- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Путешествие по золотому кольцу России
Конспект урока по окружающему миру Путешествие по золотому кольцу России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дунаева Н.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
Тема урока. Путешествие по Золотому кольцу России.
Цель: создать у учащихся представление о древних городах, входящих в Золотое кольцо России (знать их названия и их достопримечательности), дать представление об архитектуре и памятниках древнерусских городов.
Задачи:1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями.
2. Развивать познавательную и творческую активность учащихся. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
3. Воспитывать гордость за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, бережное отношение к этому богатству. Воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры, любовь к Родине. Воспитывать чувство справедливости, коллективизм, умение радоваться успехам товарищей.
Формируемые метапредметные результаты:
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-действенных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ожидаемые результаты обучения: В результате изучения данной темы учащиеся:
- узнают историю создания древних русских городов, познакомятся с достопримечательностями городов Золотого кольца;
- будут учиться работать с информацией, ставить вопросы и отвечать на них, понимать историческую значимость городов России для будущих поколений.
Межпредметные связи на уроке:
География: Общие сведения о городах.
История: Возникновение первых поселений, достопримечательности городов Золотого кольца.
Тип урока: «открытие» нового знания. Продолжительность: 45 мин.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: парная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
-
Проектор, компьютер, экран;
-
Слайд-презентация «Золотое кольцо России»;
-
План - карта «Золотое кольцо» с карточками-названиями городов;
-
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. 2 часть. - М.: Просвещение, 2013 г.; тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков. 2 часть. - М.: Просвещение, 2013 г.
-
путеводные листы у каждого ученика;
- пазлы (гербы);
-
карточки с информацией у каждой группы;
-
сообщения учеников
План урока:
I. Эмоциональный настрой урока
II. Ведение в тему урока
1) Постановка проблемной ситуации
2) Сообщение темы
III. Получение новых знаний
1) Слово учителя
2) Сообщения учащихся
Физкультминутка
3) Работа с учебником
4) Работа в группах
IV. Закрепление полученных знаний
V. Включение новых знаний в систему повторения
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия деятельности
VIII. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой урока. Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места.
II. Ведение в тему урока.
1) Постановка проблемной ситуации.
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы-лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Плёс и Кострома,
Башенки резные,
Чудо-терема.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего недруга разя.
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы Кузнечные,
Улицы Гончарные.
Города старинные
К солнышку лицом
Для России стали
Золотым кольцом.
- Вы прослушали замечательное стихотворение. А о чем оно?
(О древнерусских городах, о красоте русской земли.)
- Какие названия городов вы услышали?
(Суздаль, Ростов, Плёс, Кострома.)
2) Сообщение темы
- Сформулируйте тему урока. 1слайд Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Своё путешествие мы начнём с нашей страны и побываем в нескольких древних русских городах, - все вместе они образуют «Золотое кольцо».
III. Получение новых знаний
1) Слово учителя - Почему кольцо? Почему золотое? «Золотое кольцо России» - популярный в нашей стране туристско-экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры. 2 слайд Посмотрите на план - карту размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины - Москве. - Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему путешествие. В каждом городе нас будут встречать экскурсоводы и рассказывать нам о городе, об основных достопримечательностях - У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. 3 слайд. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины. Посмотрите на карту. Назовите и покажите столицу нашей Родины. - Мы начнём и закончим своё путешествие в Москве.
- До первого города всего 60 километров на северо-восток - это Сергиев Посад. Здесь нас встречает экскурсовод Ангелина, Лёша и Данила
2) Сообщения учащихся
В 14 веке два брата решили стать отшельниками (тот, кто отказывается от общения с людьми, с внешним миром). В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. 4 слайд. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, остался. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь - это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.
Прошло много лет и у Сергия Радонежского появились соседи-монахи. Но не только монахи, вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Так на свет появился Сергиев Посад. 5 слайд.
Сейчас на месте хижины Сергия Радонежского располагается Троице Сергиева Лавра, которая признана главным монастырем России. Мощи святого Сергия захоронены в Троице-Сергиевой лавре. Слово «лавра» означает «главный, самый важный монастырь». Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы.
- В каком городе мы побывали? - Кто такой Сергий Радонежский? - Что он основал?
Мы покидаем Сергиев Посад, напишите название города в путеводном листе.
6 слайд. Далее мы оказываемся в городе Переславле-Залесском. Экскурсию по этому городу проведут Катя и Влад Стойка и Серёжа Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это? (Юрий Долгорукий). 7 слайд. В переводе с древнерусского, «Переславль» означает «перенявший славу». Одна из главных ценностей Переславля Залесского - уникальное Плещеево озеро. 8 слайд. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. Плещеево озеро имеет возраст около 30 тысяч лет. Оно почти правильной овальной формы, береговая линия занимает почти 27 км. В озере водится 16 видов рыб. Зимой озеро замерзает, а летом его поверхность, обычно спокойная и неподвижная, иногда покрывается большими волнами. На берегу этого «русского моря», так называют Плещеево озеро, 860 лет тому назад князь Юрий Долгорукий приказал основать город - крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский».
9 слад. В Переславле-Залесском родился князь Александр Невский. После смерти он был причислен к лику святых.
10 слайд. А ещё в этом городе есть замечательный «Музей чайника».
- По какому городу путешествовали?
- Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это? (Юрий Долгорукий.)
- Какие достопримечательности этого города вы запомнили? Отметим на путеводном листе название города и отправляемся дальше в путь.
- Следующий город - Ростов. Об этом городе расскажут экскурсоводы Андрей, Вика Гаврилова и Аня
11 слайд. Ростов - настоящая жемчужина Золотого кольца. Город Ростов - один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. По летописи, он был основан в IX веке (более 1200 лет назад). 12 слайд. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль, это крепостная стена для защиты города от врагов. За белыми стенами Кремля видны многочисленные купола церквей. Ростовские колокола известны во всем мире. В 17 веке было отлито 13 колоколов.
13 слайд. Самый большой колокол «Сысой» весит примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.
14 слайд. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Финифть - эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение.
- Как в древние времена с уважением называли этот город о котором сейчас шла речь? - Чем славится Ростов? (Ростовский кремль, ростовские колокола) - Что такое финифть? (Эмаль, специальная краска)
Запишите на путеводных листах название города.
ФИЗМИНУТКА
3) Работа с учебником 15 слайд. Теперь отправляемся в город Углич. Об этом городе мы почитаем в учебнике на стр. 89 (два ученик читают по цепочке) Этот город стоит на реке Волге. В этом месте она изгибается, течёт углом. Наверное, поэтому и город называется Углич. 16 слайд.
Послушаем экскурсовода Лену. Углич - один из древних городов России. Известен с 937 года. Здесь мы делаем короткую остановку в Угличском Кремле. В 16 веке в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного, девятилетний Дмитрий. На месте гибели царевича была возведена Церковь на Крови.
Углич не обладал в древности политической силой и не владел богатством. Он славен архитерктурными памятниками и красотой пейзажа, которая создаётся природой и древними сооружениями. В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектосатнция. Это одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. 17 слайд. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
- Почему этот город так назвали? - Какие достопримечательности есть в Угличе? - Отметьте название города и отправимся дольше по Золотому Кольцу.
От Углича недалеко до жемчужины Золотого кольца - Ярославля. 18 слайд.
Из этого города мы получили пакет с важной информацией.
4) Работа в группах
Разделимся на 3 группы, каждая получит свой пакет. Вскройте пакеты, ознакомьтесь с информацией. Подготовьтесь к выступлению. Ярославль - самый крупный город Золотого кольца. В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом. 19 слайд. Город был основан князем Ярославом Мудрым. Послушайте легенду о создании этого города: «Плыл как-то по Волге-реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости", - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль».
На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил город - Ярославль, символом которого стал медведь»
В XVIII веке Ярославль становится родиной русского национального театра. В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра. Ярославская земля - родина писателя Николая Алексеевича Некрасова.
- Кем основан город Ярославль? (Князем Ярославом Мудрым)
- Что вы узнали об этом городе?
Запишите название города в путеводных листах.
IV. Закрепление полученных знаний
а) На ваших путеводных листах напротив названия города запишите соответствующую этому городу достопримечательность. (Один человек работает у доски) Город Достопримечательности Сергиев Посад Троице-Сергиева лавра Переславль Залесский Плещеево озеро Ростов Финифть Углич Завод по произ-ву часов «Чайка» Ярославль Памятник Ярославу Мудрому б) Разделимся на команды, каждая команда получает пазлы с изображением гербов городов Золотого кольца. Побеждает команда, собравшая все пазлы правильно и быстро. V. Включение новых знаний в систему повторения - Работаем в парах. Открываем РТ на стр. 58, №7. Записываем вопросы для викторины о городах Золотого кольца с которыми мы сегодня познакомились. VI. Итог урока Сегодня наша экскурсия закончилась. - Вам понравилось сегодняшнее путешествие? - Посмотрите ещё раз на карту-схему. Какие города входят в Золотое кольцо России?
VII. Рефлексия деятельности - Что удалось на уроке? - Что было самым трудным? - Понравилась ли вам работа на уроке? - Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?
Оцените себя. Выберите колечко определенного цвета: зелёное - если урок оказался для вас полезным; жёлтое - если на уроке вам было интересно иногда; красное - если вы ничего нового не узнали, вам было скучно.
VIII. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.
За урок получили оценки…
Домой: учебник с. 85 -90, ПТ с. 58-59
1. Ярославль - самый крупный город Золотого кольца. В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом. Город был основан князем Ярославом Мудрым. Послушайте легенду о создании этого города: «Плыл как-то по Волге-реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости", - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль».
2. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил город - Ярославль, символом которого стал медведь»
3. В XVIII веке Ярославль становится родиной русского национального театра. В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра. Ярославская земля - родина писателя Николая Алексеевича Некрасова.
Москва
Углич
Сергиев Посад
Переславль-Залесский