- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по литературному чтению 3 кл
КТП по литературному чтению 3 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова С.В. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№
Дата
Тема урока
Применение ИКТ
Дополнительные сведения
По плану
По факту
Результаты: предметный,
метапредметный,
личностный.
Домашнее задание
Глава 1. Вступаем в неизвестный мир ( 18 часов)
1/1
01.09
1 часть
Обращения автора. Ю.П.Мориц
«1 сентября». Что такое миф.
( стр.3-7)
Презентация
Воспринимать учебный текст, Уметь ориентироваться в учебнике: - различать форзацы, титульный лист, оглавление; - понимать информацию, размещенную на них; - понимать систему знаков, структуру учебника: деление содержания на главы, их названия; - представлять по обложке, названиям глав, рисункам на шмуцтитулах, оглавлению содержание предстоящей в учебном году работы, ее особенности, сходство и отличие от предыдущих годов обучения.
Декламировать стихотворный текст, выразительно читать текст на основе разметки (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения.
Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста. Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста
С.8. Составление контрастных
(антонимических) пар
2/2
03.09
Отношения человека и природы в древности. Карельские сказания
« Калевала», славянские мифы.
(стр.8-11)
С.9-10.
Выразительное чтение отрывка
3/3
04.09
Народная сказка «Яичко»
(стр.12-14)
С.15-17
4/4
05.09
С.Я.Маршак « Дом . который построил Джек» М.Я. Бородитская «Убежало молоко»
(стр. 15-19)
С.19
Стих. М.Я.Бородитской наизусть
5/5
08.09
Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы».
(стр.19-26).
С. 171
( Картинная галерея
диск).
С.26
Читать сказку и отвечать на вопросы.
6/6
10.09
Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы».
(стр.27-30)
С.27-30
Чтение сказки
с помощью картинного плана.
7/7
11.09
Русская народная сказка « Царевна лягушка». Мир волшебной сказки в живописи: В.Васнецова,И.Билибин.
(стр.27-30)
С.172-173
( Картинная галерея диск).
Создать свою иллюстрацию к сказке.
8/8
12.09
Русская народная сказка « Сивка-бурка». Особенности положения героя в семье, особенности его внешности.
(стр.31-40)
Презентация Элементы обряда, «законы» волшебной народной сказки.
Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.
Понимать цели и назначение заглавия произведения. Различать характеристики литературного героя и отношение автора к нему, выраженное в описании его внешности и поступков. Осознавать следы мифологических представлений о силе слова, колдовстве в авторском тексте (с юмористической точки зрения). Определять особенности языка автора. Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия)
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударе ния, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических.. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух.
Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание и язык произведения. Расширять представление о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя, уметь характеризовать главного героя и персонажей с опорой на предложенные характеристики,
Анализ текста.
Уметь анализировать тексты одноклассников: сказки, отзывы, сочинения - с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия)
Дочитать сказку до конца.
9/9
15.09
Русская народная сказка « Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи: В.Васнецов,Т.Маврин.
(стр.31-40)
С.174-175( диск Картинная галерея).
Работа с «кадрами фильма» с.40
10/10
17.09
Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.
(стр.41-42)
Творческое задание, с.42
11/11
18.09
Русская народная сказка «Хаврошечка»
(стр.42-47)
С.47. Рассказать сказку с опорой на схему.
12/12
19.09
Обобщающий урок по сказкам. Отзывы о произведениях.
(стр.48)
По выбору: сочинить собственную сказку.
13/13
22.09
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М.Новицкий «Береза», И.А.Бунин «Все лес и лес», М.Врубель « Сирень».(стр.49)
С.177( диск Картинная галерея).
Стихотворение наизусть (любое).
14/14
24.09
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И.Тютчев «Полдень», М.Врубель «Пан»
(стр.50)
С.176( диск Картинная галерея).
Ф.И.Тютчев
« Полдень» наизусть.
15/15
25.09
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И.Тютчев « Полдень», М.Врубель «Пан»
(стр.50)
С.176( диск Картинная галерея).
Повторить Ф.И.Тютчев
« Полдень»
16/16
26.09
Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н.Носова
« Шурик у дедушки» (стр.51-60)
Дочитать рассказ до конца.
17/17
29.09
Н.Н.Носов « Шурик у дедушки». Анализ картины п.Синьяка
« Красный буй» (стр.51-60)
С.178( диск Картинная галерея).
Сочинение о летних впечатлениях
18/18
01.10
Анализ художественных приемов в стихотворении М.В.Исаковского
«Попрощаться с теплым летом».
« Проверь себя»
(стр.60-61)
Вопрос 3 и задание 1 («..О чем же рассказ?»),
С.60
Глава 2. В единой семье всего живого (22 часа)
19/1
02.10
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. С. 64-67
Презентация
Древнегреческие боги, стихия.
Ориентироваться в мифологических представлениях древних греков о богах, разделении власти над миром между ними, о связи богов с природными стихиями. Рассматривать и толковать скульптурные образы, символику, использованную в изображении богов, в оформлении учебного текста, схемы. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Выбирать словарь (или раздел словаря) в зависимости от цели поиска.
Выбирать из информации (как зачитываемой, так и воспринимаемой на слух) ту, что отвечает требованиям учебного задания. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов
Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Углубить представление об особенностях поэтического текс та: олицетворении, использовании сравнения. Уметь сравнивать стихотворения
Высказывать предположение о причине сходства богов у разных народов, наличия богов, олицетворяющих силы природы, богов, покровительствующих воинам и земледельцам. Иметь представление о делении мира, богов на «добрых» и «злых», противоборстве этих миров. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении страниц учебного текста, схемы.
Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения.
Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности (фольклорный сюжет как основа авторского произведения). Анализировать текст (видеть в нем классическое начало и концовку, сходство с фольклорным сюжетом, сходство главных героев, отношения между ними, наличие волшебного предмета, мотив испытания главного героя, мотив воскрешения из мертвых). Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (передавать в чтении свое отношение к герою и его поступкам).
Уметь использовать литературоведческие термины в анализе стихотворений. Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворных текстов, высказывать собственное суждение.
Исследовательское задание со c. 68; принести книгу с мифами
20/2
03.10
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. С. 68-69
Творческое задание, с. 69
21/3
06.10
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя. (по древнегреческому мифу о Прометее).
С. 70-73
Вопрос 1,
с. 73
22/4
08.10
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее )
Древнегреческие боги, стихия.
хрестоматия.
Продолжить заполнение справочника (задание на c. 68); задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 1121
23/5
09.10
Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…». С. 74
Презентация
Выучить наизусть одно из стихотворе
ний, с. 74
24/6
10.10
Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Представление о пантеоне богов у древних славян. Легенда «Земля со дна океана».
С. 75-77
Учебная информация, противоборство «миров».
Продолжить заполнение справочника, принести книги со славянскими мифам
25/7
13.10
Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана». С. 77-79
Презентация Мифы разных народов, древние славяне.
Задание на с. 79 (иллюстра
ция или мини сочие
ние); задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 112
26/8
15.10
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». С. 79-8
Черты русской народной сказки, силы природы.
Подготовить чтение по ролям отрывка из сказки
27/9
16.10
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…».
С. 82-83.
с. 180-181 (диск Картинная галерея)
Выучить наизусть одно из стихотворений
28/10
17.10
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Сочинение по впечатлениям о картине. С. 82-83;
с. 180-181 (диск Картинная галерея)
Продолжить работу над сочинением, редактиро
вать, оформлять
29/11
20.10
Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». С. 84-9
Презентация, авторская и фольклорные сказки.
Читать отрывок сказки
30/12
22.10
Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками. С. 84-97
Презентация, авторская и фольклорные сказки.
Дочитать сказку до конца
31/13
23.10
Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок.
С. 84-97
Презентация, авторская и фольклорные сказки.
Подготовить отрывок для выразительного чтения наизусть, иллюстрацию к сказке
32/14
24.10
Библиотечный урок.
Сказки А.С. Пушкина
Диафильм по содержанию сказки.
Задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 112
33/15
27.10
Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…» С. 98
Выучить стихотворение наизусть (с. 98)
34/16
29.10
Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Работа с приемом олицетворения. С. 99;
с. 182-183 (Картинная галерея)
Выучить стихотворение наизусть; задание 4 из рубрики «Проверь себя», с. 112
35/17
30.10
Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». С. 100-103
Задание для инсценирования, с. 10
36/18
31.10
Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я.Снегирева «Чудесная лодка». С. 103-105
«Чудеса в обычных вещах»
Вопрос 2, с. 105
37/19
10.11
Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…». С. 105-10
Презентация
Одно из стихотворений выучить наизусть; задание 4 из рубрики «Проверь себя», с. 11
38/20
12.11
Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». С. 106-109
Обнаруживать прием олицетворения, использованный автором. Осознавать разницу олицетворения как приема, используемого в сказке А.С. Пушкина, в стихотворении А.А. Фета (авторских произведениях), и оживления, одухотворения природы в мифологических представлениях древних. Понимать использование авто ром символов, приписывание человеческих чувств явлениям природы. Использовать термин «эпитет» при анализе стихотворения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Вопрос 2,
с. 10
39/21
13.11
Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок
Написать отзыв по самостоятельно прочитанной сказке С.Г. Козлова задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 11
40/22
14.11
Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя». С. 110-112
Организация защиты проектов, подготовленных при изучении главы (по заданиям рубрики «Проверь себя»)
Глава 3. Открываем мир заново. (20 часов)
41/1
17.11
Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле матери. С. 114-115
Иметь представление о мифологическом объяснении смен времен года у древних славян. Читать и уметь истолковывать эпиграф к разделу, пословицы о земле. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении учебного текста. Углублять представление о пословице. Уметь самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике, словари в библиотеке. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска.
Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер. Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Иметь представление о вере древ них в силу слова, дошедшей до настоящего времени в виде закличек.
Уточнять представления об особенностях малых фольклорных форм. Уметь сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (знакомство с выставкой книг). Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений.
Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании про читанного текста: совершаем поэтические открытия вместе с автором. Анализировать выразительные средства, создающие поэтические образы в прозаическом произведении.
Наблюдать за способами рифмовки, использованными в стихотворениях. Наблюдать за впечатлением, которое, связано со способом рифмовки.
Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его хаактер, особенности, анализировать текст (определять принадлежность сказки к сказкам о животных, а не к волшебным; находить традиционные, привычные для русской сказки черты: характер лисы, ее поведение, обращение к хвосту и лапам как независимым, самостоятельно действующим существам - и неожиданные, особенные, свойственные сказкам других народов). Актуализировать знания об основных чертах и закономерностях сказок о животных.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст с позиций: - характеры персонажей (Утки и Селезня); - отношение автора к персонажам; - отражение этого отношения в выборе выразительных средств. Различать самохарактеристики литературного героя и отношение автора к нему, выраженное в описании его внешности и поступков.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рассматривать и описывать картину И. Левитана «Тихая обитель». Писать сочинениеописание по картине.
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе, подводить итоги по работе с задания ми рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени
Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 164 творческое
задание, с. 115
42/2
19.11
Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны». С. 116-118
Вопрос 2 и 3, с. 118
43/3
20.11
Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». С. 119-12
Исследовательское задание, с. 122
44/4
21.11
Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок
Разные словари русского языка
Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 164
45/5
24.11
Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом».
С. 123-125
Дописать, оформить отзыв на произве
дение
46/6
26.11
Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»). С. 126-127
Презентация
Выучить одно из стихотворений наизусть; творческое задание на с. 127
47/7
27.11
Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса». С. 128-13
Вопрос 2, с. 130
48/8
28.11
Нравственный смысл произведения Д.Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка». С. 130-134
Прочитать вторую главу (с. 134-137)
49/9
01.12
Особый почерк писателя Д.Н. МаминаСибиряка (по сказке «Серая Шейка»). С. 134-137
Прочитать третью главу (с. 137-141)
50/10
03.12
Особый почерк писателя Д.Н. МаминаСибиряка (по сказке «Серая Шейка»). С. 137-141
Презентация
Прочитать четвертую главу (с. 141-144
51/11
04.12
«Серая Шейка»: сказка или рассказ?
С. 141-145
Придумать продолжение сказки (творческое задание, с. 145)
52/12
05.12
«Серая Шейка»: сказка или рассказ? С. 134-145
Оформить свою работ
53/13
08.12
М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…» С. 145-147
Выразительно читать стихотворения
54/14
10.12
Идейно-нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце». С. 147-150
Презентация
Подготовить чтение по ролям диалога между девочкой и стариком
55/15
11.12
Творческий почерк писателя П.П. Бажова сказ «Серебряное копытце».
С. 151-155
Чтение по ролям отрывка из сказки
56/16
12.12
Творческий почерк писателя П.П. Бажова сказ «Серебряное копытце».
С. 155-159
Вопрос 3, с. 159
57/17
15.12
Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) или анализ картины М. Шагала «Синий дом»
Написать отзыв на произведение П.П. Бажо ва
58/18
17.12
Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина…») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины…»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». С. 160-161
с. 186 (диск Картинная галерея)
Выучить стихотво
рение наизусть. По желанию нарисовать ил люстрацию к стихотворе
нию М.Ю. Лермонтова
59/19
18.12
Поэтические образы малой родины: Н.И.Рыленков «Все в таю щей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине.
С. 162-163;
с. 187 (диск Картинная галерея)
Продолжить работу над сочинением: редактиро
вать, оформлять.
60/20
19.12
«Проверь себя». С. 164
Глава 4. Времена, когда звери говорили. (26 часов)
61/1
22.12
«Объяснительные» сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). С. 4-6 Р/к
Лукошко
Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета, невозможность отнесения сказки ни к волшебным, ни к сказкам о животных.
Исследовательское задание, с.6
62/2
24.12
«Объяснительные» сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка).
С. 6-8 Р/к
Лукошко
Задания
для инсценирования, с. 8
63/3
25.12
«Объяснительные» сказки разных народов: «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).
С. 8-11 Р/к
Лукошко
Исследовательское задание, с. 11
64/4
26.12
Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости».
Сравнение научного описания, художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок. С. 11-13
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных.
Сравнивать научное описание и «объяснительное описание» на родных сказок (наличие или от сутствие терминов, образных выражений, отношения к описываемому).
Анализировать текст с точки зрения: - соответствия заголовка теме или основной мысли художественного текста; - композиции: найти вступление, заключение; - принадлежности к жанру и стилю (сказка или рассказ; «объяснительная» сказка или поучительный рассказ; художественный или научный текст). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Выявлять черты принадлежности этого текста к научному или художественному стилю, уметь сформулировать вывод о том, что текст является научнопопулярным.
Анализировать текст с позиций: - портрет Варюши, предположения о ее характере; - своеобразие языка произведения: метафоры как способ создания портрета героини; - жанровые особенности произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст - описание родной природы, поэтические открытия в прозаическом тексте.
На усмотрение учителя уроки можно посвятить: - расширению читательского кругозора и знакомству детей с произведениями Г.А. Скребицкого, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского; - работа с картиной В. Бакшеева «Голубая весна»; - написанию сочинений о приходе весны. (Возможные формы проведения урока: библиотечный урок, работа по картине В. Бакшеева «Голубая весна».)
Сопоставлять виды искусства: рассматривать картину В. Поле нова «Заросший пруд», анализировать способы, которыми художник передает настроение картины, обращает внимание зрителей на детали. Сравнивать красоту стихотворного текста с настроением живописного полотна.
Различать отношение автора к описываемому, выраженное в особой интонации рассказов, неспешности и теплом юморе, в отборе средств художественной выразительности. Видеть совпадение позиции героя рассказов и автора.
Уметь представлять свое сочинение, обсуждать представленные работы. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Осмысливать предназначение человека, след, который может оставить человеческая жизнь. Творческое наследие С. Маршака. Анализировать средства выразительности, использованные в тексте: эпитеты, скрытые сравнения, олицетворения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе раз метки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Выучить стихотворение наизусть
65/5
12.01
Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». С. 14-19
Презентация
Прочитать текст, с. 14-19; сделать к нему иллюстрации
66/6
14.01
Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».
С. 14-19
Творческое задание, с. 20
67/7
15.01
Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. С. 20; материалы Хрестоматии
Презентация
Записать и оформить сказку (задание 5, с. 20)
68/8
16.01
Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы».
С. 21
Найти в тексте признаки и научного, и художественного текста
69/9
19.01
Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы». С. 22-24
Пересказ рассказа
70/10
71/11
21.01
22.01
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. С. 24-2
Жанровые особенности.
Завершить и оформить проектную работу
1 и 2 на с. 48
72/12
23.01
Духовнонравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?
С. 26-29
Картины родной природы. ролик
Задание для работы в группе, с. 29
73/13
26.01
К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка?
С. 30-34
Картины родной природы.
Вопрос 2 на с. 34, читать с. 30-34
74/14
28.01
Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко». С. 34-36
Картины родной природы.
Выучить наизусть отрывок описания прихода весны (задание на с. 36)
75/15
76/16
29.01
30.01
Природа родного края в произведениях писателей, художников. С. 36-37
с. 179 (диск Картинная галерея
Закончить и оформить работу, начатую на уроке. Задание 3 на с. 48 «Проверь себя»
77/17
02.02
Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».
С. 38; с. 180 (Картинная галерея)
Поэтические образы.
Выучить стихотворение наизусть; доработать мини сочинение
78/18
04.02
Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).
С. 39-4
Презентация
Прочитать рассказ на с. 40-41, принести книги Ю.И. Коваля
79/19
05.02
Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).
С. 39-41
Выразительное чтение рассказа по выбору (задание на с. 42
80/20
06.02
Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». С. 42
Презентация
выучить стихотворение наизусть; - творческое задание, с. 43
81/21
09.02
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». С. 43
Выучить стихотворение наизусть, создать иллюстрацию
82/22
11.02
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег». С. 44
181 (Картинная галерея)
Доработать сочинение-описание.
83/23
12.02
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик». С. 45
Выразительное чтение стихотворения.
84/24
13.02
Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». С. 46-47
Принести рассказ В.Ю. Драгунского, подготовить читательский отзыв.
85/25
16.02
Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского
Средства выразительности
86/26
18.02
86 (26). «Проверь себя». С. 48
Доказательный или образный характер
Глава 5. Всмотрись в мир своей души. (16 часов)
87/1
19.02
Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств.
С. 50-51
Интернет
Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанно го, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вести самостоятельный поиск информации в соответствии с заданными критериями.
Воспринимать и осмысливать иллюстрации В. Серова к басням И.А. Крылова. Уметь анализировать подробности иллюстрации, точность в передаче движений животных и одновременно характера персонажей басни.
Осознавать, что басня - древний жанр литературы, видеть связь басни с мифологическими представлениями о мире и человеке. Проводить сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Эзопа: отличие композиционного построения, мораль может меняться в соответствии с требованиями эпохи (авторы делают разные выводы из одного сюжета), более разработанные образы в баснях Крылова. Понимать законы жанра: наличие морали, сходство со сказками о животных, нравоучительный характер.
Уметь создавать собственный текст. Иметь представление о басне, ее построении, жанровых особенностях.
Проводить сравнительный анализ басен, написанных разными авторами в разное время.
Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение.
Распознавать черты фольклор ной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий. Определять особенности языка сказки.
Анализировать текст с позиций: - характер лягушки (через анализ ее мыслей и поступков); - отношение автора к лягушке, отражение этого отношения в вы боре выразительных средств. Понимать сущность поведения лягушки, самостоятельно делать выводы. Самостоятельно интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание произведения.
Отбирать, различать средства вы разительности, создающие юмористический характер текста. Иметь представление о законах юмора.
Иметь представление о законах юмора. Расширять представление о рас сказах авторов В.В. Голявкина, И.М. Пивоваровой, А.Б. Раскина, О.Ф. Кургузова.
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени.
Найти информацию о том, как разные на роды представляли себе происхождение человека
88/2
20.02
Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала». С. 52
с. 182 (Кар тинная галерея)
Выразительное чтение стихотворения, с. 52
89/3
25.02
Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
С. 53-54
Презентация
Подготовить выразительное чтение басни, инсценирование
90/4
26.02
Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями В. Серова к басням. С. 55;
с. 183 (диск Картинная галерея)
Выучить басню наизусть
91/5
27.02
Басня - древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова
. С. 56-57
Творческое задание, с. 57; задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 82
92/6
02.03
Накопление творческого опыта. Сочинение басни в проз
Задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 82
93/7
04.03
Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова
Задание 1 и 2 из рубрики «Проверь себя», с. 82
94/8
05.03
Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны». С. 58
Выразительно читать стихотворение
95/9
06.03
Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики».
С. 59-62
Задание для групповой работы (с. 62)
96/10
11.03
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».
С. 63-66
Читать с. 66-67
97/11
12.03
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».
С. 66-70
Записать мораль к сказке, научиться выразительно читать отрывок
98/12
13.03
Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).
С. 71-72
Прочитать один из рассказов барона Мюнхаузена,. Задание 3 «Проверь себя», с. 82
99/13
16.03
Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».
С. 73-78
Закончить работу по выделению авторских средств выразительности, создающих юмористический характер текста
100/14
18.03
Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». С. 73-78
Вырази тельное чтение отрывка (задание на с. 78)
101/15
19.03
Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».
С. 79-81
Подготовка к защите проектов по заданиям рубрики «Проверь себя», с. 82
102/16
20.03
«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. С. 81-82
.
Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве. (20часов)
103/1
01.04
Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). С. 84-88
Мифологические представления.
Читать и толковать эпиграф к разделу. Воспринимать учебный текст.
Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства. Ориентироваться в учебнике: уметь находить информацию в уже про читанных произведениях.
Рассматривать иллюстрации учебника: картину Камиля Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», древнее изображение на стене пещеры
Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Создавать сочиненияописания по картине
Различать настроение поэта, видеть его смену. Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения. Углублять представления об особенностях поэтического текста. Сравнивать стихотворения.
Воспринимать информацию о структуре и назначении отзыва о произведении
Анализировать текст с позиций: - портрет Дюймовочки, нежное трогательное ее описание; при меты волшебства в ее рождении; - описание других персонажей: жабы и ее сыночка, отличие их описания от того, что могло бы встретиться в народной сказке. Объяснять секрет имени героини
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст с позиций: - главная героиня сказки - ее отличительные черты и черты сходства с героями других сказок (Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Мальчикспальчик); - финал сказки: сходство и различие с традиционным финалом народной сказки.
Анализировать текст с позиций: - чувства и размышления Нильса во время событий сказочной повести; - изменение отношения стаи к Нильсу, причина этого изменения; - осознание развития характера героя.
Уметь представлять свой отзыв. Понимать учебную информацию об аннотации. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом.
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников, в том числе, подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени
Читать с. 84-88
104/2
02.04
Возникновение искусства. Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»). С. 88-91
Подготовить короткий рассказ о любимом произведении искусства
105/3
106/4
03.04
06.04
Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя». С. 92;
с. 184 ( диск Кар тинная галерея)
Сочинение описание по картине А. Герасимова «После дождя
107/5
08.04
Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». С. 92-9
Творческое задание, с. 95
108/6
09.04
«Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»). С. 96-9
Выразительное чтение стихотворения на выбор (по желанию выучить наизусть)
109/7
10.04
Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении. С. 99
Прочитать выбранную книгу, написать отзыв
110/8
13.04
Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». С. 100-103
Вопрос 1, с. 104: подчеркнуть в тексте
111/9
15.04
Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья.
С. 105-115
Записать план событий прочитанной части сказки, составить подробный пересказ
112/10
16.04
Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. С. 104-115
Подготовка к инсценированию сказки
113/11
17.04
Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка». С. 115-120
Вопрос 2,с. 120;
114/12
20.04
Знакомство с повестьюсказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С. 121-125
Презентация
Вопрос 1,
с. 125
115/13
22.04
Характер главного героя и других персонажей повестисказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С. 126-132
Задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 136; вопрос 2, с. 132
116/14
117/15118/16
23.04
24.04
27.04
Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии или книг
Читать сказочную повесть по частям.
119/17
29.04
Отзыв о произведении. С. 99
Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 136
120/18
30.04
Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Снытьтрава», А. Дюрер «Трава». С. 133-134;
Учебная информация.
с. 185-186 (Картинная галерея)
Выразительно читать текст М.М. Пришвина,
с. 133-134
121/19
04.05
М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».
С. 134-135
Учебная информация.
Оформить текст, созданный на уроке
122/20
06.05
«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. С. 136
Учебная информация.
Лента времени.
Глава 7. Без тебя мир неполный. (14 часов)
123/1
07.05
След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». С. 138-14
Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения.
Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов.
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Анализировать стихотворение, средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм.
Осознанно воспринимать содержание рассказа «Воробей» и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать главную мысль рассказа - утверждение силы любви, восхищение ее жертвенностью.
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать связи между изображаемым пейзажем и внутренним состоянием героя.
Воссоздавать по деталям внешний вид Жучки.
Уметь конструировать высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст, отбирать средства выразительности.
Формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношениях Дениски и отца. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.
Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения
Найти и принести в класс сказания разных народов о потопе
124/2
08.05
Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева
Пересказывать текст
125/3
11.05
Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. 141-144
Выразительное чтение отрывка из стихотворения
126/4
13.05
Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок». С. 145-146;
с. 187 (диск Картинная галерея)
Научиться выразитель
но читать стихотворение М.Я. Бородицкой «Котенок», с. 146; по желанию выучить его наизусть
127/5
14.05
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей». С. 146-14
Научиться выразительно читать отрывок из рассказа
128/6
15.05
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина Михайловского «Детство Темы».
С. 148
Вопрос 3, с. 152
129/7
18.05
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина Михайловского «Детство Темы».
С. 152-155
Вопрос 3, с. 155
130/8
20.05
Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». С. 155-159
Читать текст, ответить на вопрос 3, с. 159
131/9
21.05
Письмо герою повести Теме. Или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». С. 159
Закончить и оформить работу
132/10
22.05
Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он». С. 16
Творческое задание, с. 160
133/11
25.05
Пробуждение чувств в душе юного героя (по рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре»). С. 161-166
Читать текст, ответить на вопрос 2, с. 166
134/12
27.05
Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»). С. 166-172
Читать текст, ответить на вопрос 2, с. 172
135/13
28.05
Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). С. 172-173;
с. 188-189 (Картинная галерея)
Творческое задание с. 172
136/14
29.05
Литературная викторина.
Задание на лето
Интернет-ресурсы
Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира
( skazkihome.info/)
Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных трупп школьников)
(ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
Электронные библиотеки ( gnpbu. ru.):
Русская виртуальная библиотека, rvb. Ru
Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.)
httpHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"://HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"kidsbookHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"narodHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"ruHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"/
Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене)
Дважды пять: детская библиотека.
(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок. рассказов и стихов.)
http ://HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"tenHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"2HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"xHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"5.HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"narodHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"ruHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"/HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"biblioHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"htm
Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных | произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) httpHYPERLINK "litera.edu.ru/"://HYPERLINK "litera.edu.ru/"literaHYPERLINK "litera.edu.ru/".HYPERLINK "litera.edu.ru/"eduHYPERLINK "litera.edu.ru/".HYPERLINK "litera.edu.ru/"ru
Большая детская библиотека.
(Zip-библиотека детской литературы на сервере KidHYPERLINK "kid.ru/".HYPERLINK "kid.ru/"ru.)
http: kid.ru/index3.php3