Внеклассное мероприятие Путешествие в историю брянского края

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в историю брянского края.


Цели: 1. Формировать знания об истории родного края, творчестве, природе.

2. Развивать познавательный интерес, способности, умение самостоятельно добывать знания.

3. Обеспечение возможности проявить себя каждому ребёнку.

Предварительная работа: деление на группы, подготовка с группами декораций, выступлений, выставки книг, подбор костюмов.

План занятия: 1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп

а) «Историки»

б) «Творчество»

в) «Краеведы»

г) «Зелёный друг»

д) «Память»

3. Заключительное слово учителя.




Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодняшнее занятие посвящено родному для нас брянскому краю. А начать его мне хотелось бы словами известного писателя Валентина Распутина:

«Удивительно и невыразимо чувство Родины. Какую светлую радость и, какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в час проникновения и отзвука. И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в самые глухие глубины истории родной земли».

Родина… невозможно полюбить её, не зная истоков своего народа, его героического прошлого, славных традиций.

Поэтому сегодня мы совершим интересное путешествие в историю, творчество, природу родного края, которое подготовили группы ребят «Историки», «Творчество», «Краеведы» «Зеленый друг», «Память».

Итак, наше путешествие начинается, и мы переносимся в далёкое прошлое вместе с группой «Историки».

(Декорации: изображение крепостной стены, картина «Три богатыря», герб Брянска, костюмы витязя и славянки.)

Под фрагмент «Богатырской симфонии» выходят девочка и мальчик в костюмах славянки и витязя.

М.: Издавна территорию нашего края населяли славянские племена. Щедрым и приветливым был в те далёкие времена этот лесной край: леса дремучие, дубравы вековые. Десна с её притоками вдоволь снабжала дарами своими храбрых и свободных славян - вятичей. Не признавали вятичи власть Киевской Руси, не платили дань Киеву.

Д.: Положить конец воле вятичей решил Владимир, князь Киевский. Приказал он ставить по Десне города - крепости. В их числе была и крепость Брянская. Неприступная стояла она на крутой горе, охраняли её от врагов река и дебри тёмные. Вот от этих дебрей и дали городу название - Дебрянск. В летописи Дебрянск впервые упоминается в 1146 году, на год раньше самой Москвы.

М.: Без малого полтора века платили брянцы дань матери городов русских Киеву. Но пришла беда на Русь - застонала земля под копытами коней ордынских. Запылали города и деревни, а Брянск уцелел - защитили его от врагов леса заповедные.

Д.: Здесь и укрылся князь Роман Черниговский, сделал город столицей Российского княжества. Храбрым воином, мудрым правителем был князь, и памятью о нём стоит над Десной Свенский монастырь.

М.: Славную страницу в историю вписала Брянская дружина на поле Куликовом. Герой битвы - Александр Пересвет был брянским боярином, выросшим на тихих берегах красавицы Десны.

Д.: Многое повидал Брянск на своём веку. Видел он у стен своих захватчиков ордынских, литовских, польских. Не раз бывал сожжён до тла, но вновь возрождался из пепла.

М.: К началу 17 века Брянск теряет значение военной крепости. Сняв доспехи воина, город применяет кафтан купца и фартук ремесленника.

Д.: По приказу Петра Первого была построена судоверфь, на которой строились суда для русско- турецкой компании.

М.: По указу Екатерины Второй в городе был заложен Арсенал. А когда грянула война 1812 года четвёртая пушка, имевшаяся на вооружении русской армии, имела клеймо Брянского Арсенала.

Д.: В его честь герб Брянска украшает изображение мортиры и две пирамиды ядер. Сегодня Брянск - крупный промышленный и культурный центр.

Учитель: Прошли века. Много воды утекло в красавице Десне. Но никогда не иссякают родники творчества народного. Исстари славился наш край своими мастерами - умельцами, традиции которых живы до сих пор. Всё, что сделано ими, до сих пор радует глаз, согревает душу. О народных промыслах и творчестве Брянщины расскажут ребята, группа которых так и называется - «Творчество».

(Под фрагмент рус. нар. мелодии выходят девочка и мальчик в народных костюмах)


Д.: Разве можно не заметить

Удивительный узор?

Ярких нитей разноцветье

Разукрасило подзор.

Чудо, чудо, чудеса -

Рукотворная краса!


М.: Ванька - встанька и матрёшка,

Деревянный петушок,

Среднерусское лукошко,

Берестовый туесок.

Чудо, чудо, чудеса -

Рукотворная краса!


Д.: Сувениры из России

Славят испокон веков.

Чудо - руки золотые

Славят русских мастеров.

М.: Мужчины занимались резьбой по дереву, плели лапти, корзины, вырезали необходимые в домашнем хозяйстве ступки, делали деревянные станки для прядения и ткачества, то есть русские мужчины были богаты на выдумку и являлись замечательными мастерами.

Д.: Русская женщина испокон века считалась хранительницей домашнего очага, а в свободные зимние вечера занималась творчеством, необходимым для жизни и быта. Она пряла шерсть и лён, ткала скатерти и вышивала рушники и рубахи, плели чудо - кружева. Из толстых льняных и шерстяных ниток пряли половики. Короче говоря, русская женщина и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Русский народ издавна славился не только ремеслами, но и своими песнями и танцами.

( Танец «Сени».)

Учитель: С чего начинается Родина?

Родина начинается с уголка, где ты родился и рос, где купался и загорал. С заветной скамейки у ворот родного дома. И, конечно, с города, с села. У каждого из них своё название. Часто ли мы задумываемся, как они возникли?

Голубовка, Синьковка, Красновка,

Белый Ключ, Зелёная Лоза.

Радуга разбилась на осколки,

Расцвела и вспыхнула роса!

На листве, на летних травах лета,

На цветах, названьях деревень…

Был, наверно, тот в душе поэтом,

Кто придумал их в счастливый день!


Названия - это язык земли твоей, если правильно их читать. А поможет разобраться в этом группа ребят - «Краеведы», которые расскажут об истории возникновения названий некоторых мест на карте Брянской области.

(Декорации: карта Брянской области, выставка дятьковского хрусталя, портреты и выставки книг Толстого А.Н. и Тютчева Ф.И.)


  1. Говорят , что все красивы реки,

Только не на все, ни на одну

Променять я не хочу вовеки

Сквозь леса текущую Десну.

Десна - главная водная артерия нашей области. Имя этой реки уходит в глубину веков. Когда с юга плыли вверх по течению Днепра ладьи с людьми, то они видели справа от себя большую реку. «По правую руку» по-старославянски - «на десна». Отсюда и пошло название - Десна.


  1. Красный Рог.

В этом селе на Брянщине долгие годы жил и творил А.К.Толстой - великий русский писатель. Кто не помнит его стихов:

Колокольчики мои,

Цветики степные,

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

Что означает название села - Красный Рог? Слово «красный» в древнерусском языке означает «красивый». Слово «рог» - от речки Рожок, которая протекает рядом.


  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Автор этих замечательных строк, поэт Ф.И. Тютчев, родился в селе Овстуг. Будучи прославленным поэтом, он часто навещал родные места. Откуда взялось это звонкое название?

В древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой изготовляли «овстужки» или «стужки» - так в простонародии называли связки верхних концов саней.

4. В крепостях коней тревожный храп

Ты, трубя тревогу, стоны будишь.

О, Трубчевск - старинный древний Трубеж,

Свет мой сокровенный, белый храм.

Трубчевск - порубежный город на подступах к родному Дебрянску. Город - сторож, город - трубач, возвещающий о приближении врага.


  1. Дятьковский хрусталь. Чист он как свежий иней, как воздух над чистой речкой прозрачен.

Город Дятьково возник рядом с хрустальной фабрикой, построенной предпринимателем Мальцевым в 1790 году. Считают, что название города связано со словом «дядьки» - так называли местные жители украинцев, которые были куплены хозяевами фабрики и поселились здесь.


  1. Наша маленькая родина - село Городец. Откуда взялось его незатейливое название? Есть места в нашем крае, овеянные легендами о кладах, о провалившихся церквях, о разбойниках. Раскопки показывают, что в древности это были маленькие деревеньки, в которых жили большие семьи. Для безопасности такие деревни строили на крутых мысах, в окружении леса или среди болот. Их укрепляли рвом или валом, иногда в 2 - 3 ряда. В народе их называют кудеярка, курган, а чаще - городище, городец. Вероятно, отсюда и пошло название нашего села.

Да, есть у каждого людского поселения своя история. Одна - долгая, уходящая в глубину веков. Другая - совсем короткая, ни примечательная. Важно, чтобы каждый из вас от поколения к поколению нёс тепло любви к заветному уголку.

Учитель: На что похожи очертания границ Брянской области?

(На лист клёнов).

На карте границы Брянской области напоминают лист клёна это совпадение очень символично, так как одну третью всех её земель занимаю леса.

Заросли багульника и вереска,

Мудрый дуб, спокойная сосна.

Без конца до Новгорода - Северска

Эта непроглядная страна.

О неповторимой живописности Брянских лесов, их животном и растительном мире расскажут ребята из группы «Зелёный друг».

(Входят под запись лесного шума).

1.Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвой

Ночью тёмной грозовой?

Что ты шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой нам, не таи:

Ты же видишь - мы свои!


  1. Леса Брянской области. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзы, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры. Нет на Земле человека, чья жизнь так или иначе не была бы связана с лесом, с жизнью деревьев.

3. Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?


  1. Без леса, без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Оглянитесь в своей комнате: мебель, окна, пол, двери - всё сделано из дерева. Из древесины сделаны ваши книги, тетради. Есть тесная связь между жизнью человека и жизнью леса.


  1. А хорошо ли мы знаем лес и его обитателей? Узнайте, кто это?

Зелёный поясок спрятался в лесок. (Ящерица).


  1. Что это за мать, что своих детей не видит? (Кукушка).


  1. Стучу - голова болит, а не стучу - голодный. (Дятел).


  1. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб).


  1. Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпитолям не хватало перевязочного материала, медсёстры собирали грибы, которые заменяли вату. Название этих грибов вы узнаете, отгадав кроссворд.


  1. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)


  1. Какой гриб растёт быстрее других? (Подберёзовик).

  2. Какая птица питается грибами? (Глухарь).

  3. Какие грибы появляются первыми? (Строчки).

  4. Какой продукт могут заменить грибы? (Мясо).

  5. Этот гриб имеет несколько названий: дедушкин табачок, чёртов табачок, Галкина баня. Каково его настоящее название? (Дождевик).

  6. Очень рыжие сестрички,

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом

Золотистые … (Лисички)

8. Какой зверь заготавливает на зиму до 600 г грибов? (Белка).

Трутовик - твёрдый нарост на отмерших стволах берёзы. Он не имеет лекарственного значения.

Лекарственному сбору подлежит нарост, именуемый «чага» - с живых стволов берёз.


  1. Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России

Ближе к сердцу Брянщина моя.


  1. Соловьи у нас - артисты:

Как прищёлкнут средь ветвей,

Как рассыплют посвист чистый -

Что там курский соловей!


  1. Мы безмерно богаты:

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даёшься.


  1. И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.


  1. Бесценна Брянского леса краса.

Зелёное золото наши леса.

Богатство земли охраняй, карауль

Внимательный, зоркий зелёный патруль.

Учитель: У Брянского леса трудная и героическая судьба. В годы войны леса были надёжным прикрытием для десятков тысяч народных мстителей. Вместе с тем они служили источником питания и исцеления раненых, базой для строительства землянок и блиндажей. Об этом героическом периоде в истории нашего края расскажут ребята из группы «Память».

(Декорации: костёр, деревья, костюмы партизан)

Под мелодию песни «Священная война» группа занимает место на инсценированной лесной поляне у костра.

Ведущий: Расскажи нам лесная дубрав

Про дела партизан - земляков.

Как летела крылатая слава

Про героев из Брянских лесов.


  1. Враг вступил на родную Брянщину в октябре 1941 года. Около двух лет наш край был ареной ожесточённой борьбы в тылу врага.

  2. Мы вспомним этот подвиг величавый,

  3. Живых и павших боевых друзей.

Командир : И партизанскую былую славу

Орденоносной Брянщины моей.

(Ребята рассаживаются у костра - отряд на привале).

Ой ты, ночь, туман, туман.

Спи берёзка белая.

Заселили глухомань

Партизаны смелые.

Сосен ряд, да елей ряд.

Кружит ворон, каркая.

У костра сидит отряд

После боя жаркого.


(Звучит запись «Печурка»).

Ведущий: Вот, заштопав свой мундир,

Много раз залатанный,

Вновь склонился командир

Над походной картою.

Застелил туман весь луг,

Дремлет ночь угрюмая…

Брянский лес и командир

Вместе думу думают…

Командир: Как попасть на вражий пост

За леском овражестым?

1 боец: И взорвать железный мост

С эшелоном вражеским?

Ведущий: Обсуждают меж собой, как друзья хорошие:

2 боец: Где затеять новый бой?

3 боец: Да пожарче прошлого!

1 боец : Как на вражий гарнизон,

Где дозоры кружатся,

В поздний час со всех сторон

Невзначай обрушиться?

2 боец: Где патроны добывать?

Всё обдумать важно нам.

3.боец: Да по скольку выдавать

Тех патронов каждому.

1 боец: Да по скольку сухарей

Выдать в утро раннее.

2 боец: Как отправить поскорей

В лазареты раненых.

Командир: Что пожелать тебе, товарищ, пере боем?

Ведь мы же в бой идём не для наград!

3 боец: Давай с тобою обменяемся судьбою:

Махнём не глядя, как на фронте говорят!

Ведущий: Всё светлее ширь небес

Над землёй угрюмою.

Командир и брянский лес

Долго думу думают!

(Под мелодию «Ой, туманы мои, растуманы» отряд встаёт и строится)

Командир: Родина по достоинству оценила ратные дела самых мужественных и стойких. Тысячи Брянцев отмечены орденами и медалями. Храбрейшим из храбрых присвоено звание Героя Советского Союза, а три наших земляка - Головачёв, Драгунский, Камозин - удостоины этого звания дважды.

Боец: Бессильна смерть. Кровавый росчерк пули

Не зачеркнул героев имена.

У их могил в почётном карауле

Стоит сегодня Брянщина моя.

Ведущий: Просим почтить минутой молчания память погибших земляков.

В брянском лесу тишина, тишина.

Что предвещает на завтра она?

Тёплые росы, грозу от реки?

Вы настрадались, мои земляки.

Вы настрадались, и счастью пора

С вашего больше не бегать двора.

Пусть наградится ваш подвиг сполна!

В брянском лесу тишина, тишина…

Учитель: Вот и подходит к концу наша встреча. Но пусть никогда не иссякнет в ваших сердцах любовь к своей родине, которая зовётся светло и ласково - Русью.

«Россия» - шепчут камыши.

«Россия» - ключ журчит в ложбинке.

И я им вторю: «Русь»!

Мне не страшны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по - русски!

Стихотворение И Швец «Наш Брянск»


© 2010-2022