Конспект урока по русскому языку Орфограмма

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема «Что такое орфограмма? Орфографическое правило» (урок открытия нового знания по ФГОС) Цель: развитие умений находить орфограмму, графически определять ее

Этапы урока План урока Инструменты безотметочного оценивания Алгоритм оценки
  1. Этап мотивации к учебной деятельности
Цель - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо»; установить тематические рамки учебной деятельности «могу»





Ребята, сегодняшний урок я начну с пословицы «Пиши, да не спеши». Как вы понимаете смыл этих слов? (Нужно сначала подумать, а затем написать)






































«Барометр настроения»



















Прежде чем начать писать предлагаю вам отразить свое настроение в начале урока (у детей на партах заготовки - смайлы)
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии Скажите, что необходимо, чтобы писать без ошибок? (Нужно знать правила). А все ли правила мы знаем?
Словесная оценка
  1. Выявление места и причины затруднений
Цель - организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения Прочитайте слова, написанные на доске: Снежинка, пушистый, уши, живет. Поставьте ударение (Ребенок самостоятельно у доски) Найдите и подчеркните места в словах, где можно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны) произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? Словесная оценка Коллективная проверка Что мы сейчас делали? Кому было легко? Кто мог с этим заданием справиться самостоятельно?
  1. Построение проекта выхода из затруднения
Цель - постановка целей учебной деятельности Есть особое слово для опасного места - орфограмма. Это и будет темой сегодняшнего урока. Сформулируем цели: 1.Определить, что такое орфограмма 2.Научиться находить орфограмму в словах 3.Узнать, какие есть виды орфограмм 4.Учиться писать слова с орфограммами
Что мы сейчас делали? Планировали свою деятельность
  1. Реализация построенного проекта
Цель - реализация нового способа действий и формирование его при решении задачи Итак, делаем выводы:
  1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.
Но мы выбираем какую-то одну букву, букву и, а не ы. Почему? (есть такое правило)
  1. Что помогает выбрать букву в слове?
Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. Значит не всегда мы пишем так, как слышим, мы следуем правилу. Это орфограмма. В переводе с греческого «Орфо - это правильно». То есть правильное написание.
Прогностическая оценка Всем ли понятно, что такое орфограмма?
  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель - усвоение учащимися нового знания Прочитайте определение орфограммы в учебнике. Как определить, что перед вами орфограмма?( на слух не можем сказать, какую букву написать) Как она подчеркивается? Что вы так уже подчеркивали? (Опасное место) Спишите и найдите орфограммы: Моржи жили в_море. Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы. - Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма - буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и. - Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.) На доске подчёркивает учитель. - А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили - буква ж, после ж пишется буква и.) - Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.) - Что же будет являться сигналом - будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж - сигнал опасности? (Ещё ш.) - Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

- Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

- Какие буквы - сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш) - Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши). 3. - Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164. - Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие - орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)
«Волшебная линеечка» Напомним, что чем выше ваша отметка на шкале, тем выше вы себя оценили! Что именно будете оценивать при выполнении этого задания? Рядом с предложением нарисуйте линеечку и оцените свою работу.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Цель - интериоризация нового способа действия и коллективная рефлексия Работа с карточками Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ. 1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.
Взаимопроверка работ Что мы сейчас учились делать? понравилось ли вам работать в парах?
  1. Включение в систему знаний и повторения
Цель - повторение и закрепление ранее изученного, включение нового в систему знаний Проверочный диктант с дескрипторами по теме «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»
Словесное оценивание

  1. Рефлексия
Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Вспомните цели урока! Выполнили мы их? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали трудности?
«Почта» (все пожелания в конверт) Какая работа вам понравилась больше всего? С чем было сложнее? Что именно нужно повторить еще?











© 2010-2022