Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир»

Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011./

Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип - определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип - понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации - определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности - обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип - обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям. 1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.


Объем программы:

На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю)

Содержание учебного курса

Ты - первоклассник (4 ч) Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено», и др. Светофор. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым; подготовка к уроку, уборка класса, дежурство и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

  • описывать назначение различных школьных помещений;

  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;

  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Твои друзья (6 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в процессе общения основные правила этикета;

Ты и здоровье (6 ч) Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода факторы закаливания. Проветривание

помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи (2 ч)

Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (32 ч) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;

  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать внешние признаки растения;

  • характеризовать условия роста растения;

  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

  • различать животных по классам (без термина);

  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.

Родная страна (16 ч) Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города, в котором мы живем. Главная улица (площадь).памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии (например, строитель, врач и др.). машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: питание, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;

  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом. Практические работы. Уход за комнатными растениями.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия». К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание курса

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Авторская линия (возможность углуб

ления)

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Ты перво

классник

Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,

4 ч -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование

Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,

выполнять правила поведения; применять правила дорожного движения;


2.Твои друзья-взрослые и дети

Правила общения, дружеские отношения

6 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.

использовать в процессе общения основные правила этикета;

строить диалог со взрослыми и сверстниками;


2. Твоё здоровьё

Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика.

6 ч

Ориентировка в понятиях и терминах :здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.

выполнять режим дня;

соблюдать правила гигиены;

3.Мы и вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение

2 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.

выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда

4.Родная природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга



16 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.

различать живую и неживую природу;

различать сезонные изменения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

различать виды животных

5. Родная страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

20 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.

рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

знать название своего города, страны, столицы;

знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес;


Итого

66ч

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименования разделов и тем

Коли чество часов

Календар- ные сроки

Наглядные пособия и технические средства

план

факт

1

Нас окружает удивительный мир.

1

предметные картинки.

2

Давай познакомимся.

1

3

Мы - школьники. Экскурсия.

1

ИКТ, таблицы

4

Правила поведения в школе.

1

5

Сентябрь - первый месяц осени.

1

иллюстрации с видами осенней природы

6

Что нам осень подарила.

1

предметные картинки.

7

Грибная пора.

1

8

Семья.

1

9

Любимые занятия

1

таблицы

10

Как из зерна получилась булка.

1

11

Человек и домашние животные.

1

иллюстрация

12

Прогулка в парк: Октябрь уж наступил. Экскурсия.

1

13

Лесные новости. Как звери готовятся к зиме.

1

карта

14

Явления природы. Экскурсия.

1

ИКТ

15

Где ты живешь? Дорога от дома до школы.

1

16

Правила поведения на дорогах.

1

знаки - таблицы ПДД.

17

Все профессии важны.

1

иллюстрации

18

Кто работает ночью.

1

19

Что такое здоровье?

1

20

Правила гигиены.

1

21

О режиме дня.

1

22

Будем закаляться!

1

ИКТ

23

Ноябрь - зиме родной брат.

1

24

Звери - млекопитающие.

1

иллюстрации

25

Что мы знаем о птицах?

1

Иллюстрации

26

Птичья столовая.

1

27

Родной край. Где ты живешь?

1

ИКТ

28

Дом, в котором ты живешь

1

29

О чем рассказывают вывески.

1

30

Зачем люди трудятся?

1

31

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

Иллюстрации

32

Какая бывает вода?

1

33

Поговорим о дружбе.

1

34

Идем в гости.

1

35

Январь - году начало, зиме - середина. Экскурсия.

1

36

Хвойные деревья.

1

гербарий

37

Жизнь птиц.

1

ИКТ

38

Жизнь птиц.

1

39

Наша страна - Россия. О гербе, о флаге и гимне.



1

40

Москва - столица нашей Родины.

1

ИКТ

41

Богата природа России. Леса и цветы России.

1

42

Мы - россияне!

1

43

Народное творчество.

1

ИКТ

44

Февраль-месяц метелей и вьюг.




1

ИКТ

45

Чем питаются звери.

1

46

Наш уголок природы.

1

47

Комнатные растения.

1

48

Мы - граждане России. Права и обязанности гражданина России.

1

49

О правилах поведения.

1

ИКТ

50

8 март - праздник всех женщин.

1

51

Март-капельник.

1

Иллюстрации

52

Лесные новости.

1

53

Здоровая пища.

1

54

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

55

Звуки весны: апрель-водолей.

1

56

Лесные новости.

1

Иллюстрации

57

Весенние работы.

1

58

Кто работает на транспорте.

1

59

День космонавтики.

1

ИКТ

60

Май весну завершает, лето начинает. Экскурсия.

1

61

Жизнь земноводных весной.

1

62

Животное - живое существо.

1

63

Может ли человек жить без природы? Береги природу!

1

64

Скоро лето.

1

65

Ты - пешеход.

1

знаки - таблицы ПДД.

66

Повторение пройденного.

1
































Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса


К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
· своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
· основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
· основные правила здорового образа жизни;
· основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
· основные условия благополучной жизни растений и животных;
· профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
· улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
· основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
· знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
· основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
· различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
· времена года;
· животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
· произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
· выполнять режим своего дня;
· определять время по часам с точностью до часа;
· подготавливать свое учебное место к работе;
· оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
· выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
· ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
· выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
· составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Перечень учебно - методического обеспечения

1. Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» Москва. Вентана-Граф 2015 г.

2. Н.Ф.Виноградова. Учебник «Окружающий мир» Москва. «Вентана-Граф» 2012 г. 3. Н.Ф.Виноградова. Сборник программ «Начальная школа ХХI» Москва «Вентана-Граф» 2011 г.

4. Н.Ф.Виноградова. «Окружающий мир» Методика обучения Москва. Вентана-Граф 2011 г.

Список литературы (основной и дополнительный)

  1. Бернард Э. «Первое знакомство. Бегемоты, «Издательский Дом
    Ридерз Дайджест» 2008 год.

  2. Бернард Э. «Первое знакомство. Дельфины.» Издательский Дом
    Ридерз Дайджест» 2008 год.

З.Бернард Э. «Первое знакомство. Кенгуру.» Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2008 год.

4.Бернард Э. «Первое знакомство. Лягушки.» Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2008 год.

5, Бернард Э. «Первое знакомство. Носороги.» Издательский Дом
Ридерз Дайджест» 2008 год.

6. Бернард Э. «Первое знакомство. Олени.» Издательский Дом Ридерз
Дайджест» 2008 год.

7. Бернард Э. «Первое знакомство. Птицы.» Издательский Дом Ридерз

Дайджест» 2008 год.

8. Бернард Э. «Первое знакомство. Свиньи.» Издательский Дом Ридерз

Дайджест» 2008 год.

9. Бернард Э. «Первое знакомство. Слоны.» Издательский Дом Ридерз

Дайджест» 2008 год.

10. Бернард Э. «Первое знакомство. Черепахи.» Издательский Дом

Ридерз Дайджест» 2008 год.

11.Бушуева Ю.А. «Школьная энциклопедия «Океан»». Смоленск.

«Русич» 2002год.

12. Кондрашова Л. «Энциклопедия животных» Тверь. «ЭКСМО».

2006 год

13.Кюизен М. «Тайная жизнь животных». Минск. «Попурри» 2001

год.

14.Мадгуик У., Керрод Р. «Книга знаний в вопросах и ответах».

Москва. «Махаон» 2009 год.

15.Салария Д. «Динозавры». Москва. «Белфакс» 2005 год

7


© 2010-2022