• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Презентация и методический материал по обобщению опыта Формироване читательской компетенции у учащихся начальной школы (3 класс)

Презентация и методический материал по обобщению опыта Формироване читательской компетенции у учащихся начальной школы (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательской компетенции

у учащихся начальной школы.

Кудрявцева Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Порез, 2011г.



(слайд 1)

Главной целью модернизации общего образования в настоящее время является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитием нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами. Чтобы воспитать такого читателя я ставлю перед собой следующие задачи: (слайд 2)

-формировать у учащихся правильный навык чтения;

-постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

-воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

-учить работать с учебной и детской книгой;

-обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.

Непременное условие продуктивной деятельности человека XXI века - овладение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.

Уровень чтения, который достигает ребенок, овладевший грамотой - послоговое чтение с темпом 20-30 слов в минуту. Такой уровень не может обеспечить ребенку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.

Бытует ошибочное мнение, что ребенку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставлять тексты, и навык чтения у него будет формироваться сам. При таком подходе навык чтения будет стихийно формироваться долгие годы. Первостепенная задача учителя - обечпечить интенсивное совершенствование чтения учащихся 2-4 классов. Учащиеся должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующими слиянию технической стороны чтения и понимания прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом до 100 слов в минуту. (слайд3)

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи т.е. в тексте от120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Самое важное заинтересовать детей. (слайд4)

Для развития у детей интереса к чтению в своей работе я использую такой прием(на начальном этапе формирования навыка чтения в 1 классе):

-Чтение текста с картинками, ребусами. (слайд5,6)

-Чтение перевертышей.

-Игра «Найди слово». «Поймай рыбку и прочитай», «Буква заблудилась» и др.

-Прочитав название текста, полезно сначала поразмыслить над смыслом слова.

-Проблемный вопрос.

-Тестовые задания.

-Закрывают закладкой часть текста и дойдя до нее пытаются предположить, что будет дальше. Потом сравнить свои предположения.

Для развития артикуляционного аппарата, на каждом уроке литературного чтения предлагаю детям различные упражнения:

-Четкое произношение скороговорок, чистоговорок;

-Заучивание стихов, потешек, считалок, прозы;

-работа над загадкой (учит вдумываться в слово и смысл);

-чтение в темпе «скороговорки» и др.

Таким образом интерес к чтению я формирую через различные технологии и упражнения. (слайд7)

Навык чтения формирую через такие упражнения: (слайд 8)

-обвести в кружок изучаемую букву(1 класс);

-дополни предложение, пословицу;

-игры «третий лишний», «Диктор телевидения» и др.;

- из слова составь новые слова; (слайд9)

-найди спрятавшееся слово, предложение.

Таким образом интерес к чтению я формирую через различные технологии и упражнения. (слайд8)

Работая над формированием навыка оптимального чтения, нельзя забывать работу над выразительностью чтения, поэтому целесообразно использовать живое слово актера (в аудиозаписи).

Уроки чтения - это уроки постижения литературно-художественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, уроки, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития. Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию озвучивающего чтения. Это процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.

Но это единство складывается не сразу, а постепенно, когда ребенок переходит на чтение целыми словами. В это время начинает формироваться смысловое чтение. Пока учащиеся не овладели синтезом слова видимого и слова звучащего с пониманием его значения, всякая работа с текстом потребует дополнительных разъяснений и пространственного комментария со стороны учителя.

В период, когда ребенок научился читать словами, важно обратить внимание на развитие темпового чтения, которое благоприятно сказывается на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50-60 слов в минуту внимание ребенка начинает постепенно переключаться с техники чтения на содержание прочитанного и большую часть текстовой работы ребенок может выполнить самостоятельно.

Овладение чтением - это основной речемыслительный процесс, который охватывает многие умения, включающие в себя:

-узнавание слов

-использование фонетического структурного анализа

-понимание значения слов

В целом это длительный и сложный процесс, затягивающийся на ряд лет и порой неограничивающийся рамками начальной школы.

Чтобы литературное произведение дошло до сознания ребенка, волновало, радовало, доставляло удовольствие, нужно учить детей понимать художественное произведение. В своей работе использую такие этапы восприятия художественных произведений:

-подготовка к восприятию

-первичное эмоциональное восприятие

-осмысление прочитанного

Настоящее переживание и глубина понимания художественного произведения возможно благодаря перечитыванию. Перечитывание текста - это тот прием, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

Чтобы добиться полного понимания детьми художественного произведения, работу на уроке связываю с различными видами перечитывания:

-выборочным чтением

-повторным чтением

-индивидуальным чтением

-групповым чтением

-хоровым чтением

-чтение «птичьим базаром»

-выразительным чтением

Сознательное чтение формирую через использование индивидуальных и групповых методов работы. (слайд 10)

Результаты работы отслеживаю с помощью тестов и тренажеров по развитию техники чтения, которые позволяют выявить степень развития оптимального чтения у учащихся начальной школы. (слайд 11, 12)

В диаграмме представлены результаты техники чтения учеников 3 класса.

(слайд 13)

Мои третьеклассники любят читать, берут книги из классной библиотеки, являются частыми посетителями школьной и сельской библиотек. (слайд 14)



© 2010-2022