- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира
Урок окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинова Ю.А. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок
по окружающему миру
Тема «Значение кислорода в нашей жизни».
Ход урока:
1. Орг. момент.
Мы начинаем урок. Надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением? Тогда давайте друг другу улыбнемся и мысленно пожелаем себе успеха.) 2 Актуализация опорных знаний о воздухе и кислороде.
Огонек пришел к нам в гости.
Он пришел совсем не просто.
Хочет посмотреть наш друг
Как вы умеете трудиться,
А также многому у вас он хочет научиться.
Что-то он и вам подскажет -
И поможет, и покажет…
- Посмотрите, что принес нам Огонек. Это коробка с надписью «Коробка сокровищ». Как вы думаете - что в ней? Сделайте свое предположение.
Откроем? (ничего нет)
- Если здесь ничего нет, то почему же Огонек назвал ее «Коробка сокровищ»? (там находится самое необходимое для нас с вами сокровище). (на парте лежат отпечатанные стихи на парте - дети читают стих-е хором) Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем, Ведь он нам необходим. - Что же это? (воздух) - Какие свойства воздуха вы уже знаете? Поэтапно открываются схемы В. невидим. В. бесцветен. - схема В. не имеет запаха, вкуса - схема При нагревании воздух расширяется - схема При охлаждении воздух сжимается - схема В. плохо проводит тепло
- Каков состав воздуха? (Воздух - это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа).
Открывается схема «Состав воздуха» - Какого газа в воздухе больше всего? (азота) - Чуть меньше? (кислорода) - И совсем мало? (углекислого газа и других - это гелий, водород, озон) - А какой газ, по-вашему, самый важный именно для человека? (кислород) - Почему? (человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ) 3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
- Ребята, вам интересно открывать для себя новые знания?
- А как вы узнаете что-то новое? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей, узнаем из интернета, из литературы)
- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…
Есть у нас пятерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все узнаём от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, зачем и где?
- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? («Значение кислорода в нашей жизни»)
- А какие цели вы поставили бы перед собой на уроке? Когда будете отвечать - используйте наши вопросы-помощники. (узнать ответы на вопросы:
- Почему для человека так важен кислород?
- Кто открыл кислород?
- Зачем мы пьем кислородные коктейли?
- Где человек использует кислород?
- Как опытным путем можно доказать, что кислород важен для горения?
4. Изучение нового материала. Групповая работа с информацией
-
эксперимент с закрытым носом №1
- Сейчас мы проведем эксперимент и вы поймете о каком важном значении кислорода идет речь. Закройте рот и нос - попробуйте как можно дольше не дышать. - Первые ребята сделали вдох через -----сек.
- Что бы произошло, если бы вы не имели возможности быстро вдохнуть? (человек бы умер)
-ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КИСЛОРОДА ДЛЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ - МЫ СЕЙЧАС РАЗДЕЛИМСЯ НА ГРУППЫ И ПОРАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИЕЙ.
1гр. будет искать информацию о том, Почему человеку для дыхания нужен кислород?
2гр. Почему для человека важен кислород?
3гр. Зачем мы пьем кислородные коктейли?
4гр. Где человек использует кислород?
5гр. Кто открыл кислород?
-
Здесь хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила групповой работы:
-
Распланируйте работу и определите роли
-
Выделяйте в тексте только самое главное, то что относится к вашему вопросу.
-
Говорите по одному, спокойно, ясно, только по делу.
-
Внимательно слушай товарища. Если не согласен - корректно выражай свое несогласие, доказывая свою точку зрения.
- Приступайте к работе - у вас есть 5 минут.
Работа с информацией.
Выступление представителей от групп.
Обобщение:
- Вот как много полезной информации вы узнали, работая в группах. Однако Огонек напоминает нам, что на один вопрос мы так и не получили ответа. На какой?
- Как опытным путем можно доказать, что кислород важен для горения?
Просмотр фрагмента фильма о пожарных. - Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма о работе пожарных. Ваша задача - внимательно просмотреть фрагмент обратив внимание на то, чем пожарные тушат огонь. - Что вы увидели в этом фрагменте? (тушение пожара) - Чем пожарные тушили огонь? (водой из пожарных рукавов, пеной…) - Да, вода снижает температуру очага горения, но иногда тушение водой может быть опасно. - Чем еще можно тушить огонь? (накрыть одеялом, песком, землей, пеной из огнетушителя) - Да, существует множество способов тушения огня - но в чем смысл всех этих способов тушения огня? Ваши предположения?
- Мы сегодня попытаемся экспериментальным путем доказать или опровергнуть эту версию и тем самым ответим на вопрос важен ли кислород для горения.
б) Подготовка к эксперименту №2
- А теперь давайте сделаем глубокий вдох, наберем в легкие побольше кислорода, чтобы он с кровью поступил в клетки головного мозга и мы могли продуктивно работать)
Учитель ставит зажженую свечу и спрашивает.
-
Что произойдет, если свечу накрыть стаканом?
-
А если я возьму стакан большого размера? (свеча будет гореть дольше).
-
Предлагаю вам проверить это экспериментальным путем, работая в группах. Сначала давайте определим последовательность действий:
-
Слайд - схема (этапы)
-
Я хочу ответить на вопрос ______
-
Высказываю гипотезу.
-
Размышляю, как можно проверить гипотезу.
-
Определяю, что нужно для проведения эксперимента.
-
Провожу эксперимент и наблюдаю, что происходит.
-
Формулирую свои наблюдения.
-
Устанавливаю, была ли верной моя гипотеза.
-
Отвечаю на свой вопрос.
1. Я хочу ответить на вопрос ____
- На какой вопрос нам предстоит дать ответ? ( Что происходит, когда свеча накрыта большим стаканом и что, когда - маленьким)
2. Высказываю гипотезу.
- Какую вы выдвините гипотезу
(Я предполагаю, что свеча будет гореть под большим стаканом дольше, чем под маленьким).
3. Размышляю, как можно проверить гипотезу.
-
Как мы можем точно установить, что продолжительность горения свечей под разными стаканами неодинаковая? (1способ - нужно засечь время горения горения каждой свечи, 2способ - одновременно накрыть свечи разными стаканами и наблюдать)
4. Определяю, что нужно для проведения эксперимента.
-
Что нужно для проведения эксперимента? (свеча, спички, секундомер, большая банка, маленькая банка)
5. Провожу эксперимент и наблюдаю, что происходит.
-
Как будете проводить эксперимент понятно? 1 и 5 группа устанавливает, что продолжительность горения свечей под разными банками неодинаковая 1 способом (с помощью секундомера) - 2, 3, 4 группа устанавливает это 2 способом, одновременно накрывая свечи разными банками)
-
Мы будем работать с огнем. А как вы знаете - огонь это не только друг, но и враг. Поэтому мы с Огоньком должны предупредить вас о ТБ. Огонек принес вам правила, о которых вы должны помнить во время работы.
-
Не наклоняйтесь близко и не трогайте руками пламя свечи;
-
Не совершайте резких движений, чтобы не сдвинуть парту и не уронить свечи;
-
Не трогайте фитиль свечи после горения;
-
Не снимайте сразу после эксперимента банки - они горячие.
6. Формулирую свои наблюдения.
- Далее вы письменно формулируете свои наблюдения.
7. Устанавливаю, была ли верной моя гипотеза и отвечаете на вопрос.
- Устанавливаете и записываете верна ли ваша гипотеза и отвечаете на вопрос.
- Все записи делаете на листе наблюдений.
- В конце работы оцените каждого члена группы.
- Есть вопросы по проведению эксперимента?
- Тогда приступайте к работе. Удачи вам. У вас все получится
в) Эксперимент - 15 мин
г) Выступление представителей от групп.
д) Обобщение результатов:
-
Давайте обобщим наши результаты. Для этого вставим нужные слова в предложение, которое приготовил нам наш друг Огонек.
Чем_________воздуха находится в банке, тем ________горит свеча.
-
А кто уже может сказать почему так происходит и как это связано с кислородом?( при горении свечи кислород расходуется, взамен в воздухе появляется углекислый газ, который не поддерживает горение и свеча гаснет)
-
Как можно добиться того, чтобы пламя под банкой не погасло (нужно обеспечить доступ воздуха, т.е кислорода в банку - свеча не погаснет)
5. Подведение итогов урока
- Теперь давайте вернемся к фрагменту фильма, который вы посмотрели и к поставленному перед вами вопросу: Какими свойствами должно обладать средство тушения огня?
- У вас были версии, которые мы должны были доказать или опровергнуть - напомните их. (средство тушения огня должно перекрывать доступ кислорода к огню, т.к. для горения нужен кислород)
- Как вы думаете - мы доказали эту версию? (да)
- Как вы считаете, вы для себя нашли ответы на вопросы, которые вы ставили в начале урока?
Открываются слайды с вопросами и дети дают на них ответы.
- Кто открыл кислород?
- Почему для человека так важен кислород?
- Зачем мы пьем кислородные коктейли?
- Где человек использует кислород?
- Как опытным путем можно доказать, что кислород важен для горения?
- Как вы думаете о чем еще нас должен предупредить Огонек? ( с ним нужно быть очень осторожным, соблюдать правила пожарной безопасности, иначе он может превратиться во врага)
- Как вы считаете - удалась ли вам совместная работа?
- Удалось ли объективно оценить друг друга?
- Чувство поддержки одноклассников - это важный момент в успешной работе - помните об этом.
7. Рефлексия.
- Нашему Огоньку понравилось на уроке и он решил подарить вам маленькие огоньки с просьбой зажечь их возле того настроения, которое соответствует вашему на данный момент.
Радость, Печаль. Уверенность. Непонимание - дети прикрепляют свои огоньки рядом соответственно выбранному настроению и доказывают свой выбор.
- Я прикрепляю свой огонек между Уверенностью и радостью - т. к я рада, что вы хорошо поработали на уроке и уйдете с хорошим настроением. Уверена, что тема для вас была интересной, понятной и мы с ней справились. Благодарю вас за урок.