Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие семьи и школы по формированию навыков здоровьесбережения.

Формы двигательной активности детей на уроках.

Физкультминутки.

I. Введение.


Тысячи лет люди пытались отыскать чудесный эликсир жизни. За ним сказочные герои отправлялись в далёкие путешествия за тридевять земель. А эликсир оказался совсем даже рядом с человеком - это физическая культура, которая даёт людям здоровье, радость и ощущение полноты жизни. Современные дети должны быть закалёнными, физически культурными, а учителя должны им в этом помогать. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Для этого будем своим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности я рекомендую в рамках здоровьесберегающих технологий проводить на уроках физкультминутки для предупреждения утомляемости, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, стимулируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они снимают статистическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения, нового материала. Физминутка это не только небольшая пауза для выполнения физических упражнений, она может применяться при изучении новых понятий, правил и может быть направлена на развитие памяти и слухового восприятия. А также физминутки являются эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения упражнений активизируется межполушарное взаимодействие, и развиваются межполушарные связи. Вот почему психологи отмечают значимость физминуток на уроках как залог успешного обучения. Начиная с первого класса, во время урока ребёнку приходится очень много работать. Но работа тем и хороша, что на смену ей приходит отдых. Умственная работа - это тяжёлая работа и особенно для детей, поэтому учителя должны как можно чаще с умственной работы переключать ребенка на физические упражнения. Физминутки может проводить сам учитель, а также их могут проводить и дети. Они это делают с большим удовольствием.


  1. Виды физкультминуток:

  1. Оздоровительно - гигиенические.
Такие физминутки можно проводить как стоя, так и сидя за партой.
Качели.
И.п.- дети взявшись за руки стоят лицом друг к другу. На раз присесть, на два встать. Повторить 5-6 раз.
Колка дров.
И.п.- ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. На раз наклониться вперёд, руки опустить вниз, на два вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
Конница.
И.п.- руки согнуты в локтях, под прямым углом, ладонями вниз. Выполняется бег на месте с касанием руками коленей.
Котята.
И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз приподнять плечи, на два опустить плечи назад, на три прогнуть спину, на четыре вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
Крылья. И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. На раз развести руки в стороны вверх и сделать вдох, на два вернуться в и.п. и сделать выдох. Повторить медленно 5-6 раз.

Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа.

2.Упражнения по коррекции осанки.
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. На раз положение смирно (фиксация лопаток), на два ослабить мышцы. Повторить 6-8 раз. И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам. На счёт раз, два медленно вытягивать руки вверх, голова прямая, на три, четыре в и.п. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт раз, два наклон туловища вперед (спина прогнута), руки вытягиваем в стороны, на три, четыре и.п. И. п.- ноги вместе, руки на поясе. На раз, два присесть, руки вперёд, пятки от пола не отрывать, спина прямая, на три, четыре и.п. Ходьба обыкновенная по классу на носках и пятках поочередно, если есть возможность, то снять обувь или одеть спортивную.

  1. Зарядка для глаз.

Чтобы глазки на уроках не уставали надо проводить специальную гимнастику.
- крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение. - поставить большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на конец пальца двумя глазами 3-5 сек., закрыть один глаз на 3-5 сек., затем снова смотреть двумя глазами, закрыть другой глаз на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы глаз. - тремя пальчиками каждой руки слегка нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. - положить кончики пальцев на виски слегка сжав их, 10 раз быстро и легко моргнуть, закрыть глаза и отдохнуть сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Упражнение снимает усталость глаз.

Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа.


  1. Двигательно - речевые.
Этот вид физминуток особенно популярен на уроках. Дети вместе с учителем читают вслух небольшие, весёлые стихи и выполняют разные движения. Я нашла себе жука Ветер дует нам в лицо На большой поляне. Закачалось деревцо. Не могу держать в руках Ветер тише, тише, тише Пусть лежит в кармане. Деревцо всё выше, выше. Ой упал, упал мой жук, Нос напачкал пылью. Улетел мой майский жук, Улетел на крыльях.

Миша шёл, шёл, шёл, Белый гриб нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положи их в кузовок.

Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
  1. Подражательные.
Эти физминутки учитель проводит обычно сам. Читаем с детьми азбуку или смотрим картинки,на которых изображены машины, паровозы, бабочки, птички и другие предметы, подражая тому или иному предмету, получается готовая пауза. Особенно любят её дети первого класса.
  1. Для рук и пальчиков.
При выполнении письменных работ необходимы физминутки для рук и пальчиков. Такие паузы можно выполняются сидя и стоя.
Рыбки плавали, ныряли, В светлой, чистенькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке.
Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Затем пальчики сожмём, Сядем и писать начнём. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём - И опять писать начнём. Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа.


  1. Тематические
Такие физминутки можно проводить на различных уроках при изучении новых тем или для закрепления изученного материала. Обычные правила дети учат, выполняя различные упражнения.
Игра «Деревья, кустарники, травы». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки и показывают какие деревья высокие, кустарник - руки развести в стороны, ведь кусты очень широкие и имеют свойство сильно разрастаться, трава - нужно присесть как можно ближе к земле, ведь травы низкие и стелятся по земле. Можно также включать названия грибов, животных и тогда дети не должны выполнять ни каких движений. Игру можно проводить в быстром темпе и в медленном.
Игра «Водоёмы». Правила: при назывании моря дети отводят руки в стороны и делают ими круговые движения, рот закрыть, ведь вода в море очень солёная и показывая какое море большое, река - руки вытянуты перед собой, сложены ладошки друг с другом, выполняются змеевидные движения, ротик можно приоткрыть, тем самым ребёнок показывает как равнинная река извивается на своём пути, а вода в ней пресная, озеро - руки перед собой, дети как бы плывут, а можно как бы грести вёслами, показывая всю красоту озёр, рот дети либо закрывают, либо приоткрывают, смотря какое озеро было названо.
Заучивание правила: Сколько в слове гласных Столько и слогов. Это должен знать Каждый из учеников.
От перестановки слагаемых (множителей) сумма (произведение) не изменяется. Дети встают и меняются местами со своим соседом, обходя свою парту, и наоборот возвращаются на своё место.
  1. Музыкальные.
Эти физминутки дети очень любят. Их можно разделить на те, которые выполняются под музыку, с произвольными движениями и на песенные, которые выполняются под слова песни, которую дети поют вместе с учителем.
Весёлые гуси.
Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один белый, Другой серый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее!
Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый- Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе- Один серый, другой белый, Кланялись бабусе.
Если нравится тебе.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка по коленкам). Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» Если нравится тебе, То и другим ты покажи. Если нравится тебе, То делай всё.

Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа. 9. Ритмические. Подобные физминутки отличаются от музыкальных тем, что сюда включены элементы ритмики и движения должны быть более четкими. Эти физминутки лучше включать в учебную деятельность в 3,4 классах.

  1. Игровые.
Мыши водят хоровод На лужайке дремлет кот. Тише мыши не шумите Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька - кот, Разобьёт весь хоровод.
Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки и подражает движениям различных животных: гуси (га-га-га), голуби (гуля-гуля-гуля), ослики (иа-иа-иа), собачки (гав-гав-гав), кошечки (мяу-мяу-мяу). Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живёт?» (Дети отвечают). Потом учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки », «Голуби, помашите своими крылышками», «Ослики, сделайте три прыжка вперёд и три назад», «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, а потом два шага вперёд», «Кошечки, встаньте на цыпочки и пройдитесь по классу».

Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа.

  1. Сказочные.

Такие физминутки может проводить учитель и сами дети. Сказки можно сочинять самим, а можно брать готовые «Репка», «Теремок», «Колобок».

Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа.

  1. Заключение.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.



© 2010-2022