Проект урока литературного чтения Сова В. Бианки 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Учитель: Андронова Т.К. Класс: 2 Тема: В. Бианки «Сова» Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Цель: знакомство с творчеством В.В. Бианки, с понятием литературного жанра « сказки-несказки - познавательная сказка» Задачи. Обучающие: - совершенствовать навыки чтения; - создать условий для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека; - устанавливать причинно-следственные связи; Развивающие: - развитие УУД: - совершенствовать монологическую и диалогическую речь; - формировать навыки саморегуляции поведения и умение работать в микрогруппе; - способствовать развитию логических умений и навыков; -организовать оценку и самооценку деятельности учащихся; - организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности Воспитательные: - воспитание умения слушать и слышать, -привитие бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой

Оборудование: презентация, учебник, индивидуальные картинки, таблички на доску, интерактивная доска, аудиозапись «Крик совы»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

слайды

1

Организационный момент

Приветствие:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И опять урок начнем.

Приветствуют друг друга (кивком головы, улыбкой)

Мотивационный компонент.

Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения

2.

Актуализация знаний



2.1

Проверка домашнего задания

. Речевая разминка

-Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.

- Читаем громче целыми словами.

- Читаем быстро.

2.

О ком мы читали вчера произведение?

Кто написал его?

Пересказ произведения «Музыкант»

3. - Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

«Солнца яркого боится.

Ночью- хмурится как птица

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…..(СОВЕ)

Мишка брёл лесной опуш-кой.

Повст-ре-чал-ся мишка с мушкой.

Закри-чала мушка грозно:

- Уходи, пока не поздно! -

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.



О медведе

В.Бианки

Пересказывают рассказ , слушают

Отгадывают загадку

Удерживаем учебную задачу

Совершенствуем навык чтения

Планирование

Оценка пересказов

Узнавание новой информации

Слайд1





Слайд2

3.

Изучение нового материала

3.1

Формулировка темы

Сформулируйте сами тему сегодняшнего урока

В.Бианки «Сова»

Умение формулировать тему урока, высказывать свое мнение

3.2

Подготовка к восприятию нового материала

1 Ребята, что вы знаете о сове?

- На кого они охотятся?

- Что помогает им охотиться?

«А вы знаете?»


Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся. На мышей, лягушек, полевок, насекомых.

а) Острый слух. б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно). в) Когти (хватать добычу, держать ее). г) Клюв





С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

Слушают собеседника, дополнять ответы, строить понятные для собеседника высказывания

Восприятие, запоминание и понимание полученных знаний





Слайд 3

3.3

Первичное

знакомство с текстом

1.Просмотрите текст, найдите непонятные слова в словаре учебника

2 Берем карандашики и следим за чтением

3. Учитель читает до слов «ночь пришла»

-Как вы думаете , к чему приведет ссора старика с совой?

4. А вот как думает Бианки

Дети просматривают текст, находят словарные слова

Утекай

пойло

Ответы детей

Чтение текста детьми

Работа со словарем учебника (Общеучебные навыки.)

Прогнозирование

Умение формулировать собственное мнение

В ходе слушания текста самоконтроль и контроль развития сюжета

3.

Работа над текстом

1- Понравилось ли вам это произведение?

- Есть ли непонятные выражения и слова?

Найдите их в нашем «словарике» на дос

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку?

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка?

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки - несказки». Как вы думаете, почему?

- Давайте посмотрим, что сказочное, а что несказочное

И составим таблицу





Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку

Ответы детей

Дети ищут непонятные выражения и сравнивают их со словарем на доске

Сказка о животных

Литературная, авторская

В ней есть сказочное и не сказочное.

Сказка Несказка

1.Разговаривают 1 Сова охотится ночью

живот. 2.Мыши ловят шмелей

2.Повторы 3 Переносят пыльцу

шмели

3.Просит 4. Питательный клевер

прощения

у совы

Слушают и принимают новый термин

Сравнивают свои наблюдения над текстом и «словарем» на доске





Применение знаний в измененной ситуации

Классификация материала

Слайд 4





4.

Закрепление усвоения содержания сказки

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика?

Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься»

-Сказочное или так и есть в природе?

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши?

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши?

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»?

Какую пользу они приносят?

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным?

Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение - травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

-Простила старика сова?

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки?

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так

Так и есть в природе: сова охотится ночью

Мыши побежали по лугу

(«Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

На шмелей. Ищут их гнёзда на земле.

Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.

Цветень с цветка на цветок переносят.)

Не растет

Питательный клевер.

Сравнение

Просить прощения

(сказочное)

Да, ей тоже плохо без его мышей.)

(«Хо-хо-хо, Старик!»)

(Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

Карточки с предложениями помещаем на доске

Умение работать с текстом: выборочное чтение, просмотровое чтение, чтение про себя





Высказывание собственного мнения











Слайд5

Физкультминутка

музыкальная

Дети предупреждают усталость

Эмоциональный настрой

Слайд6

4.1

Работа над усвоением смысла прочитанного.

-Найдите пословицу в тексте

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик?

Дети находят пословицу в тексте

(выборочное чтение)

Да

Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Умение делать умозаключение

4.2

Построение «Цепочки взаимосвязи»

- Какая связь между чаем с молоком и совой?



На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку

(Выслушиваются ответы учащихся.

Можно оценить ответы

Работа по карточкам в группах

Раскладывают картинки в нужной последовательности

Умение понимать причинно-следственные связи

Умение работать в микрогруппе



Сотрудничество, умение слушать, высказывать свое мнение



Выставить на доску

Картинки, оценить

4.3

Работа над выразительностью чтения

1.Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

2.- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста.



- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой. -Просмотрите содержание сказки и выполним задание

Чтение по ролям.

Выборочное чтение

. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

Просмотровое чтение

Контроль и самоконтроль

4.4

Подготовка к пересказу сказки по плану.

Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

1Рассердилась сова.

2. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

3. Шмели на чужих лугах гуляют.

4 Молока у Коровы мало.

5. Пошел Старик Сове

Кланяться

6. Простила Сова Старика и полетела на луг мышей лов

Умение планировать последовательность событий

Координируют усилия по решению учебной задачи



Оценка работы

Слайд 6

5.

Домашнее задание.

1. Пересказ

2.Подготовится к чтению по ролям

3.Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке

Дифференцированная работа

Принимают учебную задачу

6.

Рефлексия

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

Учился…

Понял…

«Было интересно ….» Сказка научила тому, что нельзя рвать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.

Оценка своей деятельности на уроке

(Выкладывают смайлики в виде цветка, оценивая свою деятельность)

Слайд7


© 2010-2022