Авторская программа по математике Считай, смекай, отгадывай (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ «Рамонский лицей»

2015

Новикова Татьяна Геннадьевна

Авторская программа «Считай, смекай, отгадывай»

Данная программа развивает логическое мышление, учит находить связь математики с различными жизненными явлениями

Цели и задачи программы:

1.Формирование вычислительных навыков и умений;

2.Развитие логического мышления;

3.Уметь находить связь математики с различными жизненными явлениями;

4.Прививать любовь к математике через игровые ситуации;

5.Воспитать у детей интерес к решению логических задач и упражнений.

Данная программа решает поставленные задачи через четко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему знаний, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.

Как известно, математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, формирование умения правильно, логично рассуждать - основные цели математического образования.

Учащимся должны предлагаться не только отдельные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, требующие интеллектуальных усилий, связанных со всеми этими тремя направлениями одновременно.

Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие самой математике, как науке. Это - индукция, упорядочивание, симметрия, мера, математическое моделирование жизненных ситуаций. На этих же идеях строятся курсы математики основной и средней школ. Эти идеи внедряются через систему проблемно - развивающих знаний, требующих от учащихся умения применять одновременно счёт и геометрию, логику и симметрию, комбинировку и упорядоченный счёт и т.д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно освоить курс математики и в дальнейшем.

Современная лексика, включение сказочного и познавательного материала в большинство уроков, делает процесс обучения занимательным и в то же время подводит ученика к умению отвлечься от второстепенного и выделить математическое содержание задачи.

Для реализации современного курса математики начальной школы, наряду с методическими приёмами и находками, ставшивими классическими, должны быть использованы новые методики для обучения учащихся, решению простейших комбинаторных и логических задач, заданий на равновеликость фигур. Курс развивается индуктивно, от понимания ситуации на наглядно - интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.

Большое место в курсе занимают уравнения. Их решение подчиняется отработке вычислительных навыков, а не преобразованиям выражений, содержащих переменную. И, разумеется, уравнения не применяются для решения текстовых задач.

Данная программа соответствует содержанию последующего обучения математике в средней школе. Система знаний, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцированно.

Программа состоит из следующих разделов:

1.Содержание и структура учебного материала;

2.Требования к уровню подготовки учащихся.

3.Тематическое планирование предмета.

Содержание и структура учебного материала.

Арифметическое направление - основное направление курса математики начальной школы. Учащиеся должны выполнять все арифметические действия на множестве неотрицательных целых чисел и применять полученные знания к решению задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира.

Программа предусматривает обучение детей решению задач разных типов. При этом в один урок необходимо включение задач разных типов, с тем чтобы ребёнок самостоятельно учился распознавать задачи разных классов.

В программе предполагается, что геометрическая линия сочетается с арифметической, с первых уроков математики. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами, использование их при счёте, сравнение предметов по какому - либо признаку, переходят в простейшие построения геометрических фигур (отрезка, данной длины, луча, угла, треугольники и т.д.).

Рассматривается класс задач, связанных с упорядоченным счётом предметов, с подсчётом числа маршрутов, задания на разрезание и составление геометрических фигур и т.д.

Действия с именованными числами способствуют прочному усвоению учащимися вычислительных навыков.

Большинство задач с геометрическим содержанием, выполняется в виде характерных практических работ. Некоторые из таких работ носят исследовательский характер. Например, выяснить, какой прямоугольник ( с целочисленными измерениями) при заданном периметре имеет наибольшую площадь?

Логическая линия представлена набором задач на "сообразительность", на умение построить простейшую математическую модель ситуации, описанной в задаче. Об основе методов, которыми решаются эти задачи, лежит индукция, симметрия, чёткость, перебор всех возможных вариантов и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся.

При прохождении данной программы учащиеся должны:

-знать названия чисел от 0 до 1000;

-уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

-складывать и вычитывать числа в пределах 1000;

-уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

-решать задачи в 1-2 действия;

-находить периметр треугольника и прямоугольника (квадрата);

-решать уравнения вида: х+17=45-7; 10-х=25+14; х-40=50.

-знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр;

-складывать и вычитывать именованные числа;

-чертить лучи, острый, тупой и прямой углы.

Тематическое планирование. 34 ч.

Тема

Методические указания

Часы

1.

Цифры и знаки.

Чтение и запись чисел в пределах 100.

1ч.

2.

Числовые горизонтали.

Устное сложение и вычитание без перехода через десяток.

1ч.

3.

Я иду по лестнице.

Единицы измерения.

1ч.

4.

Богатыри и разбойники.

Задачи на разностное сравнение.

1ч.

5.

Математические головоломки.

Взаимообратные задачи.

1ч.

6.

Г.Потер играет в шахматы.

Задачи на логическое мышление.

1ч.

7.

Математические дорожки.

Действия с числовыми и буквенными выражениями.

1ч.

8.

Контрольная работа.

1ч.

9.

Математический кроссворд.

Уравнение и его решение.

1ч.

10.

Давайте раскрывать матрёшки.

Числовые выражения, состоящие из двух действий.

1ч.

11.

Задачи с одинаковыми числами.

Решение задач разными способами.

1ч.

12.

Занимательная геометрия.

Прямой, острый и тупой углы.

1ч.

13.

В замке Царицы Математики.

Нахождение периметра прямоугольника, квадрата.

1ч.

14.

Время. Единицы измерения времени.

Действия с величинами.

1ч.

15.

Вычисляем без ошибок.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.

1ч.

16.

Самостоятельная работа.

1ч.

17.

Поездка на мотоцикле.

Задачи на логическое мышление.

1ч.

18.

Числовые горизонтали пустыми клетками.

Применение при вычислении переместительного свойства сложения.

1ч.

19.

Математическая лесенка.

Сочетательное свойство сложения.

1ч.

20.

Игра "Десятка".

Решение уравнений новым способом.

1ч.

21.

Головоломки с неповторяющимися цифрами.

Развитие логического мышления.

1ч.

22.

Путешествие по стране Геометрии.

Произвольное начертание многоугольника, и нахождение его периметра.

1ч.

23.

Контрольная работа.

1ч.

24.

В лабиринте цифр.

Чтение, написание и сравнение трёхзначных цифр.

1ч.

25.

Великий математик.

Действия с величинами.

1ч.

26.

Задачи с одинаковыми цифрами.

Решение задач в 2 действия.

1ч.

27.

Задачи с дополнительными условиями.

Решение задач в 2-3 действия.

1ч.

28.

Из истории головоломок.

Задачи - шутки.

1ч.

29.

Цифровые судоку.

Развиваем логику.

1ч.

30.

Математический кроссворд.

Действия с величинами.

1ч.

31.

Числовые лабиринты.

Решение усложнённых уравнений.

1ч.

32.

Математическая пирамида.

Письменное сложение и вычитание чисел и соответствующих величин.

1ч.

33.

Помоги принцу найти золушку.

Нахождение периметра треугольника, квадрата, прямоугольника.

1ч.

34.

Контрольная работа.

1ч.



© 2010-2022