- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья к докладу на тему «Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе». (1-4кл.)
Статья к докладу на тему «Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе». (1-4кл.)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коробко Е.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ лицей «МОК №2»
Статья:
«Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе».
Коробко Елена Андреевна
г. Воронеж
2012-2013 уч.год
Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе. Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика - потребителя с установкой : все должны ему «дать» ( учителя, школа, государство), а его задача только «брать». Хочется отметить, что инновационное обучение в свете образовательных стандартов нового поколения призвано формированию УУД( универсальные учебные действия). Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить ее». Нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать «богатства, которые выработало до него человечество» для его же пользы - чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо. Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. ДП в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. «научить ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Поэтому мы выбрали для себя организацию учебно - воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Обучение на основе деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию: - Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. - Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. Деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Детям жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формирую ценности совместной работы: «Мы учимся всё делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение». Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу. «Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…». «Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться». Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом. Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа. Надо организовать такую деятельность учащихся чтобы: - У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера. - У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. - Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться. (1 класс - функции контроля, оценки; 2,3,4 классы - постановка задач, планирование действий на пути решения поставленной задачи). - Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей. Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со «стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами. Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания. Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею). Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию ученикам себя свободной личностью, свободной и ответственной. Существуют общие правила организации групповой работы: - При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в их опыте ещё не было. Значит детское сотрудничество - это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык. - Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы. - Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо - неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия. - Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе. - При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалось поработать в группе или не получилось сотрудничества). Таким образом, с началом обучения в школе у ребёнка складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих его успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Особенностью курса математики в УМК «Перспектива»является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. Основной задачей курса математики - обучение младших школьников построению, исследованию и применению математических моделей. Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути. Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения новых знаний: `1.Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.«Хочу, потому что могу». •1-2 минуты; •У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы: •учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); •учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; •девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); •самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. •4-5 минут; •Возникновение проблемной ситуации. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. •4-5 мин; •Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. •7-8 мин; •Способы: диалог, групповая или парная работа: •Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. •4-5 минут; •Способы: фронтальная работа, работа в парах; •Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. •4-5 минут; •Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); •Выполняется письменно; •Методы: самоконтроль, самооценка. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. •7-8 минут; •Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; •Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. •2-3 минуты; •Вопросы: •Какую задачу ставили? •Удалось решить поставленную задачу? •Каким способом? •Какие получили результаты? •Что нужно сделать ещё? •Где можно применить новые знания? •Что на уроке у вас хорошо получалось? •Над чем ещё надо поработать? Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки. Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
- Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
- Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
- Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями: 1. Когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?» 2. Когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?» В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся заключается в следующем: 1.Работа с источниками информации 2.Критическое осмысление актуальной информации 3.Решение познавательных и практических задач 5.Анализ современных общественных явлений и событий 6.Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах 6.Аргументация, защита своей позиции, оппонирование иному мнению
Собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая деятельностного подхода. Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.