Мастер-класс по теме Рефлексия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием "рефлексия";

  • Дать представление о классификации рефлексии;

  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер - класс и участников мастер - класса.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер - классе.

В моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. Просьба: выписывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел - не успел)

- сенсорную (комфортно - дискомфортно)

- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал)

- духовную (стал лучше - хуже)

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Уважаемые коллеги, а сейчас из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:

Р Е Ф Л Е К С И Я

Тема моего мастер - класса «Рефлексия». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
  • Что можно применять?
  • Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

  • «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.



  • рефлексия деятельности
  • (это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
  • Какие варианты?
  • Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки - шарик остался возле ёлки;

  • «дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки;



Все эти варианты целесообразнее использовать в начальных классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
  • рефлексия содержания учебного материала
  • (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
  • Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)

Практическая работа. Минутка релаксации.

А теперь я предлагаю поработать в парах. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите добрые слова, настройтесь на позитивное общение. Чувствуете ли вы тепло друг друга? Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас - хорошо для всех. А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «смайликов» (они вложены в конверты).

  • Улыбающийся смайлик - очень интересный вариант
  • Смайлик с закрытыми глазами - неплохой вариант,
  • Грустный смайлик -Ваш вариант мне не понравился,

Обсуждение проектов

В одной притче говорится: "Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?"

А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,

нужным,

а главное - успешным.

В работе с детьми …

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!



РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и красная. Если вам понравился мой мастер - класс и вы будете это использовать в своей работе - покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло - покажите красную карточку.

Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:
  • доволен…
  • не совсем доволен…
  • я недоволен, потому что…
  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
  • они мне нравятся больше остальных…
  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • они легче остальных заданий
  • Сегодня на уроке я…
  • научился...
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…
  • этот урок дал мне для жизни…



Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:
  • доволен…
  • не совсем доволен…
  • я недоволен, потому что…
  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
  • они мне нравятся больше остальных…
  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • они легче остальных заданий
  • Сегодня на уроке я…
  • научился...
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…
  • этот урок дал мне для жизни…

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

Мастер-класс по теме Рефлексия

понятие

Я знаю

Я узнал

Определение рефлексии

Классификация рефлексии по её функциям

Виды рефлексии настроения и эмоционального состояния

Виды рефлексии деятельности

Виды рефлексии содержания учебного материала

понятие

Я знаю

Я узнал

Определение рефлексии

Классификация рефлексии по её функциям

Виды рефлексии настроения и эмоционального состояния

Виды рефлексии деятельности

Виды рефлексии содержания учебного материала



© 2010-2022