КТП по литературному чтению 3 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


Дата

Тема урока

Применение ИКТ

Дополнительные сведения

По плану

По факту

Результаты: предметный,

метапредметный,

личностный.

Домашнее задание

Глава 1. Вступаем в неизвестный мир ( 18 часов)

1/1

01.09

1 часть

Обращения автора. Ю.П.Мориц

«1 сентября». Что такое миф.

( стр.3-7)

Презентация

Воспринимать учебный текст, Уметь ориентироваться в учебнике: - различать форзацы, титульный лист, оглавление; - понимать информацию, размещенную на них; - понимать систему знаков, структуру учебника: деление содержания на главы, их названия; - представлять по обложке, названиям глав, рисункам на шмуцтитулах, оглавлению содержание предстоящей в учебном году работы, ее особенности, сходство и отличие от предыдущих годов обучения.

Декламировать стихотворный текст, выразительно читать текст на основе разметки (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения.

Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста. Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста

С.8. Составление контрастных

(антонимических) пар

2/2

03.09

Отношения человека и природы в древности. Карельские сказания

« Калевала», славянские мифы.

(стр.8-11)

С.9-10.

Выразительное чтение отрывка

3/3

04.09

Народная сказка «Яичко»

(стр.12-14)

С.15-17

4/4

05.09

С.Я.Маршак « Дом . который построил Джек» М.Я. Бородитская «Убежало молоко»

(стр. 15-19)

С.19

Стих. М.Я.Бородитской наизусть

5/5

08.09

Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

(стр.19-26).

С. 171

( Картинная галерея

диск).

С.26

Читать сказку и отвечать на вопросы.

6/6

10.09

Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

(стр.27-30)

С.27-30

Чтение сказки

с помощью картинного плана.

7/7

11.09

Русская народная сказка « Царевна лягушка». Мир волшебной сказки в живописи: В.Васнецова,И.Билибин.

(стр.27-30)

С.172-173

( Картинная галерея диск).

Создать свою иллюстрацию к сказке.

8/8

12.09

Русская народная сказка « Сивка-бурка». Особенности положения героя в семье, особенности его внешности.

(стр.31-40)

Презентация Элементы обряда, «законы» волшебной народной сказки.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

Понимать цели и назначение заглавия произведения. Различать характеристики литературного героя и отношение автора к нему, выраженное в описании его внешности и поступков. Осознавать следы мифологических представлений о силе слова, колдовстве в авторском тексте (с юмористической точки зрения). Определять особенности языка автора. Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия)

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударе ния, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических.. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух.

Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание и язык произведения. Расширять представление о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя, уметь характеризовать главного героя и персонажей с опорой на предложенные характеристики,

Анализ текста.

Уметь анализировать тексты одноклассников: сказки, отзывы, сочинения - с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия)

Дочитать сказку до конца.

9/9

15.09

Русская народная сказка « Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи: В.Васнецов,Т.Маврин.

(стр.31-40)

С.174-175( диск Картинная галерея).

Работа с «кадрами фильма» с.40

10/10

17.09

Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.

(стр.41-42)

Творческое задание, с.42

11/11

18.09

Русская народная сказка «Хаврошечка»

(стр.42-47)

С.47. Рассказать сказку с опорой на схему.

12/12

19.09

Обобщающий урок по сказкам. Отзывы о произведениях.

(стр.48)

По выбору: сочинить собственную сказку.

13/13

22.09

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М.Новицкий «Береза», И.А.Бунин «Все лес и лес», М.Врубель « Сирень».(стр.49)

С.177( диск Картинная галерея).

Стихотворение наизусть (любое).

14/14

24.09

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И.Тютчев «Полдень», М.Врубель «Пан»

(стр.50)

С.176( диск Картинная галерея).

Ф.И.Тютчев

« Полдень» наизусть.

15/15

25.09

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И.Тютчев « Полдень», М.Врубель «Пан»

(стр.50)

С.176( диск Картинная галерея).

Повторить Ф.И.Тютчев

« Полдень»

16/16

26.09

Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н.Носова

« Шурик у дедушки» (стр.51-60)

Дочитать рассказ до конца.

17/17

29.09

Н.Н.Носов « Шурик у дедушки». Анализ картины п.Синьяка

« Красный буй» (стр.51-60)

С.178( диск Картинная галерея).

Сочинение о летних впечатлениях

18/18

01.10

Анализ художественных приемов в стихотворении М.В.Исаковского

«Попрощаться с теплым летом».

« Проверь себя»

(стр.60-61)

Вопрос 3 и задание 1 («..О чем же рассказ?»),

С.60

Глава 2. В единой семье всего живого (22 часа)


19/1

02.10

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. С. 64-67

Презентация

Древнегреческие боги, стихия.

Ориентироваться в мифологических представлениях древних греков о богах, разделении власти над миром между ними, о связи богов с природными стихиями. Рассматривать и толковать скульптурные образы, символику, использованную в изображении богов, в оформлении учебного текста, схемы. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Выбирать словарь (или раздел словаря) в зависимости от цели поиска.

Выбирать из информации (как зачитываемой, так и воспринимаемой на слух) ту, что отвечает требованиям учебного задания. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов

Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Углубить представление об особенностях поэтического текс та: олицетворении, использовании сравнения. Уметь сравнивать стихотворения

Высказывать предположение о причине сходства богов у разных народов, наличия богов, олицетворяющих силы природы, богов, покровительствующих воинам и земледельцам. Иметь представление о делении мира, богов на «добрых» и «злых», противоборстве этих миров. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении страниц учебного текста, схемы.

Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности (фольклорный сюжет как основа авторского произведения). Анализировать текст (видеть в нем классическое начало и концовку, сходство с фольклорным сюжетом, сходство главных героев, отношения между ними, наличие волшебного предмета, мотив испытания главного героя, мотив воскрешения из мертвых). Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (передавать в чтении свое отношение к герою и его поступкам).

Уметь использовать литературоведческие термины в анализе стихотворений. Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворных текстов, высказывать собственное суждение.

Исследовательское задание со c. 68; принести книгу с мифами

20/2

03.10

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. С. 68-69

Творческое задание, с. 69

21/3

06.10

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя. (по древнегреческому мифу о Прометее).

С. 70-73

Вопрос 1,

с. 73

22/4

08.10

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее )

Древнегреческие боги, стихия.

хрестоматия.

Продолжить заполнение справочника (задание на c. 68); задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 1121

23/5

09.10

Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…». С. 74

Презентация

Выучить наизусть одно из стихотворе

ний, с. 74

24/6

10.10

Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Представление о пантеоне богов у древних славян. Легенда «Земля со дна океана».

С. 75-77

Учебная информация, противоборство «миров».

Продолжить заполнение справочника, принести книги со славянскими мифам

25/7

13.10

Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана». С. 77-79

Презентация Мифы разных народов, древние славяне.

Задание на с. 79 (иллюстра

ция или мини сочие

ние); задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 112

26/8

15.10

Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». С. 79-8

Черты русской народной сказки, силы природы.

Подготовить чтение по ролям отрывка из сказки

27/9

16.10

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…».

С. 82-83.

с. 180-181 (диск Картинная галерея)

Выучить наизусть одно из стихотворений

28/10

17.10

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Сочинение по впечатлениям о картине. С. 82-83;

с. 180-181 (диск Картинная галерея)

Продолжить работу над сочинением, редактиро

вать, оформлять

29/11

20.10

Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». С. 84-9

Презентация, авторская и фольклорные сказки.

Читать отрывок сказки

30/12

22.10

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками. С. 84-97

Презентация, авторская и фольклорные сказки.

Дочитать сказку до конца

31/13

23.10

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок.

С. 84-97

Презентация, авторская и фольклорные сказки.

Подготовить отрывок для выразительного чтения наизусть, иллюстрацию к сказке

32/14

24.10

Библиотечный урок.

Сказки А.С. Пушкина

Диафильм по содержанию сказки.

Задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 112

33/15

27.10

Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…» С. 98

Выучить стихотворение наизусть (с. 98)

34/16

29.10

Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Работа с приемом олицетворения. С. 99;

с. 182-183 (Картинная галерея)

Выучить стихотворение наизусть; задание 4 из рубрики «Проверь себя», с. 112

35/17

30.10

Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». С. 100-103

Задание для инсценирования, с. 10

36/18

31.10

Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я.Снегирева «Чудесная лодка». С. 103-105

«Чудеса в обычных вещах»

Вопрос 2, с. 105

37/19

10.11

Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…». С. 105-10

Презентация

Одно из стихотворений выучить наизусть; задание 4 из рубрики «Проверь себя», с. 11

38/20

12.11

Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». С. 106-109

Обнаруживать прием олицетворения, использованный автором. Осознавать разницу олицетворения как приема, используемого в сказке А.С. Пушкина, в стихотворении А.А. Фета (авторских произведениях), и оживления, одухотворения природы в мифологических представлениях древних. Понимать использование авто ром символов, приписывание человеческих чувств явлениям природы. Использовать термин «эпитет» при анализе стихотворения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Вопрос 2,

с. 10

39/21

13.11

Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок

Написать отзыв по самостоятельно прочитанной сказке С.Г. Козлова задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 11

40/22

14.11

Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя». С. 110-112

Организация защиты проектов, подготовленных при изучении главы (по заданиям рубрики «Проверь себя»)

Глава 3. Открываем мир заново. (20 часов)


41/1

17.11

Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле матери. С. 114-115

Иметь представление о мифологическом объяснении смен времен года у древних славян. Читать и уметь истолковывать эпиграф к разделу, пословицы о земле. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении учебного текста. Углублять представление о пословице. Уметь самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике, словари в библиотеке. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска.

Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер. Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Иметь представление о вере древ них в силу слова, дошедшей до настоящего времени в виде закличек.

Уточнять представления об особенностях малых фольклорных форм. Уметь сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (знакомство с выставкой книг). Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений.

Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании про читанного текста: совершаем поэтические открытия вместе с автором. Анализировать выразительные средства, создающие поэтические образы в прозаическом произведении.

Наблюдать за способами рифмовки, использованными в стихотворениях. Наблюдать за впечатлением, которое, связано со способом рифмовки.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его хаактер, особенности, анализировать текст (определять принадлежность сказки к сказкам о животных, а не к волшебным; находить традиционные, привычные для русской сказки черты: характер лисы, ее поведение, обращение к хвосту и лапам как независимым, самостоятельно действующим существам - и неожиданные, особенные, свойственные сказкам других народов). Актуализировать знания об основных чертах и закономерностях сказок о животных.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст с позиций: - характеры персонажей (Утки и Селезня); - отношение автора к персонажам; - отражение этого отношения в выборе выразительных средств. Различать самохарактеристики литературного героя и отношение автора к нему, выраженное в описании его внешности и поступков.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рассматривать и описывать картину И. Левитана «Тихая обитель». Писать сочинениеописание по картине.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе, подводить итоги по работе с задания ми рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени

Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 164 творческое

задание, с. 115

42/2

19.11

Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны». С. 116-118

Вопрос 2 и 3, с. 118

43/3

20.11

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». С. 119-12

Исследовательское задание, с. 122

44/4

21.11

Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок

Разные словари русского языка

Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 164

45/5

24.11

Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом».

С. 123-125

Дописать, оформить отзыв на произве

дение

46/6

26.11

Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»). С. 126-127

Презентация

Выучить одно из стихотворений наизусть; творческое задание на с. 127

47/7

27.11

Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса». С. 128-13

Вопрос 2, с. 130

48/8

28.11

Нравственный смысл произведения Д.Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка». С. 130-134

Прочитать вторую главу (с. 134-137)

49/9

01.12

Особый почерк писателя Д.Н. МаминаСибиряка (по сказке «Серая Шейка»). С. 134-137

Прочитать третью главу (с. 137-141)

50/10

03.12

Особый почерк писателя Д.Н. МаминаСибиряка (по сказке «Серая Шейка»). С. 137-141

Презентация

Прочитать четвертую главу (с. 141-144

51/11

04.12

«Серая Шейка»: сказка или рассказ?

С. 141-145

Придумать продолжение сказки (творческое задание, с. 145)

52/12

05.12

«Серая Шейка»: сказка или рассказ? С. 134-145

Оформить свою работ

53/13

08.12

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…» С. 145-147

Выразительно читать стихотворения

54/14

10.12

Идейно-нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце». С. 147-150

Презентация

Подготовить чтение по ролям диалога между девочкой и стариком

55/15

11.12

Творческий почерк писателя П.П. Бажова сказ «Серебряное копытце».

С. 151-155

Чтение по ролям отрывка из сказки

56/16

12.12

Творческий почерк писателя П.П. Бажова сказ «Серебряное копытце».

С. 155-159

Вопрос 3, с. 159

57/17

15.12

Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) или анализ картины М. Шагала «Синий дом»

Написать отзыв на произведение П.П. Бажо ва

58/18

17.12

Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина…») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины…»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». С. 160-161

с. 186 (диск Картинная галерея)

Выучить стихотво

рение наизусть. По желанию нарисовать ил люстрацию к стихотворе

нию М.Ю. Лермонтова

59/19

18.12

Поэтические образы малой родины: Н.И.Рыленков «Все в таю щей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине.

С. 162-163;

с. 187 (диск Картинная галерея)

Продолжить работу над сочинением: редактиро

вать, оформлять.

60/20

19.12

«Проверь себя». С. 164

Глава 4. Времена, когда звери говорили. (26 часов)


61/1

22.12

«Объяснительные» сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). С. 4-6 Р/к

Лукошко

Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета, невозможность отнесения сказки ни к волшебным, ни к сказкам о животных.

Исследовательское задание, с.6

62/2

24.12

«Объяснительные» сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка).

С. 6-8 Р/к

Лукошко

Задания

для инсценирования, с. 8

63/3

25.12

«Объяснительные» сказки разных народов: «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).

С. 8-11 Р/к

Лукошко

Исследовательское задание, с. 11

64/4

26.12

Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости».

Сравнение научного описания, художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок. С. 11-13

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных.

Сравнивать научное описание и «объяснительное описание» на родных сказок (наличие или от сутствие терминов, образных выражений, отношения к описываемому).

Анализировать текст с точки зрения: - соответствия заголовка теме или основной мысли художественного текста; - композиции: найти вступление, заключение; - принадлежности к жанру и стилю (сказка или рассказ; «объяснительная» сказка или поучительный рассказ; художественный или научный текст). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выявлять черты принадлежности этого текста к научному или художественному стилю, уметь сформулировать вывод о том, что текст является научнопопулярным.

Анализировать текст с позиций: - портрет Варюши, предположения о ее характере; - своеобразие языка произведения: метафоры как способ создания портрета героини; - жанровые особенности произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст - описание родной природы, поэтические открытия в прозаическом тексте.

На усмотрение учителя уроки можно посвятить: - расширению читательского кругозора и знакомству детей с произведениями Г.А. Скребицкого, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского; - работа с картиной В. Бакшеева «Голубая весна»; - написанию сочинений о приходе весны. (Возможные формы проведения урока: библиотечный урок, работа по картине В. Бакшеева «Голубая весна».)

Сопоставлять виды искусства: рассматривать картину В. Поле нова «Заросший пруд», анализировать способы, которыми художник передает настроение картины, обращает внимание зрителей на детали. Сравнивать красоту стихотворного текста с настроением живописного полотна.

Различать отношение автора к описываемому, выраженное в особой интонации рассказов, неспешности и теплом юморе, в отборе средств художественной выразительности. Видеть совпадение позиции героя рассказов и автора.

Уметь представлять свое сочинение, обсуждать представленные работы. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Осмысливать предназначение человека, след, который может оставить человеческая жизнь. Творческое наследие С. Маршака. Анализировать средства выразительности, использованные в тексте: эпитеты, скрытые сравнения, олицетворения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе раз метки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Выучить стихотворение наизусть

65/5

12.01

Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». С. 14-19

Презентация

Прочитать текст, с. 14-19; сделать к нему иллюстрации

66/6

14.01

Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».

С. 14-19

Творческое задание, с. 20

67/7

15.01

Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. С. 20; материалы Хрестоматии

Презентация

Записать и оформить сказку (задание 5, с. 20)

68/8

16.01

Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы».

С. 21

Найти в тексте признаки и научного, и художественного текста

69/9

19.01

Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы». С. 22-24

Пересказ рассказа

70/10

71/11

21.01

22.01

Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. С. 24-2

Жанровые особенности.

Завершить и оформить проектную работу

1 и 2 на с. 48

72/12

23.01

Духовнонравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?

С. 26-29

Картины родной природы. ролик

Задание для работы в группе, с. 29

73/13

26.01

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка?

С. 30-34

Картины родной природы.

Вопрос 2 на с. 34, читать с. 30-34

74/14

28.01

Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко». С. 34-36

Картины родной природы.

Выучить наизусть отрывок описания прихода весны (задание на с. 36)

75/15

76/16

29.01

30.01

Природа родного края в произведениях писателей, художников. С. 36-37

с. 179 (диск Картинная галерея

Закончить и оформить работу, начатую на уроке. Задание 3 на с. 48 «Проверь себя»

77/17

02.02

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».

С. 38; с. 180 (Картинная галерея)

Поэтические образы.

Выучить стихотворение наизусть; доработать мини сочинение

78/18

04.02

Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).

С. 39-4

Презентация

Прочитать рассказ на с. 40-41, принести книги Ю.И. Коваля

79/19

05.02

Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).

С. 39-41

Выразительное чтение рассказа по выбору (задание на с. 42

80/20

06.02

Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь». С. 42

Презентация

выучить стихотворение наизусть; - творческое задание, с. 43

81/21

09.02

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». С. 43

Выучить стихотворение наизусть, создать иллюстрацию

82/22

11.02

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег». С. 44

181 (Картинная галерея)

Доработать сочинение-описание.

83/23

12.02

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик». С. 45

Выразительное чтение стихотворения.

84/24

13.02

Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». С. 46-47

Принести рассказ В.Ю. Драгунского, подготовить читательский отзыв.

85/25

16.02

Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского

Средства выразительности

86/26

18.02

86 (26). «Проверь себя». С. 48

Доказательный или образный характер

Глава 5. Всмотрись в мир своей души. (16 часов)

87/1

19.02

Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств.

С. 50-51

Интернет

Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанно го, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вести самостоятельный поиск информации в соответствии с заданными критериями.

Воспринимать и осмысливать иллюстрации В. Серова к басням И.А. Крылова. Уметь анализировать подробности иллюстрации, точность в передаче движений животных и одновременно характера персонажей басни.

Осознавать, что басня - древний жанр литературы, видеть связь басни с мифологическими представлениями о мире и человеке. Проводить сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Эзопа: отличие композиционного построения, мораль может меняться в соответствии с требованиями эпохи (авторы делают разные выводы из одного сюжета), более разработанные образы в баснях Крылова. Понимать законы жанра: наличие морали, сходство со сказками о животных, нравоучительный характер.

Уметь создавать собственный текст. Иметь представление о басне, ее построении, жанровых особенностях.

Проводить сравнительный анализ басен, написанных разными авторами в разное время.

Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение.

Распознавать черты фольклор ной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий. Определять особенности языка сказки.

Анализировать текст с позиций: - характер лягушки (через анализ ее мыслей и поступков); - отношение автора к лягушке, отражение этого отношения в вы боре выразительных средств. Понимать сущность поведения лягушки, самостоятельно делать выводы. Самостоятельно интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание произведения.

Отбирать, различать средства вы разительности, создающие юмористический характер текста. Иметь представление о законах юмора.

Иметь представление о законах юмора. Расширять представление о рас сказах авторов В.В. Голявкина, И.М. Пивоваровой, А.Б. Раскина, О.Ф. Кургузова.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени.

Найти информацию о том, как разные на роды представляли себе происхождение человека

88/2

20.02

Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала». С. 52

с. 182 (Кар тинная галерея)

Выразительное чтение стихотворения, с. 52

89/3

25.02

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

С. 53-54

Презентация

Подготовить выразительное чтение басни, инсценирование

90/4

26.02

Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галерее» с иллюстрациями В. Серова к басням. С. 55;

с. 183 (диск Картинная галерея)

Выучить басню наизусть

91/5

27.02

Басня - древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова

. С. 56-57

Творческое задание, с. 57; задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 82

92/6

02.03

Накопление творческого опыта. Сочинение басни в проз

Задание 2 из рубрики «Проверь себя», с. 82

93/7

04.03

Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова

Задание 1 и 2 из рубрики «Проверь себя», с. 82

94/8

05.03

Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны». С. 58

Выразительно читать стихотворение

95/9

06.03

Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики».

С. 59-62

Задание для групповой работы (с. 62)

96/10

11.03

Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».

С. 63-66

Читать с. 66-67

97/11

12.03

Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».

С. 66-70

Записать мораль к сказке, научиться выразительно читать отрывок

98/12

13.03

Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).

С. 71-72

Прочитать один из рассказов барона Мюнхаузена,. Задание 3 «Проверь себя», с. 82

99/13

16.03

Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

С. 73-78

Закончить работу по выделению авторских средств выразительности, создающих юмористический характер текста

100/14

18.03

Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». С. 73-78

Вырази тельное чтение отрывка (задание на с. 78)

101/15

19.03

Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».

С. 79-81

Подготовка к защите проектов по заданиям рубрики «Проверь себя», с. 82

102/16

20.03

«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. С. 81-82

.

Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве. (20часов)

103/1

01.04

Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). С. 84-88

Мифологические представления.

Читать и толковать эпиграф к разделу. Воспринимать учебный текст.

Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства. Ориентироваться в учебнике: уметь находить информацию в уже про читанных произведениях.

Рассматривать иллюстрации учебника: картину Камиля Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», древнее изображение на стене пещеры

Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Создавать сочиненияописания по картине

Различать настроение поэта, видеть его смену. Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения. Углублять представления об особенностях поэтического текста. Сравнивать стихотворения.

Воспринимать информацию о структуре и назначении отзыва о произведении

Анализировать текст с позиций: - портрет Дюймовочки, нежное трогательное ее описание; при меты волшебства в ее рождении; - описание других персонажей: жабы и ее сыночка, отличие их описания от того, что могло бы встретиться в народной сказке. Объяснять секрет имени героини

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст с позиций: - главная героиня сказки - ее отличительные черты и черты сходства с героями других сказок (Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Мальчикспальчик); - финал сказки: сходство и различие с традиционным финалом народной сказки.

Анализировать текст с позиций: - чувства и размышления Нильса во время событий сказочной повести; - изменение отношения стаи к Нильсу, причина этого изменения; - осознание развития характера героя.

Уметь представлять свой отзыв. Понимать учебную информацию об аннотации. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников, в том числе, подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени

Читать с. 84-88

104/2

02.04

Возникновение искусства. Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»). С. 88-91

Подготовить короткий рассказ о любимом произведении искусства

105/3

106/4

03.04

06.04

Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя». С. 92;

с. 184 ( диск Кар тинная галерея)

Сочинение описание по картине А. Герасимова «После дождя

107/5

08.04

Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». С. 92-9

Творческое задание, с. 95

108/6

09.04

«Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»). С. 96-9

Выразительное чтение стихотворения на выбор (по желанию выучить наизусть)

109/7

10.04

Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении. С. 99

Прочитать выбранную книгу, написать отзыв

110/8

13.04

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». С. 100-103

Вопрос 1, с. 104: подчеркнуть в тексте

111/9

15.04

Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья.

С. 105-115

Записать план событий прочитанной части сказки, составить подробный пересказ

112/10

16.04

Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. С. 104-115

Подготовка к инсценированию сказки

113/11

17.04

Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка». С. 115-120

Вопрос 2,с. 120;

114/12

20.04

Знакомство с повестьюсказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С. 121-125

Презентация

Вопрос 1,

с. 125

115/13

22.04

Характер главного героя и других персонажей повестисказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С. 126-132

Задание 1 из рубрики «Проверь себя», с. 136; вопрос 2, с. 132

116/14

117/15118/16

23.04

24.04

27.04

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии или книг

Читать сказочную повесть по частям.

119/17

29.04

Отзыв о произведении. С. 99

Задание 3 из рубрики «Проверь себя», с. 136

120/18

30.04

Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Снытьтрава», А. Дюрер «Трава». С. 133-134;

Учебная информация.

с. 185-186 (Картинная галерея)

Выразительно читать текст М.М. Пришвина,

с. 133-134

121/19

04.05

М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».

С. 134-135

Учебная информация.

Оформить текст, созданный на уроке

122/20

06.05

«Проверь себя». Представление детских творческих и проектных работ. С. 136

Учебная информация.

Лента времени.

Глава 7. Без тебя мир неполный. (14 часов)

123/1

07.05

След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». С. 138-14

Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения.

Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних. Иметь представление о единстве фольклора разных народов.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение, средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм.

Осознанно воспринимать содержание рассказа «Воробей» и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать главную мысль рассказа - утверждение силы любви, восхищение ее жертвенностью.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать связи между изображаемым пейзажем и внутренним состоянием героя.

Воссоздавать по деталям внешний вид Жучки.

Уметь конструировать высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст, отбирать средства выразительности.

Формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношениях Дениски и отца. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения

Найти и принести в класс сказания разных народов о потопе

124/2

08.05

Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева

Пересказывать текст

125/3

11.05

Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. 141-144

Выразительное чтение отрывка из стихотворения

126/4

13.05

Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок». С. 145-146;

с. 187 (диск Картинная галерея)

Научиться выразитель

но читать стихотворение М.Я. Бородицкой «Котенок», с. 146; по желанию выучить его наизусть

127/5

14.05

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей». С. 146-14

Научиться выразительно читать отрывок из рассказа

128/6

15.05

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина Михайловского «Детство Темы».

С. 148

Вопрос 3, с. 152

129/7

18.05

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина Михайловского «Детство Темы».

С. 152-155

Вопрос 3, с. 155

130/8

20.05

Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». С. 155-159

Читать текст, ответить на вопрос 3, с. 159

131/9

21.05

Письмо герою повести Теме. Или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». С. 159

Закончить и оформить работу

132/10

22.05

Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он». С. 16

Творческое задание, с. 160

133/11

25.05

Пробуждение чувств в душе юного героя (по рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре»). С. 161-166

Читать текст, ответить на вопрос 2, с. 166

134/12

27.05

Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»). С. 166-172

Читать текст, ответить на вопрос 2, с. 172

135/13

28.05

Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). С. 172-173;

с. 188-189 (Картинная галерея)

Творческое задание с. 172

136/14

29.05

Литературная викторина.

Задание на лето

Интернет-ресурсы

Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира

( skazkihome.info/)

Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных трупп школьников)

(ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

Электронные библиотеки ( gnpbu. ru.):

Русская виртуальная библиотека, rvb. Ru

Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.)

httpHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"://HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"kidsbookHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"narodHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"ruHYPERLINK "kidsbook.narod.ru/"/

Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене)

Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок. рассказов и стихов.)

http ://HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"tenHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"2HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"xHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"5.HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"narodHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"ruHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"/HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"biblioHYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "ten2x5.narod.ru/biblio.htm"htm

Русская и зарубежная литература для школы: коллекция

(Коллекция электронных версий литературных | произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) httpHYPERLINK "litera.edu.ru/"://HYPERLINK "litera.edu.ru/"literaHYPERLINK "litera.edu.ru/".HYPERLINK "litera.edu.ru/"eduHYPERLINK "litera.edu.ru/".HYPERLINK "litera.edu.ru/"ru

Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере KidHYPERLINK "kid.ru/".HYPERLINK "kid.ru/"ru.)

http: kid.ru/index3.php3


© 2010-2022