Конспект к семинару: Изучение кабардинского языка и литературы как средство формирования УУД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар по теме:


Изучение кабардинского языка и литературы как средство формирования УУД


Проводит учитель кабардинского языка МБОУ «Лицей № 3»

г.о. Прохладный КБР Кажарова З.Х.


Цель проведения семинара: 1.Показать, каких личностных результатов можно достичь в ходе преподавания кабардинского языка в классе, где для одних детей он является родным, а для других - нет. 2.Представить опыт преподавания кабардинского языка Кажаровой З.Х., учителем кабардинского языка МБОУ «Лицей № 3». 3.Сформулировать ответ на вопрос: Нужно ли детей нашей республики обучать языкам ее коренных народов и как организовать этот процесс?


План проведения семинара: 1.Презентация опыта преподавания кабардинского языка как средства формирования личностных УУД. Кажарова З.Х. 2.Представление авторской программы «Адыгский этикет» Кажарова З.Х. 3.Организация обмена мнениями в форме «круглого стола» по вопросу: Нужно ли детям нашей республики изучать языки ее коренных народов? Как организовать процесс обучения в соответствии с «Законом об образовании в РФ»?









Из опыта работы по изучению кабардинского языка и литературы как средства формирования Универсальных учебных действий.


Федеральные государственные стандарты общего образования, отражают объективные изменения в современном обществе и посему предъявляют новые требования к организации и содержанию процесса обучения. Вот почему каждый учитель, на мой взгляд, должен стараться внедрять новшества в свой собственный образовательный процесс. Стремление к тому, чтобы учащиеся овладевали универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, необходимо каждому учителю и на каждом уроке. Я как учитель кабардинского языка и литературы также стараюсь идти в ногу со временем и обучение языку, культуре, литературе и фольклору кабардинцев строю на основе современных требований к образованию. Основываясь на требованиях ФГОС, конструирую свои уроки с таким расчетом, чтобы учащиеся овладевали предметными и метапредметными компетенциями. Известно, что младший средний возраст является наиболее благоприятным для усвоения языков. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие застывшей системы ценностей и установок, а также так называемого языкового барьера, способствует эффективному решению задач, стоящих как перед начальным образованием в целом, так и перед учебным предметом «Кабардинский язык» в частности. В процессе овладения русскоязычными учащимися новым средством общения - кабардинским языком, у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценности ориентации, интересы, способности и другие. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью кабардинского языка к культуре носителей этого языка позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой - воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. В соответствии с ФГОС НОО изучение кабардинского языка предусматривает результаты УУД учащихся: - регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на кабардинском языке на основе работы с материалом учебника. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. -познавательные: ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. На уроках использую приемы соотнесения слов с рисунками, удаления лишних понятий из заданных, распределение слов по тематическим группам. - коммуникативные: оформлять свои мысли на кабардинском языке в устной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других, читать по слогам; учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения на кабардинском языке и организация работы в парах и малых группах, чтение по ролям, перевод с русского языка на кабардинский и наоборот.
Основной целью обучения кабардинскому языку в школе является развитие способности русскоязычных учащихся к общению на нем. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений и навыков: а) понимать и порождать высказывания на кабардинском языке в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; б) осуществлять речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности носителей кабардинского языка. Способность к общению на кабардинском языке предполагает также формирование у русскоязычных учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации эффективным. Речь идет о воспитании в русскоязычном школьнике: - интереса и положительного отношения к кабардинскому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке; - понимание себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческое сознание; - понимание важности изучения кабардинского языка как государственного на территории Кабардино-Балкарской Республики. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Кабардинский язык» для русскоязычных учащихся. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение и взаимодействие русскоговорящих детей с кабардинцами на элементарном уровне. При этом должны быть максимально учтены реальные потребности и интересы первых в общении и познании. А дети, для которых кабардинский язык является родным, выступают в ходе этого процесса в роли помощников, консультантов. Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формирование у русскоязычных школьников желания овладеть кабардинским языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями. Русскоязычные учащиеся должны испытывать потребность в использовании кабардинского языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере и предметно-практической деятельности, актуальной для них. Включение кабардинского языка в контекст жизнедеятельности нацелено на оказание помощи русскоязычным детям в осознании того, что для настоящего знания родной республики, коренных народов и их обычаев и традиций им нужно научиться хорошо говорить, читать, понимать на кабардинском языке. Для этой цели я разработала программу элективного курса «Адыгский этикет», и ввела ее факультативно. Целью этого курса является ознакомить учащихся с основными элементами адыгских обычаев и научить их использовать эти обычаи в повседневной жизни. В нашей современной жизни часто не хватает в людях многих человеческих ценностей, прежде всего, человечности, добродушия и благородства. Но этих ценностей стало бы намного больше, если бы люди помнили свои хорошие, веками отработанные обычаи, придерживались их, чтили и помнили. Задачи обучения и содержания, на основе которых строится учебный процесс, позволяют проследить динамику развития целей обучения и задач овладения кабардинским языком. Процесс обучения кабардинскому языку в начальной школе призван не только обеспечить русскоязычным школьникам возможность овладеть еще одним средством общения, он должен ввести их в мир другой культуры. Обучение кабардинскому языку должно способствовать развитию мировоззрения школьников, их чувств, эмоций, мышления, памяти, культуры умственного труда, их речевых способностей, культуры общения, потребности в дальнейшем самообразования и познавательной активности. Образовательная ценность кабардинского языка как учебного предмета проявляется в том, что обучение кабардинскому языку способствует филологическому образованию школьников и расширению их общего кругозора. Обучение кабардинскому языку осуществляется на основе познавательно ценного материала, который обогащает учащихся сведениями об истории, литературе, искусстве, быте и традициях кабардинцев. Значительная роль в учебном процессе по кабардинскому языку отводится межпредметным связям, в первую очередь, с русским языком и литературой. С одной стороны, знания, приобретенные при изучении других предметов, используются в процессе обучения кабардинскому языку, с другой стороны, информация, полученная с помощью кабардинского языка, обогащает и расширяет кругозор школьников, их знания по другим предметам. Эффективно применение на каждом уроке наглядного материала: кабардинского алфавита с иллюстрациями, рисунков детей и иллюстраций к темам уроков и произведениям (сказкам, нартским сказаниям), рабочих тетрадей. Учитель - это строитель, который по кирпичику складывает, начиная с фундамента и в конце должен получить личность. Приятно, когда видишь результат своих трудов. Считаю, что в современных условиях нужно использовать новые интерактивные технологии, которые позволят учителю установить тесный контакт с учеником, помогут сформировать навыки самостоятельного труда, научат сотрудничеству. На уроках использую презентации по теме, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Считаю, что сегодня учитель должен быть очень креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Нужно быть очень хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих, это профессия от Бога. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков, а то и сотен детей. Огромная чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителям в их трудной миссии. Мое педагогическое кредо «Терпение - это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами». Еще думаю, что учитель должен обладать педагогическим общением. Две фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно - воспитательного процесса, средством формирования личности. Чтобы между учителем и учащимися сложились нормальные отношения, в первую очередь, между ними должно быть правильное педагогическое общение. Учитель должен находить подход к каждому ученику индивидуально. В конце хочу сказать, что моей конечной целью является повышение качества образования путем внедрения инновационных технологий, обеспечивающих ключевые компетенции учителя и ученика.









© 2010-2022