- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока. Предмет: Окружающий мир. 2 класс. (Система Л. В. Занкова.) Тема: Внутренние силы Земли
Технологическая карта урока. Предмет: Окружающий мир. 2 класс. (Система Л. В. Занкова.) Тема: Внутренние силы Земли
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лесняк И.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока окружающего мира
во 2 классе по системе Л.В. Занкова
Тема урока
Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия
Тип урока
Открытие нового знания
Технологии, методы
Технология развивающего обучения Л.В. Занкова, технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон,
системно-деятельностный метод
Цель Образовательная: расширить представления учащихся о деятельности внутренних сил Земли, о грозных явлениях природы, с ними связанных (извержениях вулканов, землетрясениях, цунами). Развивающая: развивать знаково-символическое и логическое мышление. Воспитательная: прививать любовь к изучению окружающего мира.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
- различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов, цунами;
- объяснять причины возникновения землетрясений и вулканических извержений;
- осваивать правила поведения во время извержений вулканов, землетрясений и цунами;
- обобщать изученный материал;
- подводить явления природы под понятия;
- классифицировать стихийные бедствия на основе заданных учителем или отобранных самостоятельнокритериев.
Личностные: формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; формируются представления о здоровьесберегающем поведении, о понимании причин успеха в учебе.
Метапредметные
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры, учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий, воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, пользуются знаками, символами, таблицами, схемами, строят сообщения в устной форме, устанавливают аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, учатся работать с несколькими источниками информации, создавать простейшие схемы к тексту, осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы.
Коммуникативные: выбирают адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, пользуются правилами вежливости, учатся формулировать собственное мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, осуществлять взаимоконтроль.
Основные понятия
Вулкан, землетрясение, цунами
Межпредметные связи
Окружающий мир - развитие речи - литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Мультимедийная презентация;
учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч.1(авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков);
карточки с заданиями для групповой работы;
карточки длярефлексии; листы с дополнительным материалом;
энциклопедии для любознательных «Хочу всё знать»;
«Детская энциклопедия»;
энциклопедия «География»;
клей, ножницы.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методическая литература
Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 1 - 2 классы. - 2-е изд., испр. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 2 класс. - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Окружающий мир. 2 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова/авт.-сост. Л.Н. Коваленко. - Волгоград: Учитель, 2013.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия
Мотивация (cамоопределение) к учебной деятельности).
Включение в деловой ритм.
Организует деление детей на группы и повторение правил работы в группе.
Готовятся к работе. Называют правила работы в группе.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что окружающий мир интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Слайды 2 - 3.
Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Помогает сформулировать тему и цели урока.
Читает описание явлений.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
Отгадывают название явления и получают задание по группам.
Регулятивные: прогнозирование, целеполагание.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и сравнение объектов (явлений).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками, формулировка собственного мнения и позиции.
- Какие статьи из учебника вы читали дома? («Внутренние силы Земли», «Огненное кольцо Тихого океана»). Как вы думаете, о каких грозных явлениях природы пойдёт сегодня речь на уроке? (О вулканах, цунами, землетрясениях). Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
- Сейчас каждая группа получит задание по одному из названных явлений. Явление нужно узнать по описанию.
Описание извержения вулкана из книги Ж. Верна «Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и накалённые добела обломки скал; казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта… Огненные змеи извивались среди дымящихся скал… Сотни огненных ручьев сливались в пылающую реку, которая с шипением изливалась в кипящую пучину…
Землетрясение в Крыму
Земля колебалась. В домах лопались стекла, отваливалась штукатурка, трещали полы и потолки, грохотали железные листы на крышах, падали дымовые трубы. Люди проснулись. Из раскрытых окон раздавались вопли. За первым толчком, длившимся не более 10 секунд, последовал второй. Все бросились бежать из домов, у которых падали стены, раскалывались крыши, обрушивались балконы и карнизы. В горах гремели обвалы, море отошло от берега и вновь обрушилось на него бурной волной. Погас свет. Непрекращающиеся толчки, разваливающиеся строения, стоны раненых, массовые истерики и нелепые слухи вызвали необыкновенную панику.
Описание цунами. И.Акимушкин «Море уходит!»
МОРЕ УХОДИТ!
Это страшные слова - грозное предупреждение. Когда раздаётся этот крик, жители побережий в панике бегут прочь от моря, подальше от океана, идут в горы, карабкаются на скалы.
Море уходит! Это значит, что оно сейчас вернется и беспощадно, в ярости обрушит чудовищную волну на берег, хлынет через дамбы и молы, слизнет дома, как пушинки, швырнет корабли на поля и унесет в пучину всех, кто не успел убежать далеко или залезть повыше.
Зловещие волны, которым часто предшествует внезапный отлив, унесли больше человеческих жизней, чем все другие морские катастрофы.
- Каждая группа получает карточки с заданиями, на выполнение которых у вас 15 минут. Сможете справиться с работой?
Фиксация затруднений в деятельности
Раздаёт задания.
Отвечает на вопросы, возникшие в группах.
Читают задания, обсуждают в группе. Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: смыслообразование (зачем я должен это знать).
Познавательные: выдвижение гипотез.
Коммуникативные: управление деятельностью партнёра.
- Что скажете? Почему возникли затруднения? (Недостаточно знаний, полученных из учебника. Мало времени для выполнения такого большого задания.)
Построение проекта выхода
из затруднения
Организует деятельность учащихся по исследованию затруднения (проблемной ситуации) и составлению алгоритма выхода из него.
Составляют план достижения цели и определяют средства
(алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. - Что нужно предпринять? (Нужно воспользоваться дополнительной информацией, распределить задания между участниками группы.) - Если вы выполните все эти рекомендации, сможете ли вы за данное время написать ответы на все задания? (Можем не успеть, медленно пишем.) - Как быть? (У нас на столах есть ножницы и клей, можно сделать копию нужных страниц из книг, вырезать и наклеить подходящую информацию в лист с заданиями.) - Что делать, если при слаженной работе группы вы все же не успеете выполнить весь объем работы? (Распределить домашнее задание между ребятами в группе.) - Проверим план выхода из затруднения. Слайд 4.
План выхода из затруднения (алгоритм)
- Вспомнить материал учебника.
- Обсудить ранее известную дополнительную информацию.
- Воспользоваться дополнительной литературой, предложенной учителем, распределив между участниками группы.
- Обсудить полученную информацию.
- Распределить задания между участниками группы.
- Выполнить задания.
- Подготовиться к защите работы группы.
- Выступить перед классом.
- Определить домашнее задание.
Реализация построенного проекта
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Оказывает индивидуальную помощь.
Распределяют задания между участниками группы.
Работают в группе в соответствии с составленным планом.
Готовятся к защите своей работы.
Личностные: интерес к изучаемому материалу, мотивация на достижение цели.
Регулятивные: прием и сохранение учебной задачи.
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, создание простейших схем к тексту, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: управление деятельностью партнеров, умение договариваться, приходить к единому мнению.
- Теперь группы могут приступать к работе.
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи
Организует подготовку к защите групповых работ, оказывает помощь (индивидуальную и всей группе).
Готовятся к защите работ (обсуждают выполненные задания в своей группе, дополняют и корректируют ответы и схемы одноклассников, распределяют роли в выступлении перед классом)
Личностные: интерес к изучаемому материалу, мотивация на достижение цели.
Регулятивные: принимают роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление деятельностью партнеров, умение договариваться, приходить к единому мнению.
- Заканчивайте заполнение бланков с заданиями и готовьтесь к защите групповых работ.
Включение в систему знаний
Организует защиту групповых работ.
Демонстрирует слайды презентации, читает наиболее трудные из них.
Защищают свои работы. Читают текст презентации, сравнивают с работой группы.
Личностные: понимание причин успеха в учебе, мотивация на достижение цели; понимание предложений и оценок одноклассников.
Регулятивные: принимают роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей, управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
- Группы приглашаются на защиту своей работы. (После выступления каждой группы учитель демонстрирует слайды, посвященные каждому явлению: извержения вулканов - слайды 5 - 10, землетрясения - слайды 11 - 18, цунами - 19 - 22)
Рефлексия учебной деятельности
на уроке
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют домашнее задание для своей группы.
Личностные: понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок одноклассников и учителя.
Регулятивные: оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оценка работы с информацией
-
Умею ли я:
Я
Учитель
Осознанно читать научный текст
Находить в тексте ответ на заданный вопрос
Находить иллюстративный материал в дополнительных источниках литературы
Строить небольшие сообщения в устной форме
Записывать информацию по заданию учителя
Оцени свою работу в группе (по трёхбалльной шкале)
-
Активное участие в работе группы
Уважительное отношение к другим точкам зрения
Умение договариваться приходить к единому мнению
Использование в общении правил вежливости
Карточка для рефлексии
-
Я знаю, что такое вулканы
Я знаю, что такое землетрясение
Я знаю, что такое цунами
Я могу рассказать о внутренних силах Земли
Я активно принимал(а) участие в работе своей группы
Я защищал(а)работу своей группы
Я был(а) в учебной деятельности
Я доволен(льна)своей работой на уроке
Слайды 23 - 25