Проектирование уроков в рамках системно-деятельностного подхода с использованием «Технологической карты»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование уроков в рамках системно-деятельностного подхода с использованием «Технологической карты»

Бунакова Эльвира Анатолоьевна

учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 128 г. Екатеринбург Предлагаю материалы, описывающие содержание, структуру «Технологической карты» в рамках системно-деятельностного подхода, как одного из важнейших условий реализации ФГОС. Современные дети, какие они? Наше подрастающее поколение с детства «живет» в компьютере, легко настраивает телефон и находит любую информацию в Интернете, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Поэтому возникла необходимость в пересмотре целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний на возможность научиться самостоятельно добывать и использовать их в реальной жизни. Принятие нового Стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование гражданской идентичности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Обучение должно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания уроков в рамках системно-деятельностного подхода. Поэтому каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского [2, 214], А.Н. Леонтьева[1, 27], Д.Б. Эльконина [4, 118], П.Я. Гальперина [3, 192], раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (по мнению В.П.Сухова [5, 28] - доктора психологических наук, автора концепции системно-деятельностного подхода в развивающем обучении школьников): окружающий мир - объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

  • применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразуют его в системно-деятельностный;
  • реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат»;
  • обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов - учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов), планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все ли правильно я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Выше перечисленные компоненты, необходимые на уроке в рамках системно-деятельностного подхода, можно проследить при составлении «Технологической карты». «Технологическая карта» представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в «Технологической карте» заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. «Технологической карте» присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность, обобщенность. Структура «Технологической карты» включает:
  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные);
  • основные понятия темы, метапредметные связи;
  • организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения указанной темы;
  • систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
  • контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамках изучения заявленной темы.
«Технологическая карта» позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. «Технологические карты» используются учителями в различных вариантах. Мы предлагаем вариант «Технологической карты», которую можно использовать на любом уроке.
Тема
Цель темы
Основное содержание темы, термины и понятия
Планируемый результат Предметные УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Организация пространства Межпредметные связи Формы работы Ресурсы I этап. Мотивация к деятельности Цель Проблемная ситуация II этап. Учебно-познавательная деятельность Последовательность изучения Диагностическое задание Цель -
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель - Репродуктивное задание Импровизационное задание Эвристическое задание Самоорганизация в деятельности VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности Форма контроля Оценка результатов деятельности (самооценка)
В результате использования «Технологических карт», мы отметили преимущества, которые позволяют нам:
  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках темы;
  • осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
  • увидеть уровень раскрытия понятий в данной теме и соотнести его с изучаемым материалом раздела;
  • определить УУД (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
  • организовать условия не только для самостоятельной деятельности школьников, но и для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • проводить оперативное и объективное оценивание результатов учащихся при освоении темы;
  • обеспечить условия для адекватной самооценки достижений школьников;
  • соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы.
Не компьютеры, не интерактивная доска являются самыми важными в учебном процессе, а осознание целей и задач, которые ставит время перед нами учителями... и от нас зависит, каким вырастет подрастающее поколение великой России.

Литература Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007.- №4. Выготский Л.С.Мышление и речь /изд. 5-е испр. - М.: «Лабиринт», 1999. - 416 с. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для вузов / 2-е изд. - М.: КДУ, 2005. - 400 с. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Ака- демия, 2004. - 288 с.

© 2010-2022