- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс. Тема: «Опыт работы классного руководителя с родителями»
Мастер-класс. Тема: «Опыт работы классного руководителя с родителями»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Якушева С.В. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Мастер-класс по теме:
«Опыт работы классного руководителя с родителями»
«Воспитание эффективно там, где есть
постоянная заинтересованность
взрослых о ребёнке».
Цель:
Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с одной из технологий проведения родительских собраний.
2. Вовлечь участников мастер-класса в обсуждение проблемы.
3. Обогащение опыта работы классных руководителей.
Учитель начальных классов:
Якушева С.В.
МБОУ «Лицей №2»
2012 год Почти все педагоги сходятся на одном - без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. - Скажите, какие существуют формы взаимодействия учителя с родителями? (собрания, консультации, посещения на дому, родительские чтения, праздники и т.д.) Методы работы тоже разнообразны: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Одним из распространенных звеньев в сотрудничестве между родителями и педагогом считается классное родительское собрание. - Какие виды собраний вам известны? Среди видов можно выделить:
- организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии или подготовке к походу),
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога, врача, физкультурного работника и т.д.), тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,
- итоговые (четвертные) и т.д.
Поскольку мы с Вами занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. Предлагаю провести разминку, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания.
Задание№ 1 Отгадывание кроссворда «Работа с родителями»
Слайд №2
1) Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители - первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании) 2) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция) 3) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение). 4) Один из приемов активизации родителей. (Игра). 5) … - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета) 6) … - это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья) 7) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция) 8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания. (Аукцион)
Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс под названием «Родительское собрание». В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний. Давайте вспомним формы работы с родителями. Слайд № 3
Традиционные
Нетрадиционные
1
2
● Родительские собрания
● Общеклассные и общешкольные конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Деловая игра
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Музыкальная гостиная
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание, так как приходится общаться одновременно с более двадцатью незнакомыми взрослыми людьми. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хочу поделиться некоторыми приемами, которыми вы можете воспользоваться в будущем.
- На родительские собрания приглашаю заранее, рассылая родителям приглашения, где должна быть тема и время собрания (ПРИГЛАШЕНИЯ РАЗДАТЬ ПО ПОДГРУППАМ).
Задание № 2 Работа в группах на листах. 2 мин. Зачитываем. Слайд №4
Можно использовать и другие формы приглашения: звонок, сообщение в дневнике…
Уважаемые__________________________________
-
Как я знакомлюсь с родителями и знакомлю их друг с другом?
Приемы обыгрываем по подгруппам: Задание №3 - Игра в имена Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, Я - Светлана, С - стремительная) или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна - артистичная, наивная, нервная, аккуратная).
- На первом собрании мы принимали правила собрания. Эти принятые правила записали и повесили на видном месте на время собрания.
Правила должны:
- быть реальными для осуществления;
- быть понятными;
- не противоречить друг другу;
- быть написанными доступным языком;
- предусматривать разумное наказание за нарушение;
- быть известными для тех, кому они предназначены;
- приходить вовремя
- снимать верхнюю одежду
- быть корректными
- никого ни к чему не принуждать
- быть краткими
- отвергая предложение, необходимо вносить встречное
- Для того, чтобы лучше узнать детей своего класса и семьи, я провожу анкетирование. Анкета для родителей первоклассников помогает классному руководителю узнать особенности ребенка. Я выдаю такие анкеты на первом собрании, дома родители спокойно заполняют их и приносят. Слайд № 6,7
Анкета для родителей первоклассников
1. Ребёнок:
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
2. Мать:
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Образование
Место работы
Должность, телефон
3. Отец:
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Образование
Место работы
Должность, телефон
4. Состав семьи: (с кем постоянно проживает ребёнок)
Информация о ребёнке:
5. Часто ли болеет ребёнок?
Заболевания
Травмы
6. Какие кружки, секции посещает ребёнок?
7. Основные виды игр и занятий дома:
8. Какие меры наиболее действенны на ребёнка?
Поощрение
Наказание
9. Какие у ребёнка отношения с детьми?
10. Что Вас беспокоит в ребёнке?
11. На что обратить внимание учителю в работе с Вашим ребёнком?
12. Чем Вы можете помочь учителю в работе с детьми Вашего класса?
13. Адрес прописки ребёнка:
14. Адрес фактического проживания:
15. Ваши пожелания: !? Следующим методом диагностики является самоанализ родителей. Провожу тестирование по теме: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»
Задание № 5 Предлагаю вам побыть в роли пап и мам откровенно ответив на вопросы теста
Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?» Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет - 0 баллов.
-
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
-
Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
-
Современные школьные программы чересчур сложны.
-
Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
-
Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
-
Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
-
Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
-
Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
-
У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее
недостатков.
-
Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
-
Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее
должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели. -
В детстве всем необходимы занятия спортом.
-
За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
-
Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требу
ют от ребенка слишком многого. -
Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями,
поэтому долг родителей - до поры ограждать его от них.
Подведём итоги. Слайд №8
Вывод по итогам теста:
-
Необходимо строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми.
● Чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс предлагаю из перечисленных тем выбрать те, которые наиболее им интересны
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1. "Адаптация учащихся в 1-м классе. Правила поведения в школе".
2. "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей".
3. "Основы физиологии и гигиены младшего школьника".
4. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".
5. "Занятость ребенка"
6. "Трудно - почему?"
7. "Режим дня. Для чего он нужен?"
8. "Поведение детей в школе и дома"
9. "Как играют дети"
10. "Хочу и должен (по профилактике правонарушений)".
11."Я - гражданин своей страны"
12. "Досуг в семье"
13. "Дорожная азбука"
14. "Учим ребенка общаться"
15. "Экологическое воспитание в семье"
16. "Воспитание вежливости"
17. "Устав школы"
18. "Воспитание трудом"
19. "Права и обязанности родителей"
20. "Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи"
Задание № 6 Слайд № 9 Вы, как родитель, выберите и перечислите номера интересующих вас тем или предложите свои темы. (на листах)
В конце родительского собрания задаю вопрос: «Что же нас всех объединяет?» - Любовь, забота и внимание к детям Обращаю внимание на то, что взрослый человек, родитель не имеет права выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви своего ребёнка.
Предлагаю родителям творческую работу для оформления класса к 1 сентября. Слайд № 10
Задание № 7
Обведите свою ладонь и напишите, что вы хотите пожелать своему ребёнку в новом учебном году. (вывешиваются ладошки в форме голубя на доску)
Сегодня наш мастер-класс мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья. Слайд №11
Рецепт счастья:
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути».
И. Беляева