Мастер-класс. Тема: «Опыт работы классного руководителя с родителями»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме:

«Опыт работы классного руководителя с родителями»



«Воспитание эффективно там, где есть

постоянная заинтересованность

взрослых о ребёнке».

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с одной из технологий проведения родительских собраний.

2. Вовлечь участников мастер-класса в обсуждение проблемы.

3. Обогащение опыта работы классных руководителей.


Учитель начальных классов:

Якушева С.В.

МБОУ «Лицей №2»

2012 год Почти все педагоги сходятся на одном - без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. - Скажите, какие существуют формы взаимодействия учителя с родителями? (собрания, консультации, посещения на дому, родительские чтения, праздники и т.д.) Методы работы тоже разнообразны: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Одним из распространенных звеньев в сотрудничестве между родителями и педагогом считается классное родительское собрание. - Какие виды собраний вам известны? Среди видов можно выделить:

  • организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии или подготовке к походу),
  • собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога, врача, физкультурного работника и т.д.), тематические,
  • собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,
  • итоговые (четвертные) и т.д.







Поскольку мы с Вами занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. Предлагаю провести разминку, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания.

Задание№ 1 Отгадывание кроссворда «Работа с родителями»

Слайд №2


1) Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители - первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании) 2) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция) 3) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение). 4) Один из приемов активизации родителей. (Игра). 5) … - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета) 6) … - это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья) 7) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция) 8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания. (Аукцион)
Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс под названием «Родительское собрание». В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний. Давайте вспомним формы работы с родителями. Слайд № 3

Традиционные

Нетрадиционные

1

2

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Деловая игра

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Музыкальная гостиная

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги



Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание, так как приходится общаться одновременно с более двадцатью незнакомыми взрослыми людьми. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хочу поделиться некоторыми приемами, которыми вы можете воспользоваться в будущем.

  • На родительские собрания приглашаю заранее, рассылая родителям приглашения, где должна быть тема и время собрания (ПРИГЛАШЕНИЯ РАЗДАТЬ ПО ПОДГРУППАМ).

Задание № 2 Работа в группах на листах. 2 мин. Зачитываем. Слайд №4

Можно использовать и другие формы приглашения: звонок, сообщение в дневнике…

Уважаемые__________________________________



  • Как я знакомлюсь с родителями и знакомлю их друг с другом?

Приемы обыгрываем по подгруппам: Задание №3 - Игра в имена Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, Я - Светлана, С - стремительная) или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна - артистичная, наивная, нервная, аккуратная).

  • На первом собрании мы принимали правила собрания. Эти принятые правила записали и повесили на видном месте на время собрания.
Но прежде чем принимать правила собрания, я ознакомила родителей с правилами о правилах. У вас на столах в группах лежат памятки, чего стоит придерживаться при формулировки правил. НА СТОЛАХ Слайд №5

Правила должны:

  • быть реальными для осуществления;
  • быть понятными;
  • не противоречить друг другу;
  • быть написанными доступным языком;
  • предусматривать разумное наказание за нарушение;
  • быть известными для тех, кому они предназначены;
Задание № 4 Правила собрания. Предлагаю вам побыть в роли родителей и самим придумать правила собрания. Работа в группах (записывают на листах свои предложения) 2 мин. Зачитываем. У нас в классе были такие правила: Слайд № 5
  • приходить вовремя
  • снимать верхнюю одежду
  • быть корректными
  • никого ни к чему не принуждать
  • быть краткими
  • отвергая предложение, необходимо вносить встречное
Диагностика.
  • Для того, чтобы лучше узнать детей своего класса и семьи, я провожу анкетирование. Анкета для родителей первоклассников помогает классному руководителю узнать особенности ребенка. Я выдаю такие анкеты на первом собрании, дома родители спокойно заполняют их и приносят. Слайд № 6,7
Из данной анкеты вы можете получить информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка и психологических особенностях. Подобную анкету (информация о ребенке) я заполняю через некоторое время сама на каждого ребенка и даю возможность родителям сравнить свои представления с наблюдениями учителя. Это темы для личных бесед, индивидуальных консультаций.

Анкета для родителей первоклассников

1. Ребёнок:

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

2. Мать:

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Образование

Место работы

Должность, телефон

3. Отец:

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Образование

Место работы

Должность, телефон

4. Состав семьи: (с кем постоянно проживает ребёнок)

Информация о ребёнке:

5. Часто ли болеет ребёнок?

Заболевания

Травмы

6. Какие кружки, секции посещает ребёнок?

7. Основные виды игр и занятий дома:

8. Какие меры наиболее действенны на ребёнка?

Поощрение

Наказание

9. Какие у ребёнка отношения с детьми?

10. Что Вас беспокоит в ребёнке?

11. На что обратить внимание учителю в работе с Вашим ребёнком?

12. Чем Вы можете помочь учителю в работе с детьми Вашего класса?

13. Адрес прописки ребёнка:

14. Адрес фактического проживания:

15. Ваши пожелания: !? Следующим методом диагностики является самоанализ родителей. Провожу тестирование по теме: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»
Задание № 5 Предлагаю вам побыть в роли пап и мам откровенно ответив на вопросы теста

Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?» Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите се­бе 1 балл, если нет - 0 баллов.

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

  2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.

  3. Современные школьные программы чересчур сложны.

  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

  6. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского воз­раста, а не недостаток.

  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстни­ков.

  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее
    недостатков.


  1. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относи­лись к нему благожелательно.

  2. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее
    должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

  3. В детстве всем необходимы занятия спортом.

  4. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

  5. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требу­
    ют от ребенка слишком многого.

  6. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями,
    поэтому долг родителей - до поры ограждать его от них.

Подведём итоги. Слайд №8

Вывод по итогам теста:

  1. Необходимо строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми.

● Чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс предлагаю из перечисленных тем выбрать те, которые наиболее им интересны

ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. "Адаптация учащихся в 1-м классе. Правила поведения в школе".

2. "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей".

3. "Основы физиологии и гигиены младшего школьника".

4. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".

5. "Занятость ребенка"

6. "Трудно - почему?"

7. "Режим дня. Для чего он нужен?"

8. "Поведение детей в школе и дома"

9. "Как играют дети"

10. "Хочу и должен (по профилактике правонарушений)".

11."Я - гражданин своей страны"

12. "Досуг в семье"

13. "Дорожная азбука"

14. "Учим ребенка общаться"

15. "Экологическое воспитание в семье"

16. "Воспитание вежливости"

17. "Устав школы"

18. "Воспитание трудом"

19. "Права и обязанности родителей"

20. "Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи"

Задание № 6 Слайд № 9 Вы, как родитель, выберите и перечислите номера интересующих вас тем или предложите свои темы. (на листах)


В конце родительского собрания задаю вопрос: «Что же нас всех объединяет?» - Любовь, забота и внимание к детям Обращаю внимание на то, что взрослый человек, родитель не имеет права выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви своего ребёнка.
Предлагаю родителям творческую работу для оформления класса к 1 сентября. Слайд № 10

Задание № 7

Обведите свою ладонь и напишите, что вы хотите пожелать своему ребёнку в новом учебном году. (вывешиваются ладошки в форме голубя на доску)

Мастер-класс. Тема: «Опыт работы классного руководителя с родителями».

Сегодня наш мастер-класс мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья. Слайд №11

Рецепт счастья:

«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути».

И. Беляева


© 2010-2022