ПРОПрограмма факультатива «Развитие логического мышления младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА

«Развитие логического мышления младших школьников»

3 класс

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Факультатив призван решать следующие задачи:

1.Развитие логического мышления учащихся.

2.Формирование творческих способностей учащихся.
Содержание факультатива направлено на: воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика факультатива

Факультатив «Развитие логического мышления младших школьников» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Факультатив учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующий порядок организации. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты маркерных досках и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: *развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; *развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; *воспитание чувства справедливости, ответственности; *развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»))


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

Требования к уровню подготовки обучающихся Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Форма организации обучения - работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ПРОГРАММА «Развитие логического мышления»

для внеурочной деятельности младших школьников 3 класс

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего час.


1

12.09

Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логической задачи. Математическая загадка. Логический вопрос. Задача на сообразительность.

1

2

19.09

Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Математический лабиринт. Занимательная геометрия.

Вставьте числа.

1








3 3

26.09



Занимательный вопрос. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логических задач. Произнесите наоборот.

1

4

3.10

Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача-шутка. Задача-смекалка.

Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Занимательная задача. Какое слово лишнее?

1

5

10.10


Магические квадраты. Продолжи узор. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. Продолжи ряд. Числовая головоломка. Занимательная задача. Какое слово лишнее и почему?

1



6

17.10

Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка.

1

7

24.10

Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Ребусы.

1

8

7.11


Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Загадки. Решение логических задач.

Вставьте пропущенные буквы.

1



9

14.11


Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача-шутка. Тренируем зрительную память.

1



10

21.11

Разминка. Тренируем зрительную память. Произнесите наоборот. Ребусы.

Анаграмма. Найти признаки предмета.

1

11

28.11

Литературная разминка. Запомни и скажи. Занимательная геометрия. Магический квадрат. Ребусы.

1



12

5.12

Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. Найди существенное. Загадка. Продолжи ряд. Занимательная геометрия. Игра «Эхо».

1

13

12.12

Занимательные вопросы.

1

14

19.12

«Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. Отгадай слово.

Игра «Кто быстрее». Весёлые вопросы.


1

15

26.12

Палиндромы. Отгадай слова. «Кто быстрее».Занимательные вопросы.

«Занимательная лесенка».

1


16

16.01

«Найди закономерность».Логические задачи. «Занимательная лесенка».

«Сравнение».Загадка.

1

17

23.01

Логические задачи. «Зашифрованное слово». «Найди закономерность».

«Что лишнее?»Ребусы. «Составь предложение».Занимательная геометрия.

1

18

30.01

Математические игры.

1

19

6.02

Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать.

1

20

20.02

Разминка. Найди закономерность. Игра «Наборщик». Шарада. Заполни квадрат словами. «Превращение слов».

1

21


Ребусы.«Зашифрованное предложение».Логические задачи.«Что лишнее?»

1

22

27.02

«Классификация». «Сравнение».«Найди закономерность».Загадки.


1

23

5.03

Упражнение «Пары слов».Упражнение «Что лишнее?» Ребусы.Логические задачи.


1

24


12.03

Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам. «Зашифрованное слово».Игра «Поиск».Синонимы.

1


25

26.03


Выделение признаков предметов. Выделение существенных признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». Игра «Слова». Заполни квадрат.


1


26

3.04

Игра «Змейка».«Зашифрованное слово».Шарады.

1

27

10.04

Игра «Змейка».Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск».Игра «Слова».


1

28

17.04

Классификация. Игра «Допиши слова».


1

29


24.04

Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово.

1

30


01.05


Игра «Прочитай поговорку».Занимательная геометрия. Анаграммы.

Палиндром. Игра «Слова».Игра «Угадай профессию».

1

31

8.05

Игра «Спрятанная поговорка».Игра «Слова».Лишнее слово. Загадки.

Занимательная геометрия. Занимательные вопросы.

1

32

15.05

Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра «Слова».

1

33

22.05

Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.

«Спрятанная поговорка».

1

34

29.05

Диагностика степени владения логическими операциями.



1




© 2010-2022