- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс по теме Рефлексия
Мастер-класс по теме Рефлексия
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуторова М.С. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
-
Познакомить коллег с понятием "рефлексия";
-
Дать представление о классификации рефлексии;
-
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
-
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер - класс и участников мастер - класса.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер - классе.
В моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. Просьба: выписывать их по мере появления на экране. Спасибо!
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел - не успел)
- сенсорную (комфортно - дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше - хуже)
Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Уважаемые коллеги, а сейчас из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:
Р Е Ф Л Е К С И Я
Тема моего мастер - класса «Рефлексия». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
- Что можно применять?
-
Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
-
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
-
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
-
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
- рефлексия деятельности
- (это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
- Какие варианты?
-
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
-
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки - шарик остался возле ёлки;
-
«дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки;
Все эти варианты целесообразнее использовать в начальных классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
- рефлексия содержания учебного материала
- (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
- Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».
(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)
Практическая работа. Минутка релаксации.
А теперь я предлагаю поработать в парах. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите добрые слова, настройтесь на позитивное общение. Чувствуете ли вы тепло друг друга? Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас - хорошо для всех. А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «смайликов» (они вложены в конверты).
- Улыбающийся смайлик - очень интересный вариант
- Смайлик с закрытыми глазами - неплохой вариант,
- Грустный смайлик -Ваш вариант мне не понравился,
Обсуждение проектов
В одной притче говорится: "Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?"
А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,
нужным,
а главное - успешным.
В работе с детьми …
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и красная. Если вам понравился мой мастер - класс и вы будете это использовать в своей работе - покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло - покажите красную карточку.
Карта рефлексии урока
- Своей работой я:
- доволен…
- не совсем доволен…
- я недоволен, потому что…
- Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных…
- я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий
- Сегодня на уроке я…
- научился...
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
- этот урок дал мне для жизни…
Карта рефлексии урока
- Своей работой я:
- доволен…
- не совсем доволен…
- я недоволен, потому что…
- Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных…
- я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий
- Сегодня на уроке я…
- научился...
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
- этот урок дал мне для жизни…
понятие
Я знаю
Я узнал
Определение рефлексии
Классификация рефлексии по её функциям
Виды рефлексии настроения и эмоционального состояния
Виды рефлексии деятельности
Виды рефлексии содержания учебного материала
понятие
Я знаю
Я узнал
Определение рефлексии
Классификация рефлексии по её функциям
Виды рефлексии настроения и эмоционального состояния
Виды рефлексии деятельности
Виды рефлексии содержания учебного материала