- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературы на тему Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В, В. Бианки Как муравьишка домой спешил
Урок литературы на тему Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В, В. Бианки Как муравьишка домой спешил
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акбулатова Э.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата 18.02.2015
Класс 2г
У р о к 43.
Тема: МОЖЕТ ЛИ ХУДОЖНИК БЫТЬ УЧЁНЫМ: СЛОЖНЫЙ АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР.
ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»
Цели: 1. Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного - знатока природы; 2. Воспитывать внимательное отношение к слову. 3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
- Психологический настрой.
- Сядьте ровно, повернитесь, И друг другу улыбнитесь Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.
- А теперь настроимся на работу - откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! 2. Н а д о с к е представлена запись эпиграфа: Природа - это дом, в котором мы живём. - Чтобы любить и оберегать наш дом, нам нужны знания. (мотивация)
Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.
Если вы когда-нибудь были в лесу, то непременно заметили, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки: шумят деревья, воет ветер, поют птицы. Звуки природы можем услышать, животных и растения увидеть. А ещё о них можно прочитать. 4. Р а б о т а п о в ы с т а в к е к н и г: Здесь на выставке книги писателя Виталия Бианки, Николая Сладкова, Эдуарда Шима, Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого. В них мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы о природе. II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
-
Загадка Это что за бугорок,
Остановился Паук… (Слайд 6) ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (отдельная презентация) г) от слов: . Слезай - говорит - Вон Жужелица бежит, она резвей меня. (Слайд 7) д) до слов: Пришлось слезть… беседа по вопросам с. 60 е) продолжение чтения до слов: Обернулся Муравьишка… (Слайд 8) Жучок-Блошачок ж) от слов: … Ты Кузнечика попроси…(Слайд 9) слово ЗАГРИВОК показать по рисунку. з) от слов: …Затрещал по-своему… (Слайд 10) Водомерка Дадим передышку Муравьишке.
ФИЗМИНУТКА ПРО КУЗНЕЧИКА (музыка прикреплена к слайду 11) 2 куплета ровно
IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
-
Беседа по содержанию прочитанного произведения.
- Прочитайте задание (с. 104), отмеченное галочкой. - Сколько «видов транспорта» сменил Муравьишка на пути домой? (8.) - Перечислите их. (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Башмачок, Кузнечик, Водомерка-Клоп, Майский Хрущ, Гусеница-Листовертка.) - Что рассказывает о них В. Бианки? Прочитайте. Гусеница-Землемер: «Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки. Изогнулся дугой… скрючился». Паук-Сенокосец: «Ноги как ходули, между ног голова качается. Восемь ног, будто спицы, идет не быстро, брюхом по земле чиркает». Жужелица: «Ноги у нее ровные, как у коня; шестиногая». Жучок-Башмачок: «…подобрал под себя толстые задние ножки - а они у него как пружинки, складные - да щелк! - распрямил их». Кузнечик: «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух. С треском развернулись у него за спиной крылья и перенесли Кузнечика через забор». Водомерка-Клоп: «…подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». Майский Хрущ: «…тяжелый жук, неуклюжий. Разломил жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Гусеница-Листовертка: «…сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. Ниточка все длинней делается, выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется». - Что заметили? (В. Бианки очень точно описал насекомых и паука, совсем как ученый.) - На следующем уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки. Домашнее задание: прочитать самостоятельно текст, придумать вопросы по содержанию сказки. IV. Итог урока. - С каким чувством покидаете урок? - Чему он вас научил? О чем заставил задуматься?
У р о к 44.
МОЖЕТ ЛИ ХУДОЖНИК БЫТЬ УЧЕНЫМ:
СЛОЖНЫЙ АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР.
В. БИАНКИ «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»
(продолжение) Цели: помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы; воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. - Прочитайте фрагменты произведения, которые вас больше всего взволновали. - С чего начинаются испытания Муравьишки? - А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка наконец-то попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, а потом о своих впечатлениях рассказал друзьям. Представьте, что Муравьишка - это вы, а точнее, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного «извозчика», то есть того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее расскажите о своих впечатлениях наездника. - Выбираем самого внимательного читателя.
1) С кем из насекомых не встречался Муравьишка?
а) Кузнечик;
б) Жужелица;
в) Комар;
г) Клоп-водомерка.
2) Какого из препятствий не было на пути Муравьишки?
а) картофельное поле;
б) забор;
в) озеро;
г) лес.
3) Кто последним выручил Муравьишку?
а) Землемер;
б) Жук Хрущ;
в) Жучок-Блошачок;
г) Гусеница-Листовёртка.
- Какие вопросы вы придумали дома? III. Постановка целей урока. - А я предлагаю вам ответить на вопрос. н а д о с к е: может ли писатель быть ученым? - Попробуйте разобраться, в чем заключается авторский взгляд на мир. IV. Работа по теме урока. 1. Р а б о т а п о г р у п п а м. - Посовещайтесь и определите, чем отличается ученый от писателя. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Писатель
Ученый 1. Художественные образы. 2. Художественные приемы. 3. Воздействует на чувства. 4. Художественные тексты. 1. Точные научные знания. 2. Расширяет знания о мире. 3. Сообщает факты. 4. Научные статьи.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а 4. Т в о р ч е с к о е з а д а н и е. - Расскажите о лесе от лица Муравьишки. (Устные сочинения-описания, рассуждения.) 5. Р а б о т а п о к а р т и н е И. Шишкина «Корабельная роща». - Рассмотрите репродукцию. - Похожа эта роща на тот лес, о котором вы сейчас говорили? Почему? (Каждый видит по-своему.) - Назовите все предметы, которые изобразил художник. (Высокие сосны верхушками как будто касаются неба. Изображено и небо: яркое, голубое, в теплых тонах - такое небо бывает только в солнечный день. Солнца не видно. Но его присутствие ощущается. Мы видим солнечные лучи на стволах сосен, картина пропитана солнечным светом и теплом. На переднем плане картины - ручей с прозрачной чистой водой. Она настолько чиста, что виден каждый камушек на дне. В его водах отражаются сосны. Берега ручья приподняты.) - Представьте, что вы вошли в корабельную рощу. Прислушайтесь, какие звуки вас окружают? (Тишина и покой. Журчание ручья.) - А запахи? (Запах нагретой солнцем хвои, смолы.) - А чувствуется ли присутствие человека? (Ограждение, которое построил человек, чтобы не нарушали тишину и покой столетних сосен и не вырубали их.) Художник Иван Иванович Шишкин очень любил русскую природу, особенно лес. Лес изображен на многих картинах. Город Елабуга, в котором он родился и жил в детстве, был окружен непроходимыми дремучими лесами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к пейзажной живописи. Целыми днями он рисовал природу. Особенно любил художник сосны. В лучших музеях нашей страны можно увидеть пейзажи И. Шишкина. V. Итог урока. - Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? - Какие открытия сделали? - Что особенно запомнилось? - Какое задание хотите выполнить дома? Природа - это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живем. Другого дома нет на целом свете.
Рассмотрено на
заседании МО
(РМО, ШМО)
учителей _____________
Протокол № _____
от « ___» 2 августа
2014года
Согласовано
ЗДУВР: ______________
от «___» _____________
2014 года
Утверждаю:
Директор школы:
____________________
«___» _______________
2014года
Рук. МО:
Рабочая программа
по литературе
2в класса
Учебник « Литературное чтение»,
авт. В.Ю. Свиридова
Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2012 год
Количество часов всего: 102
Учитель: Прудникова Ирина Владимировна
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младшего школьника; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной художественной деятельности;
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Развитие эстетического сознания в этом смысле означает: - формирование способности понимания образного строя произведений художественной культуры и способности образного восприятия окружающего мира в целом; - формирование словесно-понятийного аппарата, необходимого для выражения образного мировосприятия. Восприятие литературы как искусства и явления художественной культуры - таково единое методологическое основание курса литературного чтения. Восприятие литературных произведений с точки зрения присущей им художественной образности - таков конкретный подход к каждому из них. Стратегическая цель курса литературного чтения - закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения. Текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. Задачами начального курса литературного чтения являются: • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем; • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного xyдoжественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности; • развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами: • восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения); • их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания); • собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему). Преподавание литературного чтения опирается на то непосредственное стихийно-творческое начало, которое присуще жизни ребенка до школы, где он, как правило, является слушателем и стихийным творцом в области литературы, а также в игре, рисовании, музыке. Курс продолжает - но целенаправленно - воспитание слушателя, читателя и творца путем обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора, формирования осознанной потребности в чтении и самостоятельном восприятии литературы. Перед учеником постепенно разворачивается все более широкая картина видов и жанров литературы, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, которая, с одной стороны, нацелена на воспитание уважения к целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества (что укрепляет дистанцию между читателем и текстом); с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия, «прочтения» текста школьником, включая его в состав содержания самого текста, что допускает его аналитическое членение (что снимает дистанцию между читателем и текстом). В этой связи очень важно: подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется препарированию; не забывая о том, что восприятие текста является компонентом его содержания, сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного отношения детей к прочитанному. Авторы курса «Литературное чтение» убеждены, что именно на перекрестке разных по своей природе эстетических переживаний (переживания удивления и наслаждения от красоты слова, с одной стороны, и удовольствия от своей собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, приобщения в разгадке тайн творчества, с другой стороны) формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьезного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства и художественной культуры. Поскольку культура восприятия литературы и искусства основывается на понимании особенностей образного видения мира, программа ставит своей задачей уже в начальной школе заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что вызывает к жизни знакомство с элементарными литературоведческими понятиями. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, в ходе анализа текстов, как средством постижения художественного смысла произведения. Программа нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики мира литературы и искусства. Развитие речи детей в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. Специфика решения этой задачи на уроках литературного чтения связана с тем, что работа по развитию речи является неким комплексом, включающим работу над техникой и выразительностью чтения; смысловой анализ текста; творческую речевую деятельность ученика. Анализ литературного произведения в сочетании с созданием собственных литературных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников. Осознанное выразительное чтение вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Литературный анализ текста позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов, принадлежащих к разным родам, жанрам, стилям словесности, позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному и его переосмыслении (отзыв, рецензия). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, басен, пословиц, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа. Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников. Включение элементов поэтики, сравнительного литературоведения и типологии культуры в преподавание готовит учащихся начальной школы к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм. Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия про изведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе. Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь. Программа знакомит с основными подходами в работе с литературным произведением, оставляя учителю простор для творчества. Региональный компонент на уроках литературного чтения реализуется через использование материалов хрестоматии по чтению «Литература Дона», которая составлена на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, разработанного Ростовским ИПК и ПРО и утвержденного министерством общего и специального образования Ростовской области.
II. Содержание учебного материала.
Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета - развития действия - в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов ДЛЯ создания образа в художественном тексте). Народное творчество. Волшебная сказка. Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы). Бытовая сказка. «Мужик и медведь». Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает). Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (с. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу). Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка. Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка. Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям. Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви. Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (с. Козлов). Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы. Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме. КРУГ ЧТЕНИЯ:
Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»; Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик -с -пальчик»; братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»; Г.Х. Андерсен «Огниво».
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе); Л. Толстой «Липунюшка », В. Одоевский «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин «У Лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек-горбунок».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин.
В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты М. Исаковский, Д. Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, Д Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, в. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Т. Собакин, в. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм, Э. Успенский. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Рассказы, К. Паустовский «Растрепанный воробей », И. Акимушкин «Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Честное слово»; Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения НезнаЙки»;·В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок!»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик-семицветик», Д. Нагишкин «Айага», Ф. Кривин Сказки, С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;
П. Неруда; Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи; Э. Нийт «Сказка о каменном короле»; Л. Муур «Крошка Енот», Д. Биссет «Беседы с тигром», О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной», Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино».
Японские трехстишия