).

Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике.

Анализ распространения семян дикорастущих растений

по рисунку в учебнике и формулирование вывода.

Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и

степи.

Знание перелетных птиц своего края.

Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне

и в своем крае.

Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу. Тс.32



34

1

Как жили наши далекие предки.

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян.

Выдвижение гипотез о жизни

славян по предметам, найденным при проведении раскопок.

Тс.32-33



35

1

Расселение славян. «Путь из варяг в греки».

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту.

Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек.

Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника).

Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города.

Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца) Тс.33



36

1

Обожествление природы.

Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество

всегда отражает природные условия, в которых живет народ».

Определение понятия «язычество».

Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей.



37

1

Родной край в далеком прошлом.

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.



38

1

Первые русские князья.

Выделение основных признаков государства.

Знакомство с историей образования Древнерусского государства.

Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена).

Обсуждение личностных качеств первых русских князей.

Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон. Тс.34



39

1

Принятие Русью христианства.

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории.

Беседа о значении принятия христианства для Руси.

Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени.



40

1

Расцвет Древнерусского государства.

Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период.

Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти.

Оценка личности князя Ярослава Мудрого.



41

1

Древнерусская культура.

Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество).

Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15.

Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси.

Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью.

Практическая работа «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности. Тс.34-35



42

1

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское

нашествие.

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства.

Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике. Отражение ордынского нашествия на ленте времени.

Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и

Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси.



43

1

Угроза с запада. Тест.

Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.).

Характеристика особенностей положения Новгородского княжества.

Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска.

Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте.

Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский».Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского. Тс.35




Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов)



44

1

Залесская земля.

Определять последовательность важных событий в истории России. Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства. Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи.

Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былин

и сказаний.



45

1

Что такое природное сообщество.

Обсуждение особенностей разнообразия природы России.

Знакомство с понятием «природное сообщество».

Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ.



46

1

Законы лесной жизни.

Определение понятия «природное сообщество».

Приведение примеров природных сообществ.

Знакомство по рисунку с природным сообществом лес.

Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе.

Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые).

Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу. Тс.36



47

1

Природное сообщество луг. Проект.

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу.

Знакомство с ядовитыми растениями луга.

Описание сезонных изменений, происходящих на лугу(по тексту учебника).

Сравнение луга и степи. Тс.37



48

1

Природное сообщество озеро. Проект.

Характеристика озера как природного сообщества.

Нахождение на карте крупнейших озер России.

Сравнение озера и пруда.

Поиск в тексте доказательств того, что озеро - это сообщество.

Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку).

Описание внешнего строения какого-нибудь животного,

обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде. Тс.37-39



49

1

Природное сообщество поле.

Различение поля и луга.

Поиск в тексте доказательств того, что поле - сообщество.

Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени.

Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам(культурные, луговые, сорняки, ядовитые).Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам.

Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы.

Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека.



50

1

Возвышение Москвы.

Работа с текстом учебника.

Определение преимущества географического положения

Москвы. Соотнесение информации из текста с картой.

Работа с картой: возможные торговые пути.

Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы. Тс.39



51

1

Куликовская битва.

Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения.

Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)

Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа.

Определение своего отношения к эпизодам Куликовской

битвы.



52

1

Стояние на реке Угре.

Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике).

Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды

оружия).

Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск.

Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника. Тс.39



53

1

Создание Московского государства.

Обобщение пройденного материала.

Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период.

Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства.

Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III.



54

1

Грозный царь.

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV.

Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного.

Анализ репродукции картины И. Репина. Тс.40



55

1

Развитие русской культуры.

Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России.

Нахождение на карте и фиксация на контурной картеэтих городов.

Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку.

Беседа о событиях и открытиях XVI века в России.

Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе.

Тс.40




Какая она, Азия (13 часов)



56

1

Русские первопроходцы.

Ориентирование по карте.

Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников.

Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути.

Извлечение информации из сообщений о путешествиях

Ермака и А. Никитина. Тс.40



57

1

Географическое положение Азии. Сибирь.

Самостоятельное описание географического положения

Азии с использованием текста и карты.

Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии).

Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей. Тс.41



58

1

Тайга. Проект.

Нахождение зоны тайги на карте природных зон.

Сравнение тайги с зоной смешанных лесов.

Составление плана рассказа о природной зоне тайге.

Соотнесение текста с рисунком.

Знакомство по рисунку с животными тайги.

Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге.

Классификация животных на группы по самостоятельно

выделенным признакам. Тс.42



59

1

Природное сообщество болото.

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением.

Поиск в тексте причин образования болот.

Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот

в природе.

Обсуждение правил поведения на болоте.

Работа в группах: приведение доказательств того, что лес,

луг, водоем - это сообщества. Тс.43



60

1

«Хождение за три моря».

Определение по картам (физической и природных зон)

географического положения Индии.

Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия.

Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса.

Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса. Т.44



61

1

Смутное время. Спасители Земли Русской.

Установление последовательности событий по тексту учебника.

Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени.

Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории

России.

Работа с лентой времени: дата освобождения России

от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником -

Днем народного единства (4 ноября). Тс.45



62

1

Расширение пределов страны

Работа с контурной картой: нанесение географических

объектов, маршрута путешественников.

Обсуждение значения для страны открытий, сделанных

С. Дежневым.

Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого

необходимо).

Обсуждение качеств личности первооткрывателя. Т.с. 46



63-64


Природа тундры. Люди в тундре.

Определение по карте границ тундры.

Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике.

Знакомство по рисунку с животными тундры.

Классификация животных на группы по самостоятельно

выделенным признакам.

Составление плана рассказа «Природа тундры». Тс.46

Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре.

Сравнение растительности степи и тундры.

Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника



65

1

Арктическая пустыня.

Нахождение на карте зоны арктической пустыни.

Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата».

Сопоставление Арктики и Антарктики.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике.

Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни. Тс.47



66

1

Итоговая контрольная работа



67

1

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека.

Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах

Сибири и их традициях.

Обсуждение значения открытий полезных ископаемых

для развития России.

Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет).



68

1

Россия накануне реформ.

Представление альбомов по истории культуры России.

Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени. Тс.47-48







© 2010-2022