- Преподавателю
- Начальные классы
- Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа
Физкультминутки. Формы двигательной активности детей на уроках. Начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бодина И.А. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Взаимодействие семьи и школы по формированию навыков здоровьесбережения.
Формы двигательной активности детей на уроках.
Физкультминутки.
I. Введение.
Тысячи лет люди пытались отыскать чудесный эликсир жизни. За ним сказочные герои отправлялись в далёкие путешествия за тридевять земель. А эликсир оказался совсем даже рядом с человеком - это физическая культура, которая даёт людям здоровье, радость и ощущение полноты жизни. Современные дети должны быть закалёнными, физически культурными, а учителя должны им в этом помогать. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Для этого будем своим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности я рекомендую в рамках здоровьесберегающих технологий проводить на уроках физкультминутки для предупреждения утомляемости, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, стимулируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они снимают статистическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения, нового материала. Физминутка это не только небольшая пауза для выполнения физических упражнений, она может применяться при изучении новых понятий, правил и может быть направлена на развитие памяти и слухового восприятия. А также физминутки являются эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения упражнений активизируется межполушарное взаимодействие, и развиваются межполушарные связи. Вот почему психологи отмечают значимость физминуток на уроках как залог успешного обучения. Начиная с первого класса, во время урока ребёнку приходится очень много работать. Но работа тем и хороша, что на смену ей приходит отдых. Умственная работа - это тяжёлая работа и особенно для детей, поэтому учителя должны как можно чаще с умственной работы переключать ребенка на физические упражнения. Физминутки может проводить сам учитель, а также их могут проводить и дети. Они это делают с большим удовольствием.
- Виды физкультминуток:
- Оздоровительно - гигиенические.
Качели.
И.п.- дети взявшись за руки стоят лицом друг к другу. На раз присесть, на два встать. Повторить 5-6 раз.
Колка дров.
И.п.- ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. На раз наклониться вперёд, руки опустить вниз, на два вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
Конница.
И.п.- руки согнуты в локтях, под прямым углом, ладонями вниз. Выполняется бег на месте с касанием руками коленей.
Котята.
И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз приподнять плечи, на два опустить плечи назад, на три прогнуть спину, на четыре вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
Крылья. И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. На раз развести руки в стороны вверх и сделать вдох, на два вернуться в и.п. и сделать выдох. Повторить медленно 5-6 раз.
2.Упражнения по коррекции осанки.
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. На раз положение смирно (фиксация лопаток), на два ослабить мышцы. Повторить 6-8 раз. И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам. На счёт раз, два медленно вытягивать руки вверх, голова прямая, на три, четыре в и.п. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт раз, два наклон туловища вперед (спина прогнута), руки вытягиваем в стороны, на три, четыре и.п. И. п.- ноги вместе, руки на поясе. На раз, два присесть, руки вперёд, пятки от пола не отрывать, спина прямая, на три, четыре и.п. Ходьба обыкновенная по классу на носках и пятках поочередно, если есть возможность, то снять обувь или одеть спортивную.
- Зарядка для глаз.
Чтобы глазки на уроках не уставали надо проводить специальную гимнастику.
- крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение. - поставить большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на конец пальца двумя глазами 3-5 сек., закрыть один глаз на 3-5 сек., затем снова смотреть двумя глазами, закрыть другой глаз на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы глаз. - тремя пальчиками каждой руки слегка нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. - положить кончики пальцев на виски слегка сжав их, 10 раз быстро и легко моргнуть, закрыть глаза и отдохнуть сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Упражнение снимает усталость глаз.
- Двигательно - речевые.
Миша шёл, шёл, шёл, Белый гриб нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положи их в кузовок.
Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
- Подражательные.
- Для рук и пальчиков.
Рыбки плавали, ныряли, В светлой, чистенькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке.
Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Затем пальчики сожмём, Сядем и писать начнём. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём - И опять писать начнём.
- Тематические
Игра «Деревья, кустарники, травы». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки и показывают какие деревья высокие, кустарник - руки развести в стороны, ведь кусты очень широкие и имеют свойство сильно разрастаться, трава - нужно присесть как можно ближе к земле, ведь травы низкие и стелятся по земле. Можно также включать названия грибов, животных и тогда дети не должны выполнять ни каких движений. Игру можно проводить в быстром темпе и в медленном.
Игра «Водоёмы». Правила: при назывании моря дети отводят руки в стороны и делают ими круговые движения, рот закрыть, ведь вода в море очень солёная и показывая какое море большое, река - руки вытянуты перед собой, сложены ладошки друг с другом, выполняются змеевидные движения, ротик можно приоткрыть, тем самым ребёнок показывает как равнинная река извивается на своём пути, а вода в ней пресная, озеро - руки перед собой, дети как бы плывут, а можно как бы грести вёслами, показывая всю красоту озёр, рот дети либо закрывают, либо приоткрывают, смотря какое озеро было названо.
Заучивание правила: Сколько в слове гласных Столько и слогов. Это должен знать Каждый из учеников.
От перестановки слагаемых (множителей) сумма (произведение) не изменяется. Дети встают и меняются местами со своим соседом, обходя свою парту, и наоборот возвращаются на своё место.
- Музыкальные.
Весёлые гуси.
Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один белый, Другой серый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее!
Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый- Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе- Один серый, другой белый, Кланялись бабусе.
Если нравится тебе.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши). Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка по коленкам). Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» Если нравится тебе, То и другим ты покажи. Если нравится тебе, То делай всё.
9. Ритмические. Подобные физминутки отличаются от музыкальных тем, что сюда включены элементы ритмики и движения должны быть более четкими. Эти физминутки лучше включать в учебную деятельность в 3,4 классах.
- Игровые.
Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки и подражает движениям различных животных: гуси (га-га-га), голуби (гуля-гуля-гуля), ослики (иа-иа-иа), собачки (гав-гав-гав), кошечки (мяу-мяу-мяу). Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живёт?» (Дети отвечают). Потом учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки », «Голуби, помашите своими крылышками», «Ослики, сделайте три прыжка вперёд и три назад», «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, а потом два шага вперёд», «Кошечки, встаньте на цыпочки и пройдитесь по классу».
- Сказочные.
Такие физминутки может проводить учитель и сами дети. Сказки можно сочинять самим, а можно брать готовые «Репка», «Теремок», «Колобок».
- Заключение.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.